От космологии духа до психологии сознания (начала и концы философии Э.В. Ильенкова)

 
Код статьиS004287440007170-2-1
DOI10.31857/S004287440007170-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) – МАИ
Адрес: Москва, 125993, Волоколамское шоссе, д. 4
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №10
Страницы142-153
Аннотация

В статье на фоне «Космологии духа» Э.В. Ильенкова всесторонне рассматривается диалектический принцип мышления, позволяющий связать в единство философско-мировоззренческие представления Ильенкова, – принцип, который используется и исследуется в рамках всего творчества философа. Тем самым как бы обозначаются начала и концы бытия вообще и конкретно-эмпирических его форм. Анализируется обоснованность представлений Э.В. Ильенкова относительно объективной роли мышления в мироздании, в предметно-преобразовательной и субъективно-психологической сфере. Дан анализ проблемы начала и вытекающих из нее следствий. Обозначаются логические пределы бытия и их осмысление в науке и философии. Показана необходимость диалектического мышления, связанная с проблемой временных определений, и обособления его в материале объективной действительности и в науке логики.

Ключевые словацелое, начало, бытие, небытие, конечное, бесконечное, абсолютное, субстанция, атрибут, деятельность, время, вечность, тождество, противоречие, движение, мышление, логическое
Получено09.11.2019
Дата публикации02.12.2019
Кол-во символов40757
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Мыслящее сознание, с чего бы оно ни начиналось, пытается постичь и свое собственное начало (начало мышления) и начало той действительности, внутри которой и с которой оно имеет дело. И, разумеется, концы. Ибо все, что начинается, заканчивается. Назовете ли вы это делом создания картины мира, имеющей отвлеченно-отчужденный характер, или делом формирования мировоззрения, замкнутого на личностную позицию человека, – везде это дело с чего-то начинается и чем-то заканчивается.
2 Всеобщность этой схемы настолько глубока, что любой фрагмент действительности, любое восприятие бессознательно разворачивается именно по ее определениям. На этом же, собственно, основании строится и столь загадочная для нас интуиция, когда мы через спрятанные в нас начала и концы по практической необходимости системно-упорядоченного взгляда на мир по части восстанавливаем целое. Или, наоборот, когда целое, полубессознательно выстроенное нами как некое предчувствие, как гипотеза, как непроявленный умом образ действительности, становится руководящим принципом нашей систематической исследовательской деятельности. Деятельности проявления сущностных определений вещи.
3 Да, любая вещь человеческим сознанием раздвигается во времени. Животное господствует в пространстве, говорит Аристотель. Но человек – «бог времени»: любая вещь его сознанием разворачивается в своих последовательных формообразованиях, раздвигается мыслью от «точки» наличного бытия к ее началу и ее концу. Эта стихийно складывающаяся форма образования понятия вырастает из предметно-преобразовательной деятельности, где каждая вещь подчинена динамике и смыслу последней. Где понимающей способности даны не только проявленные свойства вещей, но и их потенции, восприятию не данные. Здесь как будто даже и в Канта вчитываться не обязательно. Человеческое восприятие, осуществляющееся одномоментно, воспринимает далеко не только то, что дано чувствам – здесь и теперь. Иначе говоря, оно предполагает и включает в себя категорию времени.
4 Человеческая предметно-преобразовательная деятельность определяет начала и концы любого втянутого в ее контекст материала. В идее дела вещи подвижны и подчинены этой идее. Которая конкретизируется целью, определяющей меру включенности любого необходимого элемента в процесс реального преобразования всех условий и обстоятельств в результат: зачем, из чего, кто и как.
5 Но любое определенное начало любой определенной вещи как бы «отодвигает» в сторону вопрос об абсолютных основаниях, которые таят в себе объективные возможности этих преходящих начал. Ибо очевидно, что сами начала с чего-то начинаются, есть некие следствия непроявленных, но входящих в мою чувственно-реальную практику определений. За любым конкретным началом любой конкретной вещи, имеющей преходящий характер, лежит некая более широкая и глубокая действительность. И логика нашего мышления, конечно же, даже бессознательно, ставит вопрос о последней причине или, иначе говоря, проблему начала всех начал. И элементарно критичная мысль, желая избежать «дурной бесконечности» регресса, пытается понять, как может быть безначальным само начало. Начало в его абсолютной форме.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1135

Оценка читателей: голосов 0

1. Ильенков 1984 – Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1984 ( Ilyenkov E. Dialectical Logic, Essays on its History and Theory. In Russian).

2. Ильенков 1991 – Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991 (Ilyenkov E. Philosophy and Culture. In Russian).

3. Ильенков 2009 – Ильенков Э.В. Психология // Вопросы философии. 2009. № 6. С. 92–105 (Ilyenkov E. Psychology. In Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх