Проблемы правового обеспечения энергетических компаний при осуществлении корпоративного контроля закупочной деятельности

 
Код статьиS231243500022339-0-1
DOI10.18572/2312-4350-2020-1-41-47
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 1
Страницы41-47
Аннотация

На сегодняшний день действующее российское законодательство предусматривает целый ряд мер по осуществлению контроля за деятельностью крупных энергетических компаний. Это могут быть как диспозитивные нормы, дающие возможность крупным компаниям самим принимать решения о формах и способах контроля, так и императивные, несоблюдение которых может повлечь для общества негативные последствия. Зачастую это приводит к тому, что процесс совершения той или иной сделки становится слишком длительным, а порой и невозможным. В статье рассматриваются вопросы, связанные с осуществлением энергетическими компаниями закупочной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выявлены избыточные нормы действующего законодательства, противоречащие друг другу нормы в данной сфере правового регулирования. Автором сформулированы предложения по совершенствованию правового обеспечения внутрикорпоративного контроля за осуществлением закупочной деятельности.

Ключевые словаэнергетическое право, правовое положение энергетических компаний, договорное регулирование в сфере энергетики, положения о закупках
Получено06.02.2020
Дата публикации29.03.2020
Кол-во символов19228
Цитировать     Скачать pdf
1 В целях развития конкуренции был принят ряд законов, в том числе Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (далее — Федеральный закон 135-ФЗ), Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ (далее — Федеральный закон 223-ФЗ) и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (далее — Федеральный закон 44-ФЗ).
2 При Федеральной антимонопольной службе создается Экспертный совет по Закону о закупках (223-ФЗ), который займется совершенствованием законодательства о закупках, обсуждением правоприменительной практики и подготовкой антимонопольного комплаенса при проведении закупок в рамках 223-ФЗ [1]. Федеральная антимонопольная служба планирует компаниям разработать совместно с регулятором документ по отраслевому принципу в области закупочной деятельности и тем самым сформировать стандарты работы, с которыми будут соотносить свою деятельность и сами компании, и федеральная антимонопольная служба — внедрить антимонопольный комплаенс при проведении закупок в рамках 223-ФЗ, что позволит сократить количество нарушений на закупках госкомпаний, учитывая, что в 2019 году в антимонопольную службу поступило свыше 13,6 тысячи жалоб в рамках Закона о закупках, что на 91% выше относительно данных за 2018 год [2].
3

В целом по итогам 2019 года на закупки в рамках 223-ФЗ поступило почти 13,7 тысячи жалоб, что на 91,3% больше, чем в 2018 году, порядка 4,4 тысячи таких обращений признано обоснованными [3].

4 Различные аспекты правового регулирования закупочной деятельности справедливо являются предметом правовых исследований. В диссертационном исследовании А.В. Молчанова рассматриваются антимонопольные требования к торгам, в работе М.С. Соловьева исследуются административно-правовые основы публичных закупок, А.Ю. Мисак рассматривает правовые проблемы регулирования корпоративных закупок с государственным участием [4].
5 Энергетические компании с государственным участием, которые перечислены в статье 1 Федерального закона 223-ФЗ, обязаны осуществлять закупки в соответствии с Положением о закупках, утвержденным в компании. Согласно статье 2 Федерального закона 223-ФЗ Заказчики должны самостоятельно разработать и утвердить документ, регламентирующий процедуры закупочной деятельности (Положение о закупках).
6 Как правило, компании с государственным участием в сфере энергетики — это крупные холдинги, объединяющие несколько дочерних обществ, находящихся в удаленных регионах РФ и за ее пределами [5].
7 Соответственно, всегда возникает проблема контроля «материнской компанией» за соблюдением дочерними обществами законодательства о закупках, а также внутрикорпоративных норм, которые будут отображать интересы всего холдинга в целом.

всего просмотров: 219

Оценка читателей: голосов 0

1. ФАС России создает Экспертный Совет по закону о закупках // ФАС. 2020. 19 февраля. URL: http://fas.gov.ru/ news/29353.

2. ФАС России создает Экспертный Совет по закону о закупках // ФАС. 2020. 19 февраля. URL: http://fas.gov.ru/ news/29353.

3. ФАС: количество жалоб на закупки продолжает расти, заказчики — злоупотреблять возможностью включения подрядчика в РНП // ФАС. 2020. 18 февраля. URL: http://fas.gov.ru/news/29350.

4. Молчанов А.В. Антимонопольные требования к торгам: правовой аспект : диссертация кандидата юридических наук / А.В. Молчанов. Москва, 2019. 188 с. ; Соловьев М.С. Административно-правовые основы публичных закупок : диссертация кандидата юридических наук / М.С. Соловьев. Екатеринбург, 2019 ; Мисак А.Ю. Актуальные правовые проблемы регулирования закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц (на практике закупок в холдинге «РЖД») : научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) / А.Ю. Мисак. Москва, 2019. URL: http://ui-miit.ru/ files/docs/aspirantura/dokladi/misak_au.pdf.

5. Газпром. Закупки. URL: https://www.gazprom.ru/tenders/ ; Россети. URL: https://www.roseltorg.ru/personal/ rosseti ; Росатом. URL: https://zakupki.rosatom.ru/.

6. Судебные акты по делу № А43-24013/2019. URL: http://kad.arbitr.ru/Card/a5644378-6319-4c4c-9ea9-c1cf084fdc72.

7. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.11.2015).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх