Искусственный интеллект: субъект и объект

 
Код статьиS086954150008759-4-1
DOI10.31857/S086954150008759-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт этнологии и культурной антропологии Варшавского университета
Адрес: Польша, Варшава
Должность: профессор
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве РФ
Адрес: Ленинградский пр. 49, Москва, 125993, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№1
Страницы80-94
Аннотация

Данная статья – этико-культурологический анализ взаимодействия человека с искусственным интеллектом (ИИ). Авторы рассматривают ИИ как “умного помощника” и как потенциально автономную личность. В первом случае речь идет о таких угрозах для человека, как усиленный контроль над частной жизнью, незащищенность личных данных, создание фейковой информации, сокращение рабочих мест, постепенное купирование человеческих способностей за счет технологической поддержки. Во втором – об угрозе порабощения человечества искусственным интеллектом или гибели человечества в результате того, что ИИ будет прогрессировать в темпе, недостижимом для человеческого мозга. В статье рассматриваются варианты отношений с ИИ в зависимости от того, будет ли он признан объектом или субъектом морали; анализируются и сравниваются интересы и ценности человека и ИИ, выявляются варианты морали и этики, обусловленные спецификой технологического и биологического развития личности. Исходя из того, что существует два основных мнения об истоках человеческой морали – базирующееся на осознанным выборе и детерминированное биологией, – авторы делают вывод, что главной проблемой на пути к единству интересов и целей человека и ИИ будет биологическая “бестелесность” последнего, поскольку большинство человеческих интересов ограничивается рамками телесности и смертности. Предполагается также, что ИИ не будет антропоцентричным и что его этика может быть ИИ-центричной или вневидовой.

Ключевые словаискусственный интеллект, этика, телесность, технологии
Получено30.03.2020
Дата публикации31.03.2020
Кол-во символов46632
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Существование человечества в привычных для нас биологических и социальных рамках кажется уже невозможным. Более того, многие эксперты ставят под угрозу наше дальнейшее развитие. Причина этого – растущие риски, вызванные милитаризацией, экономическим неравенством и ухудшением экологической обстановки, но прежде всего связанные с развитием НБИК-технологий и разработками в сфере искусственного интеллекта (ИИ).
2 ИИ уже вышел из сферы мечтаний о будущем. Это уже наша реальность, хотя многие еще не осознают этого факта. Как пользователи интернета, клиенты банка, покупатели и пациенты мы постоянно сталкиваемся с результатами работы самообучающихся нейронных сетей, для которых мы – источник новых данных. Сегодня ИИ для нас – это прежде всего “умный помощник”, который незаметно облегчает наши повседневные задачи на работе, помогает делать покупки, выбирать варианты отдыха. Существуют опасения, что это приведет не только к закрытию рабочих мест на рынке труда, изменению характера межчеловеческих контактов, но также ограничит наши способности – например, мы перестанем ориентироваться в пространстве без помощи GPS-навигации.
3 Некоторые, напротив, считают, что “умный помощник” – это технологическое расширение наших интеллектуальных способностей, некое усовершенствование (enhancement) человечества и неизбежный логический путь развития. Существуют опасения, что ИИ перерастет в самостоятельное, сознательное, автономное существо, которое, возможно, выйдет из-под контроля людей и станет угрозой для всего человечества. Однако существует также мнение, что даже в случае, если ИИ перерастет нас, он продолжит мирно к нам относиться.
4 Данная статья вписывается в русло этико-культурологического обсуждения взаимодействия человека с ИИ и связанных с этим рисков. Мы представим искусственный интеллект – каким он есть сегодня и каким он может стать завтра, –постараемся ответить на вопрос, возможно ли, чтобы ИИ руководствовался человеческими моральными нормами, а также задумаемся над тем, зачем людям вообще создавать ИИ.
5

История и метафизика

6 История исследований ИИ началась в середине прошлого века с развития кибернетики и компьютеров; целью этого развития было создание машины, решающей логические операции. Чаще всего появление размышлений об ИИ ассоциируют с “тестом Тьюринга” (эмпирический тест, предложенный Аланом Тьюрингом в статье “Computing Machinery and Intelligence”, опубликованной в 1950 г. в философском журнале Mind). Суть его в следующем: человек взаимодействует с компьютером и человеком, в ходе взаимодействия он должен определить на основании ответов на задаваемые вопросы, с кем разговаривает – с человеком или компьютерной программой. Стоит отметить, что в 2014 г. тест Тьюринга прошел чат-бот Женя Густман (Eugene Goostman), который представился 13-летним мальчиком из Одессы: 33 % судей приняли его за человека. Однако, несмотря на растущую схожесть поведения или, вернее, подражания человеку, до создания автономной и сознательной машины, которую можно было бы назвать “личностью”, все еще далеко.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 428

Оценка читателей: голосов 0

1. Левин 2013 – Левин Ж. Функционализм. Стэнфордская энциклопедия философии (версия осени 2013 года) / Ред. Э.Н. Залта; пер. с англ. А.В. Кузнецова. https://philosophy.3-core.ru/sep/functionalism (дата обращения: 10.04.2019).

2. Bostrom 2015 – Bostrom N. What Happens when Our Computers Get Smarter then We Are? // TED. March 2015. https://www.ted.com/talks/nick_bostrom_what_happens_when_our_computers_get_smarter_than_we_are

3. Harris 2016 – Harris S. Can We Build AI without Losing Control Over It? // TEDSummit. 2016. https://www.ted.com/talks/sam_harris_can_we_build_ai_without_losing_control_over_it/transcript#t-165096

4. Kai-Fu Lee 2018 – Kai-Fu Lee. How AI Can Save Our Humanity // TED. April 2018. https://www.ted.com/talks/kai_fu_lee_how_ai_can_save_our_humanity

5. Sobczak 2017 – Sobczak A. Branże o najwyższym stopniu wykorzystania AI – stan obecny i prognoza na 3 lata // Robonomika. 19 Listopad 2017. https://robonomika.pl/branze-o-najwyzszym-stopniu-wykorzystania-ai-stan-obecny-i-prognoza-na-3-lata

6. Вааль де Ф. Истоки морали. В поисках человеческого у приматов. М.: Альпина нон-фикшн, 2014.

7. Радковска-Валькович М., Кожевникова М. Искусственный человек в образах литературы и кино (интервью) // Медицинская антропология и биоэтика. 2011. № 1 (3). http://www.medanthro.ru/?page_id=1076

8. Gawkowski K. Cyberkolonializm: Poznaj świat cyfrowych przyjaciół i wrogów. Gliwice: Helion, 2018.

9. Ożóg M. Nauka w (krzywym) zwierciadle sztuki: problematyka sztucznej inteligencji w twórczości Kena Feingolda i Rafaela Lozano-Hemmera // Digitalne dotknięcia. Teoria w praktyce/Praktyka w teorii / Red. P. Zawojski. Szczecin, 2010. S. 43–63.

10. Przegalińska A.K. Istoty wirtualne. Jak fenomenologia zmieniała sztuczną inteligencję. Kraków: Universitas Kraków, 2016.

11. Radkowska-Walkowicz M. Od Golema do Terminatora. Wizerunki sztucznego człowieka w kulturze. Warszawa: WaiP, 2008.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх