Царственные женщины-систрофоры: к интерпретации символики систра в культовой практике эпохи Нового царства

 
Код статьиS086919080015730-0-1
DOI10.31857/S086919080015730-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент, научный сотрудник
Аффилиация: Российский университет дружбы народов, Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Москва, Москва, россия
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы25-35
Аннотация

<em >В представленной статье рассматривается символика систров в культово-церемониальной практике эпохи Нового царства. Как сакральный музыкальный инструмент, тесно связанный с Хатхор и отождествлявшихся с ней богинями солярного мифологического круга (Тефнут, Сехмет, Бастет, Иусаас, Небет-Хетепет), систр двух типов (<em >sSSt<em ><em >и<em ><em >sxm<em >) широко применялся в различных религиозных ритуалах и церемониях. Основной акцент в статье делается на использовании царственными женщинами систров как литургических предметов в сценах культа богов.

<em >Поскольку доминирующим типом в иконографии царских супруг и матерей эпохи Нового царства становится их изображение с систром/систрами в руках, основное внимание автором уделено прежде всего главным представительницам семьи царя. В статье дается краткий обзор иконографии, хвалебных эпитетов царственных женщин и пояснительных надписей, сопутствующих использованию систров в культовом контексте. Изучение официальных культово-церемониальных сцен, в которых царственные женщины представлены звенящими систрами, позволяет определить три основных объекта почитания: а. боги; б. богини; в. царь.

<em >Рассмотрение различных аспектов, связанных с ритуальным использованием систров, позволило поставить под сомнение распространенную в современной египтологии интерпретацию, согласно которой посредством вокально-музыкального сопровождения храмового культа царственная женщина, олицетворяющая супругу или дочь верховного божества-демиурга, стимулировала его сексуальную энергию. Отсутствие в протоколе ряда царственных женщин титулов «супруга/рука бога» также не позволяет сводить их роль в культе только как к земной персонификации супруги/дочери солнечного божества. Критический подход к данной интерпретации позволяет констатировать, что использование систров в служении богам не являлось исключительно женской прерогативой и, более того, не ограничивалось строгой оппозицией «царственная женщина – бог». Кроме этого имеются веские основания полагать, что использование систров как литургических предметов являлось необходимым условием совершения ритуалов жертвоприношения.

<em > 

Ключевые словаДревний Египет, Новое царство, древнеегипетские царицы, систры, храмовый культ, древнеегипетская религия
Получено07.07.2021
Дата публикации24.08.2021
Кол-во символов24913
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Систр, широко применявшийся с эпохи Нового царства в культово-церемониальной практике, относился к сакральным предметам, наделявшимся, по представлениям древних египтян, свойствами магическими защиты и умиротворения богов и людей. Сохранившиеся подлинные образцы, изобразительные и эпиграфические источники свидетельствуют о существовании двух типов систров. Главное различие между ними состояло в конструкции верхней части: у одного она была выполнена в форме наоса (или храмового портала)1, а у другого представляла изогнутую металлическую пластину (рис. 1). Среднюю часть систров обоих типов занимал двухсторонний маскарон богини Хатхор, иногда дополненный широким ожерельем и другими декоративными элементами2. Согласно поздним текстам, первый тип систра назывался sSSt, а второй – sxm [Elwart, 2015, p. 111–113; Elwart, 2018, p. 383]3. О терминологическом различии обоих типов систров в связи с их конструктивными особенностями и материалом было написано уже немало4, поэтому ограничимся лишь констатацией того факта, что систр в форме наоса являлся более древним типом, известным с эпохи Древнего царства5. Имеются основания предполагать, что этот тип систра первоначально применялся в качестве магического жезла или фетиша, наделявшегося силой вызывать плодородие [Jéquier, 1921, p. 82; Bleeker, 1973, p. 60]. В целом, не подлежит сомнению, что в культово-церемониальной практике сама форма и материал систров, имевших многоплановую смысловую нагрузку, усиливали магическую действенность производимого ими звука. 1. Согласно альтернативной точке зрения, это – пилон с воротами (bḫn), также являвшийся атрибутом богини Хатхор [Desroches Noblecourt, Kuentz 1968, I, p. 194. Также см.: [Pinch, 1993, p. 138].

2. Или Бат, богини седьмого верхнеегипетского нома @wt-sxm [Pinch, 1993, p. 135].

3. Следует отметить, что терминологическое различие между обоими типами систров весьма условно [Reynders, 1998, p. 1014–1026; Manniche, 2010, p. 14]. Здесь и далее мы придерживаемся вышеуказанного соотнесения терминов с формой инструментов, хотя в научных работах оно весьма варьируется. Например, К.T. де Вартаван, С.-А. Нагиб и Л. Госслан под систром-sxm, напротив, понимают систр в форме наоса, а под sSSt –дугообразной систр [Vartavan de, 1986, p. 26–29; Naguib, 1990, p. 69–60; Gosselin, 2007, p. 14].

4. Укажем лишь некоторые работы [Hickmann, 1956, p. 20–21; Daumas, 1970, p. 72–76; Ziegler, 1984, cols. 959–963; Vartavan de, 1986, p. 26–29; Reynders, 1998, p. 1013–1026; Elwart, 2005, р. 17–26; Elwart, 2015, p. 110–113 ; Elwart, 2018, p. 382–385; Gombert-Meurice, 2018, p. 376-381].

5. Ziegler, 1984, cols. 959 и сноски 17–18; Jéquier, 1921, p. 79–80.
2 Независимо от типа систры были прежде всего связаны с культом богинь, ассоциирующихся с так называемой «удалившейся богиней» – гневным или мирным аспектом Ока Ра – Хатхор, Тефнут, Сехмет, Бастет и Мут [Daumas, 1970, p. 72; Bleeker, 1973, p. 60]. Согласно поздним текстам из храмов греко-римского времени, скорее всего имевшим значительно более древнее происхождение, систрам приписывалось смягчение гнева богини и ее обращение в благосклонную форму: «систр-sxm Сехмет устраняет гнев твой, систр-sSSt ка твоего ярость твою» [Daumas, 1970, p. 72; Dendara VII, p. 91, pls DCXVII, DCXXII]; «Ихи великий, сын Хатхор..., который заставляет исчезнуть ярость матери своей» [Cauville 2011, p. 172; Edfou II, p. 41]; «Встряхиваю я систром-sSSt перед лицом твоим прекрасным, систром-sxm для ка твоего...», «Хатхор... умиротворенная ты со мной…, не насылай на меня проклятие твое» [Cauville 2011, p. 172; Dendara IV, p. 75–76]. Таким образом, оба типа систра наделялись способностью умиротворения богов и привлечения внимания к адоранту в их милостивом аспекте. Согласно текстам из храма Хатхор в Дендере, в наибольшей степени раскрывающим сакральное значение символики систров, они также применялись для ритуального «очищения» пространства от всего нечистого или враждебного божеству: «Систр-sSSt в правой руке (моей) отражает ярость твою, ожерелье-mnit в левой руке (моей) отражает неистовство твое» [Cauville 2011, p. 172; Dendara III, p. 27]; «Взял я систр-sSS(t), схватил я систр-sḫm (и) изгоняю враждебного владычице неба (т.е. Хатхор)» [Blackman, 1921, p. 21; Dendara VII, p. 199, pl. DCLXXXVIII]. На характер использования систров как апотропея и средства ритуального очищения указывают, в частности, сцены из Дендеры, в которых безымянный царь кадит перед ковчегом Хатхор под аккомпанемент систров, которыми встряхивает царица [Dendara VII, pls DCLXXXVII, DCLXXXVIII; Dendara VIII, pl. DCCCLXVII].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 413

Оценка читателей: голосов 0

1. Ayad M.F. God’s Wife, God’s Servant: The God’s Wife of Amun (ca.740–525 BC). London–New York: Routledge, 2009.

2. Bayer Chr. Die den Herrn Beider Länder mit ihrer Schönheit erfreut. Teje. Eine iconographische Studie. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2014.

3. Blackman A.M. The Temple of Derr. Le Caire: Imprimerie de l’Institut Français d’Archéologie Orientale, 1913.

4. Blackman A.M. The Rock Tombs of Meir. The Tomb-Chapel of Ukh-Ḥotp’s Son Senbi. Vol. I. London: Egypt Exploration Fund, 1914.

5. Blackman A.M. On the Position of Women in Ancient Egyptian Hierarchy. Journal of Egyptian Archaeology. 1921. Vol. 7. No 1–2. Pp. 8–30.

6. Blackman A.M. Middle-Egyptian Stories. Bruxelles: Éditions de la foundation égyptologique reine Éliabeth, 1972.

7. Bleeker C.J. Hathor and Thoth. Two Key Figures of the Ancient Egyptian Religion. Leiden: Brill, 1973.

8. Bourgos F., Larché F., Grimal N. (éds). La Chapelle Rouge. Le sanctuaire de barque d’Hatshepsout. Vol. I. Fac-similés et photographies des scènes. Paris: Éditions Recherches sur les Civilisations, 2006.

9. Brooklyn Museum. King with Sistra (Rattles) before Hathor: https://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/3721 (accessed: 01.05.2021).

10. Bryan B. Property and the God’s Wives of Amun. Women and Property in Ancient Mediterranean and Near Eastern Societies. Eds.: Lyons D., Westbrook R. Harvard University: Center of Hellenistic Studies, 2005. Pp. 1–15.

11. Calverley A.M., Broome M.F., Gardiner A.H. The Temple of Sethos I at Abydos. Vol. III. The Osiris Complex. London–Chicago: The University of Chicago Press, 1938.

12. Cauville S. L’offrande aux dieux dans le temple égyptien. Leuven: Peeters, 2011.

13. Chassinat É. Le temple de Dendara. T. III. Le Caire: Institut Français d’Archéologie Orientale, 1935(1).

14. Chassinat É. Le temple de Dendara. T. IV. Le Caire: Institut Français d’Archéologie Orientale, 1935(2).

15. Chassinat É., Daumas F. Le temple de Dendara. T. VI. Le Caire: Institut Français d’Archéologie Orientale, 1965.

16. Chassinat É., Daumas F. Le temple de Dendara. T. VII. Le Caire: Institut Français d’Archéologie Orientale, 1972.

17. Chassinat É., Daumas F. Le temple de Dendara. T. VIII. Le Caire: Institut Français d’Archéologie Orientale, 1978.

18. Daumas F. Les objets sacrés de la déesse Hathor à Dendara. Revue d’Égyptologie. 1970. T. 22. Pp. 64–78.

19. Davies N. de G. The Tomb of Amenemhēt (No. 82). London: Egypt Exploration Fund, 1915.

20. Davies N. de G. The Tomb of Rekh-mi-Rē at Thebes. Vol. II. New York: Plantin Press, 1943.

21. Davies N. de G. The Temple of Hibis in El-Khārgeh Oasis. Part III. The Decoration. New York: Plantin Press, 1953.

22. Derchain, Ph. Hathor Quadrifrons. Recherches sur la syntaxe d’un mythe égyptien. Leiden: Nederlands Instituut voor het Nabije Oosten, 1972.

23. Desroches Noblecourt C., Kuentz C. Le petit temple d’Abou Simbel. Étude archéologique et épigraphique; essai d’interprétation. Vol. I. Le Caire: Ministère de la Culture Centre de Documentation et d’étude sur l’Ancienne Égypte, 1968.

24. Elwart D. L’offrande des sistres : musique et rituel dans les temples ptolémaïques. Égypte Afrique et Orient. 2005. No. 40. Pp. 17–26.

25. Elwart D. Le sistre, le son et l’image, in: Zivie-Coche C. (éd.) Offrandes, rites et rituels dans les temples d’époques ptolémaïque et romaine. Actes de la journée d’études de l’équipe EPHE (EA 4519) «Égypte ancienne : Archéologie, Langue, Religion», Paris, 27 juin 2013. CENiM 10. Montpellier, 2015. Pp. 109–121.

26. Elwart D. Les sistres et leurs matériaux à la lumière des textes des époques tardives, in: Gombert-Meurice, F., Payraudeau, F. (éds). Servir les dieux d’Égypte. Divines adoratrices, chanteuses et prêtres d’Amon à Thèbes. Paris: Somogy éditions d’art, 2018. Pp. 382–385.

27. Erman A., Grapow H. (Hrsgs). Wörterbuch der Aegyptischen Sprache. Berlin: Akademie-Verlag, 1926–1971.

28. Gauthier H. Le temple de Ouadi es-Seboua. Vol. II. Le Caire: Imprimerie de l’Institut Français d’Archéologie Orientale, 1912.

29. Gitton M. L’épouse du dieu Ahmes Néfertary, documents sur sa vie et son culte posthume. Paris: CNRS, 1981.

30. Gombert-Meurice F. Quelques instruments de culte au féminin dans les temples thébains, in: Gombert-Meurice F., Payraudeau F. (éds). Servir les dieux d’Égypte. Divines adoratrices, chanteuses et prêtres d’Amon à Thèbes. Paris: Somogy éditions d’art, 2018. Pp. 376–381.

31. Gosselin L. Les Divines épouses d’Amon dans l’Égypte de la XIXe à la XXIe dynastie. Paris: Cybèle, 2007.

32. Graves-Brown C. Dancing for Hathor: Women in Ancient Egypt. London–New York: Continuum, 2010.

33. Green L. Queens and Princesses of the Amarna Period: The Social, Political, Religious and Cultic Role of the Women of the Royal Family and the End of the Eighteenth Dynasty. University of Toronto. PhD Thesis, 1988.

34. Haeny G., Ricke H., Habachi L. Untersuchungen im Totentempel Amenophis III. I. Der Totentempel Amenophis III. Baureste und Ergänzung. II. Zur Ausstattung des Tempels. Statuen. Reliefreste. Inschriften. Wiesbaden: Steiner, 1981.

35. Hannig R. Lexika 5: Ägyptisches Wörterbuch II. Mittleres Reich und Zweite Zwischenzeit. Mainz: Verlag Philipp von Zabern, 2006.

36. Hickmann H. Musicologie pharaonique. Études sur l’évolution de l’art musical dans l’Égypte ancienne. Kehl: Librairie Heitz, 1956.

37. Hughes G.R., Nelson H.H., Parker R.A., Caminos R.A., Nims Ch.F., Schott S., Seele K.C., Wilson J.A. Medinet Habu – Vol. V. The Temple Proper. Pt. I. Chicago: The University of Chicago Press, 1957.

38. Hughes G.R., Nelson H.H., Nims Ch.F., Parker R.A., Wente E.F., Wilson J.A. Medinet Habu – Vol. VI. The Temple Proper. Pt. II. Chicago: The University of Chicago Press, 1963.

39. Jéquier M.G. Les frises d’objets des sarcophages du Moyen Empire. Le Caire: l’Institut Français d’Archéologie Orientale, 1921.

40. Kozloff A.P., Bryan B.M., Berman L.M. Delange É. (éds). Aménophis III. Le Pharaon-Soleil. Paris: Réunion des Musées Nationaux, 1993.

41. Landgráfová, R., Navrátilova, H. Sex and the Golden Goddess I. Prague: Czech Institute of Egyptology, 2009.

42. Leblanc Chr. Les reines du Nil au Nouvel Empire. Paris: Bibliothèque des Introuvables, 2009.

43. Leblanc Chr., Fekri M.M. Les enfants de Ramsès II, au Ramesseum. Memnonia I, 1990/1991. Рp. 91–108.

44. Manniche L. Music and Musicians in Ancient Egypt. London: British Museum Press, 1991.

45. Manniche L. The Cultic Significance of the Sistrum in the Amarna Period, in: Woods A., McFarlane A., Binder, S. (eds) Egyptian Culture and Society. Studies in Honour of Naguib Kanawati. Vol. II. Cairo: The American University in Cairo Press, 2010. Pp. 13–26.

46. Naguib S.-A. Le clergé féminin d’Amon thébain à la 21e dynastie. Leuven: Orientaliste, 1990.

47. Nelson H.H., Schott S., Seele K.C. Reliefs and Inscriptions at Karnak – Volume I. Ramses III’s Temple within the Great Inclosure of Amon, Part I. Chicago: The University of Chicago Press, 1936.

48. Nims Ch. F., Habachi L., Wente E.F., Larkin D.B. The Tomb of Kheruef. Theban Tomb 192. Chicago: The Oriental Institute, 1980.

49. Picton J. Living and Working in a New Kingdom ‘harem town’, in: Budin L., Turfa J.M. (eds). Women in Antiquity. Real women across the Ancient World. London–New York: Routledge, 2016. Pp. 229–242.

50. Pinch G. Votive Offerings to Hathor. London–New York: Griffith Institute, 1993.

51. Porter B., Moss R. Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic Texts, Reliefs, and Paintings. VI. Upper Egypt: Chief Temples. Oxford: Griffith Institute, 1991.

52. Reynders M. %SSt and sxm: Names and Types of the Egyptian Sistrum, in: Clarysse W., Schoors A., Willems H. (éds) Egyptian Religion. The Last Thousand Years. Studies Dedicated to the Memory of Jan Quaegebeur. Leuven: Peeters, 1998. Pp. 1013–1026.

53. Robins G. Egyptian Queens in the 18th dynasty up to the end of the reign of Amenhotpe III. Vol. I. PhD Thesis. Oxford, 1980.

54. Rochemonteix M. de, Chassinat É. Mémoires publiés par les membres de la Mission Archéologique Française au Caire. T. 11. Fasc. 1. Le temple d’Edfou. T. II. Le Caire: Institut Français d’Archéologie Orientale, 1897.

55. Schiff-Giorgini M., Robichon C., Leclant J., Beaux N. Soleb V. Le temple. Bas-reliefs et inscriptions. Le Caire: Institut Français d’Archéologie Orientale, 1998.

56. Schmidt H.C., Willeitner, J. Nefertari Gemahlin Ramses’ II. Mainz: Verlag Philipp von Zabern, 1994.

57. Szafrański, Z.B. King (?) Neferure, Daughter of Kings Tuthmosis II and Hatshepsut. Études et Travaux. 2007. Vol. XXI. Pp. 140–151.

58. Szafrański, Z.E. Deir El-Bahri. Temple of Hatshepsut. Season 2005/2006. Polish Archaeology in the Mediterranean. Volume XVIII: Reports 2006. Warsaw 2008. Pp. 269–284.

59. Troy L. Patterns of Queenship in Ancient Egyptian Myth and History. Uppsala: Boreas, 1986.

60. Troy L. The Ancient Egyptian Queenship as an Icon of the State. NIN. Journal of Gender Studies in Antiquity. 2002. Vol. 3. Issue 1. Pp. 1–24.

61. Troy L. The Queen as a Female Counterpart of the Pharaoh, in: Ziegler Chr. (ed.) Queens of Egypt. From Hetepheres to Cleopatra. Monaco: Somogy Art Publishers, 2008. Pp. 154–170.

62. Van Siclen III C.C. The Building History of the Tuthmosid Temple at Amada and the Jubilees of Tuthmosis IV. Varia Aegyptiaca. 1987. Vol. 3. Pp. 53–66.

63. Vandier J. Iousâas et (Hathor)-Nébet-Hétépet. Revue d’Égyptologie, 1965. T. 17. Pp. 93–176.

64. Vandier J. Iousâas et (Hathor)-Nébet-Hétépet. Revue d’Égyptologie, 1966. T. 18. Pp. 67–142.

65. Vartavan C.T. de. The Origin, Evolution and Function of the SḪM, known as the Naos-Sistrum. Preliminary Research. Wepwawet: research papers in Egyptology, 1986. Vol. 2. Pp. 26–29.

66. Wreszinski W. Atlas zur altaegyptischen Kulturgeschichte. Teil. II. Leipzig: J.C. Hinrichs, 1935.

67. Xekalaki G. Symbolism in the Representation of the Royal Children during the New Kingdom. Vol. I. PhD Thesis. Liverpool, 2007.

68. Ziegler Chr. Sistrum. Lexikon der Ägyptologie. Bd V. Wiesbaden: Harrassowitz, 1984. Cols. 959–963.

Рис. 2. Аменхотеп IV и Тии. Гробница ТТ 192 (по: Kheruef, 1980, pl. 8). (Рис._2..bmp, 1,214 Kb) [Скачать]

Рис.3. Безымянная супруга царя (Исет ?). Храм в Мединет-Абу. Фото В.А. Большакова. (Рис._3.jpg, 1,210 Kb) [Скачать]

Рис.4. Меритамон (III). Каир. Египетский музей (по: Schmidt, Willeitner, 1994, s. 31, abb. 36). (Рис._4..jpg, 1,370 Kb) [Скачать]

Рис. 5. Процессия царевен. Храм в Луксоре. Фото: В.А. Большакова. (Рис._5..jpg, 1,127 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх