Проблемные аспекты правового обеспечения координации мер государственного и корпоративного управления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в электросетевом комплексе

 
Код статьиS231243500022389-5-1
DOI10.18572/2312-4350-2021-2-38-43
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 2
Страницы38-43
Аннотация

Современная модернизация топливно-энергетического комплекса во всем мире сконцентрирована на развитии использования возобновляемых источников энергии, а также энергосбережении и повышении энергоэффективности. В Российской Федерации уровень энергоемкости производства, к сожалению, отстает от ведущих мировых показателей в несколько раз (от 1,2 до 4). Энергетической стратегией Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 года № 1523-р, одними из ключевых мер по развитию энергосбережения и повышения энергоэффективности являются как совершенствование нормативно-правовой базы, так и обновление существующих и внедрение новых систем энергоменеджмента в соответствии с требованиями стандарта ISO 50001:2018. Вместе с тем без координации действий органов государственного управления и органов управления корпораций задачи, стоящие в названной области, не смогут быть полностью реализованы.

В настоящей статье проводится анализ правового обеспечения энергоменеджмента, как современного способа корпоративного управления в области энергосбережения на примере ПАО «МРСК Центра», а также сформулированы предложения по развитию правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в территориальных сетевых компаниях на уровне субъектов Российской Федерации.

 

Ключевые словаэнергетическое право, энергетическое законодательство, энергоэффективность, система энергоменеджмента, корпоративное управление, электросетевой комплекс
Получено01.06.2021
Дата публикации30.06.2021
Кол-во символов12139
Цитировать     Скачать pdf
1 Тенденции мировой экономики последних лет «крепко» завязаны на повышении энергоэффективности и энергосбережении использования энергетических и топливных ресурсов, в связи с чем к числу актуальных вопросов глобальной экономики относится снижение объемов потребления энергоресурсов, себестоимости продукции и обеспечения снижения энергоемкости экономики.
2 В.В. Романова справедливо относит к задачам энергетического правопорядка, как важнейшего механизма выполнения необходимых условий обеспечения энергетической безопасности, правовое обеспечение общественных отношений в области энергосбережения и энергетической эффективности [1].
3 Повышение энергоэффективности обеспечивается совокупностью мероприятий, в число которых входят управленческие (как, например, совершенствование системы управления), иные организационные, технические, информационные, маркетинговые и инвестиционные мероприятия.
4 Совершенствование системы управления предполагает под собой цепочку последовательных действий, осуществление которых происходит при тесном взаимодействии с органами государственной власти и при их непосредственном контроле. В Государственном докладе о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации 2020 года Министерства экономического развития Российской Федерации (далее — Минэкономразвития России) отмечено, что на текущий момент темпы повышения энергоэффективности экономики в России отстают от среднемировых показателей, поэтому Минэкономразвития России разработан комплекс мер, с помощью которых к 2030 году энергоемкость ВВП должна снизиться на 30% [2]. К препятствиям повышения энергоэффективности в Российской Федерации Минэкономразвития России относит в том числе недостаток организации и координации.
5 В этой связи приходит понимание, что провести эффективную государственную политику в области энергосбережения и энергоэффективности без развития корпоративного менеджмента компаний не представляется возможным.
6 В.В. Романова, исследуя проблемные аспекты правового обеспечения использования энергосберегающих технологий, отмечает целесообразность применения корпоративного нормативного правового регулирования [3]. В.В. Романова приводит пример, что для обеспечения соблюдения требований антимонопольного законодательства применяется институт антимонопольного комплаенса, при этом справедливо указывает, что применение энергосберегающих, энергоэффективных технологий при использовании энергетических ресурсов является не менее значимой задачей [4]. В работе В.В. Романовой сформулировано предложение о необходимости разработки концепции комплаенса в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о целесообразности дополнить соответствующими положениями энергетическое законодательство, о разработке корпоративных нормативных правовых актов по обеспечению соответствия требованиям законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности [5].

всего просмотров: 211

Оценка читателей: голосов 0

1. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи / В.В. Романова. Москва : Юрист, 2016. 255 с.

2. Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации. Москва, 2020. 116 с.

3. Романова В.В. Задачи дальнейшего развития правового регулирования использования энергетических ресурсов в целях укрепления энергетического правопорядка / В.В. Романова // Правовой энергетический форум. 2020. № 3. С. 11–15.

4. Романова В.В. Задачи дальнейшего развития правового регулирования использования энергетических ресурсов в целях укрепления энергетического правопорядка / В.В. Романова // Правовой энергетический форум. 2020. № 3. С. 11–15.

5. Романова В.В. Задачи дальнейшего развития правового регулирования использования энергетических ресурсов в целях укрепления энергетического правопорядка / В.В. Романова // Правовой энергетический форум. 2020. № 3. С. 11–15.

6. Корпоративное право : учебник / под редакцией И.С. Шиткиной. Москва : Статут, 2019. 519 с. ; Корпоративное управление: история и практика. Москва : Федеральная служба по финансовым рынкам, 2003. 15 с.

7. Управление энергией // Сибирская нефть. 2013. № 105. С. 20–25.

8. Якшина Н. МРСК Центра — приоритет повышение эффективности / Н. Якшина // Энергетика и промышленность России. 2017. Апрель.

9. Энергетическая политика ПАО «МРСК Центра». URL: https://www.mrsk-1.ru/upload/01_EP.pdf.

10. Энергетика и промышленность России. 2019. Сентябрь. Специальный выпуск. URL: https://www.eprussia. ru/upload/uf/fc8/fc82a3f7da6a75d1c5c31550e2abee53.pdf

11. Работа с потребителями // РОССЕТИ Центр. ПАО «МРСК Центра». URL: https://www.mrsk-1.ru/about/ projects/energyefficiency/propaganda/.

12. Основы корпоративного управления. URL: http://www.msfofm.ru/library/94-corporate-finance.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх