Экспорт природного газа: проблемные аспекты государственного регулирования и контроля

 
Код статьиS231243500022437-8-1
DOI10.18572/2312-4350-2020-2-35-41
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 2
Страницы35-41
Аннотация

Экспорт природного газа с каждым годом приобретает все большое значение для экономики Российской Федерации. Вышеуказанные обстоятельства, а также стратегическое значение природного газа, как энергетического ресурса, обусловливают необходимость надлежащего правового обеспечения в области государственного регулирования и контроля. Особенности таможенного декларирования природного газа обусловлены специфическими свойствами природного газа, как энергетического ресурса. Данные особенности выражаются в необходимости обеспечения непрерывного процесса поставок природного газа при использовании трубопроводного транспорта. Определение объемов поставляемого природного газа осуществляется на основании специальных приборов учета в соответствующих ежемесячных актах. К наиболее актуальным вопросам при поставках природного газа на экспорт следует отнести порядок таможенного декларирования, а также порядок осуществления таможенными органами контроля таможенной стоимости. Ключевая особенность таможенного декларирования экспорта природного газа заключается в необходимости подачи декларантом временной и полной таможенных деклараций. При осуществлении временного периодического декларирования имеет место не две самостоятельные процедуры, а одна непрерывная процедура таможенного оформления экспорта природного газа, которая начинается с подачи декларантом временной таможенной декларации и заканчивается подачей полной таможенной декларации. При этом в полной таможенной декларации декларантом заявляются итоговые сведения об осуществленной поставке на основании документов, составленных по окончании поставки природного газа. Данный подход означает, что декларант не должен привлекаться к административной ответственности за недекларирование товара только на основании сведений, заявленных во временной таможенной декларации, если впоследствии им были заявлены полные сведения об объемах и других условиях поставки в полной таможенной декларации. Проблемные аспекты возникают и в процессе осуществления таможенного контроля за стоимостью экспортируемого природного газа и при привлечении к административной ответственности за непоступление валютной выручки, произошедшее по причинам, не зависящим от компании-экспортера. Автором представлен правовой анализ судебной практики разрешения споров и сформулированы предложения по совершенствованию существующей модели правового регулирования.

Ключевые словаэнергетическое право, правовое регулирование экспорта природного газа, государственное регулирование, государственный контроль
Получено06.05.2020
Дата публикации03.06.2020
Кол-во символов17665
Цитировать     Скачать pdf
1 Экспорт природного газа с каждым годом приобретает все большое значение для экономики Российской Федерации. Так, если в 2010 г. объем экспорта природного газа в газообразном состоянии составлял 138,6 млрд м3, то в 2018 г. экспорт достиг отметки в 200,8 млрд м3 [1].
2 В декабре 2019 г. начались поставки трубопроводного газа в КНР по газопроводу «Сила Сибири» [2]. Договор купли-продажи российского газа по «восточному» маршруту предполагает поставку в КНР 38 млрд м3 газа в год [3].
3 Согласно статистическим отчетам Федеральной таможенной службы РФ в 2019 г. общий объем экспорта природного газа составил 219,9 млрд м3 на сумму 41 633,1 млн долларов США [4].
4 Вышеуказанные обстоятельства, а также стратегическое значение природного газа, как энергетического ресурса приводят к необходимости осуществления государственного контроля общественных отношений, складывающихся при поставках природного газа на экспорт.
5 Государственное регулирование отношений по экспорту природного газа заключается в осуществлении государством в лице уполномоченных органов мероприятий, направленных на установление порядка экспорта природного газа. Регулирование деятельности по экспорту природного газа осуществляется государством с помощью принятия соответствующих нормативно-правовых актов на международном и национальном уровне. Совокупность данных нормативно-правовых актов создает систему требований и ограничений, соблюдение которых является необходимым условием для осуществления деятельности по экспорту природного газа.
6 К основным нормативно-правовым актам, регулирующим порядок экспорта природного газа из Российской Федерации, следует отнести Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), Федеральный закон № 289-ФЗ
7 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ «О таможенном регулировании»), Федеральный закон № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон № 117-ФЗ «Об экспорте газа», Постановление Правительства РФ № 1694 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» и др.
8 В целях обеспечения соблюдения порядка экспорта природного газа государством устанавливаются меры государственного контроля, то есть совокупность мероприятий, направленных на проверку соблюдения компаниями-экспортерами нормативно-правового регулирования в области экспорта природного газа.
9 Государственный контроль экспорта природного газа осуществляется через уполномоченные органы государственной власти, наделенные соответствующей компетенций. Успешное прохождение таможенного контроля является необходимым условием осуществления поставок природного газа на экспорт.

всего просмотров: 212

Оценка читателей: голосов 0

1. Статистика поставок. Динамика реализации газа в Европу // Газпром Экспорт. URL: http://www.gazprom- export.ru/statistics/.

2. «Газпром» начал первые трубопроводные поставки российского газа в Китай // Газпром. URL: https://www. gazprom.ru/press/news/2019/december/article493740/.

3. Китай // Газпром. URL: https://www.gazprom.ru/about/marketing/china/.

4. Экспорт России важнейших товаров. Данные статистики // Федеральная таможенная служба. URL: http:// customs.ru/folder/513.

5. Ульянов П. Правовые проблемы перемещения товара через таможенную границу посредством линейных объектов / П. Ульянов // Нефть, Газ и Право. 2015. № 4 (124). С. 49–62.

6. Романова В.В. Правовой режим газа как объекта частноправовых отношений / В.В. Романова // Юрист. 2015. № 5. С. 13–17 ; Романова В.В. Внешнеэкономические сделки в газовой отрасли: особенности право- вого регулирования / В.В. Романова // Международное публичное и частное право. 2016. № 3. С. 12–16.

7. Определение Конституционного Суда РФ от 7 ноября 2008 г. № 631-О-О «Об отказе в принятии к рассмо- трению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 357.7 и пункта 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации». URL: http://doc.ksrf. ru/decision/KSRFDecision17673.pdf.

8. Определение Верховного Суда РФ от 16 декабря 2019 г. № 305-ЭС19-23930 по делу № А40-278843/2018. URL: https://ras.arbitr.ru/ ; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 июля 2014 г. № 09АП-20702/2014 по делу № А40-33265/2014. URL: https://ras.arbitr.ru/.

9. Постановление ФАС Московского округа от 30 октября 2013 г. по делу № А40-3162/13-154-27. URL: https://ras.arbitr.ru/ ; Постановление ФАС Московского округа от 30 октября 2013 г. по делу № А40-10790/ 13-79-99. URL: https://ras.arbitr.ru/ ; Постановление ФАС Московского округа от 14 мая 2013 г. по делу № А40-62199/12-17-599. URL: https://ras.arbitr.ru/.

10. Постановление Президиума ВАС РФ от 28 апреля 2009 г. по делу № 15714/08. URL: https://ras.arbitr.ru/ ; Определение Верховного Суда РФ от 22 января 2020 г. № 308-ЭС19-26227 по делу № А53-700/2019. URL: https://ras.arbitr.ru/ ; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 июля 2019 г. № Ф05-10465/2019 по делу № А41-100074/2018. URL: https://ras.arbitr.ru/ ; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 сентября 2019 г. № Ф05-14817/2019 по делу № А40-19546/2019. URL: https:// ras.arbitr.ru/.

11. Австрия // Газпром. URL: http://www.gazpromexport.ru/partners/austria/ ; Германия // Газпром. URL: http:// www.gazpromexport.ru/partners/germany/ ; Италия // Газпром. URL: http://www.gazpromexport.ru/partners/ italy/ ; Франция // Газпром. URL: http://www.gazpromexport.ru/partners/france/.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх