Охранные зоны и минимальные расстояния до магистральных нефтепроводов (нефтепродуктопроводов): понятие, правовой режим и значение для безопасной эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта

 
Код статьиS231243500024480-6-1
DOI10.18254/S231243500024480-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заместитель начальника отдела административных споров и исполнительного производства департамента судебной практики ПАО "Транснефть"
Аффилиация: ПАО "Транснефть"
Адрес: Красногорск, 143410, Московская обл., г. Красногорск, Красногорский бул., д. 13, корп. 1, кв. 89
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 1
Страницы41-51
Аннотация

Существенным риском, с которым сталкиваются нефтепроводные организации при эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта, является нарушение третьими лицами режима охранных зон и минимальных расстояний до нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (далее обобщенно – нефтепроводы). До настоящего времени не утверждены положения, устанавливающие правовой режим охранных зон и зон минимальных расстояний. Отсутствие подзаконного правового регулирования влечет проблемы правоприменения, в том числе возникновение судебных споров. В настоящей работе исследуются основные положения об охранных зонах и минимальных расстояниях в контексте их влияния на безопасность эксплуатации магистральных нефтепроводов, жизни и здоровья людей, проводится анализ понятий и режимов охранной зоны и минимальных расстояний с точки зрения цели их установлении, сформулированы рекомендации и предложения по минимизации правовых рисков.

Ключевые словаэнергетическое право, правовой режим магистрального трубопровода, зоны с особыми условиями использования территорий Охранная зона магистрального трубопровода
Получено20.02.2023
Дата публикации31.03.2023
Кол-во символов32182
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 I. Введение
2 Одной из основных задач организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, является обеспечение сохранности данного объекта, предотвращение аварий и инцидентов на опасных производственных объектах.
3 Статья 17.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности) возлагает на организацию, эксплуатирующую опасные производственные объекты, ответственность за причинение вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
4 Поскольку нефтепроводы относятся к опасным производственным объектам, данная норма распространяется и на нефтепроводные организации [1].
5 Важным фактором обеспечения сохранности нефтепроводов является обеспечение соблюдения режима охранных зон, а в целях защиты окружающей застройки, жизни и здоровья людей, устанавливаются также минимальные расстояния до магистральных нефтепроводов.
6 В 2018 году Земельный Кодекс РФ ( далее - ЗК РФ) дополнен главой XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий», которая установила цели, виды и правовые основы зон с особыми условиями использования территорий ( далее – ЗОУИТ).
7 При этом новая глава ЗК РФ не содержит определения ЗОУИТ [2].
8 Определение ЗОУИТ содержится в п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ: ЗОУИТ – это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9 Легальное определение не раскрывает понятие через его свойства, а лишь перечисляет возможные виды ЗОУИТ.
10 В литературе предложено несколько вариантов определения ЗОУИТ:
11 (1) ЗОУИТ – это зоны, устанавливаемые с целью обеспечения безопасности населения от воздействия объектов промышленности, энергетики, радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и т.д., а также защита этих объектов от антропогенного воздействия [3].
12 (2) ЗОУИТ – определенная территория, в установленных границах которой в определенных целях установлен особый (специальный) правовой режим, заключающийся прежде всего в установлении ограничений в использовании земельных участков или частей земельных участков. [4].
13 Представляется, что понятию ЗОУИТ можно дать следующее определение, исходя из его признаков, содержащихся в главе XIX ЗК РФ:
14 ЗОУИТ – это имеющие границы территории (акватории), которые устанавливаются в порядке, определенном действующим законодательством, в целях защиты жизни и здоровья граждан, обеспечения сохранности и безопасной эксплуатации объектов с особыми свойствами, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в границах которых возникают ограничения использования земельных участков без изъятия таких участков у их владельцев, за исключением случаев, установленных законом.

всего просмотров: 162

Оценка читателей: голосов 0

1. Тихомирова Л.А. Особенности и проблемы идентификации, классификации и регистрации опасных производственных объектов // СПС КонсультантПлюс. 2018.

2. Золотова О.А. К вопросу о понятии и видах зон с особыми условиями использования территорий // Экологическое право. 2020. N 3. С. 9 - 13. DOI: 10.18572/1812-3775-2020-3-9-13.

3. Боронина И.Ю. О проблемах в области защиты прав собственников земельных участков и капитальных строений, попавших в охранную зону // СПС КонсультантПлюс. 2020.

4. Воронцова А.А., Заславская Н.М. Правовой режим зон с особыми условиями использования территории // Экологическое право. 2019. N 2. С. 10 - 14.

5. Воронцова А.А., Заславская Н.М. Правовой режим зон с особыми условиями использования территории // Экологическое право. 2019. N 2. С. 10 - 14.

6. Золотова О.А. Правовой режим охранных зон: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

7. Филаткина Ю.Е. Управление юридическими рисками, связанными с ограничением использования и хозяйственного оборота земельных участков // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. N 3. С. 96 - 101.

8. Аверьянова Н.Н. Зонирование земель и территорий по законодательству Российской Федерации // Экологическое право. 2022. N 3. С. 29 - 32. DOI: 10.18572/1812-3775-2022-3-29-32.

9. Болтанова Е.С. Ограничение прав в связи с установлением зоны с особыми условиями использования // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. N 5. С. 55 - 65. DOI: 10.24411/2072-4098-2019-10505.

10. Маркелова А.А., Карачун А.В. Регуляторные изъятия (regulatory takings) в России и за рубежом // Закон. 2021. N 11. С. 169 - 182; N 12. С. 156 - 171.

11. Жаркова О.А. Создание нового объекта недвижимости: публичное и гражданское законодательство // Закон. 2022. N 4. С. 171 - 187. DOI: 10.37239/0869-4400-2022-19-4-171-187.

12. Тихомирова Л.А. Охранные зоны трубопроводов // СПС КонсультантПлюс. 2019.

13. Завьялов А.А. Охранные зоны. Новое в правовом регулировании. Краткий анализ последствий принятия Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ // Журнал "Имущественные отношения в Российской Федерации", N 4, апрель 2020 г., С. 103 - 110.

14. Романова Г.В. Земельное право: курс лекций для бакалавров. М.: Юстиция, 2016. 190 с.

15. Александров Ю.Н. Ограничение возможности строительства на территориях, в границах которых установлен особый режим ведения хозяйственной деятельности // Журнал "Имущественные отношения в Российской Федерации", N 9, сентябрь 2017 г., с. 53-63.

16. Воронцова А.А., Заславская Н.М. Правовой режим зон с особыми условиями использования территории // Экологическое право. 2019. N 2. С. 10 - 14.

17. Тихомирова Л.А. Охранные зоны трубопроводов // СПС КонсультантПлюс. 2019.

18. Хаустов Д.В. Обзор нового законодательства // Экологическое право. 2010. N 4. С. 39 - 46.

19. Башарин А.В. Проблемы отображения санитарно-защитных зон в градостроительной документации. Комментарий к Апелляционному определению Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2018 N 64-АПГ18-7 // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. N 12. С. 97 - 110. DOI: 10.24411/2072-4098-2019-11208.

20. Дюкова Е.А., Чепурнова Н.М. Судебный контроль как вид контрольной деятельности государства // "Российский судья", 2007, N 10, С. 13 - 18.

21. Мурадьян Э.М. Превентивные иски // Государство и право, N 4, 2001. С. 21 – 26.

22. Лазарев Л.В., Морщакова Т.Г., Страшун Б.А. и др. / Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России (постатейный) // М.: Институт права и публичной политики, 2005. 670 с.; Луценко С.И. Охранные зоны // СПС КонсультантПлюс. 2021.

23. Петрищев В.С., Подмаркова А.С. Очередная реформа норм о самовольном строительстве: оценка новелл // Закон. 2019. N 2. С. 56 - 69.

24. Тихомирова Л.А. Охранные зоны трубопроводов // СПС КонсультантПлюс. 2019.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх