Расследование причин аварий в электроэнергетике: оценка необходимости изменения и концепция развития нормативного регулирования

 
Код статьиS231243500025223-3-1
DOI10.18254/S231243500025223-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: юрист Департамента нормативного обеспечения Правового управления Ассоциации «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью»
Аффилиация: Ассоциация «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 1
Страницы77-88
Аннотация

Возникновение аварий на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках оказывает существенное влияние на качество энергоснабжения потребителей электрической энергии, функционирование топливно-энергетического комплекса, социально-экономическое развитие страны и национальную безопасность. Решение указанной в Энергостратегии до 2035 года задачи электроэнергетики и реализация установленных в Законе об электроэнергетике общих принципов и целей регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики и качества электрической энергии невозможно без разработки, принятия и своевременной актуализации нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру расследования причин аварий в электроэнергетике. Ранее вопросы, связанные с регламентацией порядка расследования причин аварий в электроэнергетике, в правовых исследованиях не рассматривались, за исключением отдельных процессуальных проблем в судебной практике по делам об обжаловании актов расследования причин аварий. Цель исследования состоит в установлении необходимости внесения изменений в нормативное регулирование процедуры расследования причин аварий в электроэнергетике и формировании концепции развития процедуры расследования аварий.

Ключевые словаэнергетическое право, электроэнергетика, нормативное регулирование расследования причин аварий
Получено19.02.2023
Дата публикации31.03.2023
Кол-во символов30738
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

I. Значимость нормативного обеспечения процедуры расследования причин аварий в электроэнергетике

2 В рамках реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года (далее – Энергостратегия до 2035 года) повышение качества энергоснабжения потребителей является ключевой задачей электроэнергетики.
3 Решение этой задачи предполагает совершенствование отраслевой системы контроля деятельности организаций электроэнергетики по подготовке и надежному прохождению объектами электроэнергетики максимумов нагрузок, в том числе в целях снижения рисков возникновения аварий в энергосистемах.
4 Аварии на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках оказывают влияние на качество энергоснабжения потребителей электрической энергии, функционирование топливно-энергетического комплекса, социально-экономическое развитие страны и национальную безопасность.
5 Надежное и безопасное функционирование ЕЭС России и технологически изолированных энергосистем, доступность электрической энергии для потребителей, энергетическая и экологическая безопасность, приоритет обеспечения жизни и здоровья персонала на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках являются основными принципами и методами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике».
6 Государственное регулирование надежности и безопасности в сфере электроэнергетики и качества электрической энергии направлено на обеспечение устойчивого, надежного и безопасного функционирования отрасли, а также предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок.
7 Соответственно, решение указанной в Энергостратегии до 2035 года задачи электроэнергетики и реализация установленных ФЗ «Об электроэнергетике» общих принципов и целей регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики и качества электрической энергии невозможно без разработки, принятия и своевременной актуализации нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру расследования причин аварий в электроэнергетике.
8 Установление в нормативных правовых актах алгоритма расследования причин аварий в электроэнергетике обеспечивает:
9
  • осуществление Ростехнадзором, собственниками, иными законными владельцами объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок либо эксплуатирующими их организациями всестороннего расследования причин технологических нарушений в рамках формально определенной процедуры расследования;
10
  • выявление недостатков при эксплуатации, проектировании, изготовлении оборудования, строительстве зданий и сооружений, приведших к аварии или инциденту; формирование субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии плана профилактических мероприятий по предотвращению аналогичных технологических нарушений;

всего просмотров: 250

Оценка читателей: голосов 0

1. Шульгинов Н.Г., Павлушко С.А., Кучеров Ю.Н., Мальцан 3.С., Федоров Ю.Г. Развитие нормативно-технического обеспечения системной надежности ЕЭС России // Энергия единой сети. 2014. № 1. С. 4.

2. Павлушко С.А., Мальцан З.С., Кучеров Ю.Н. Становление новой системы нормативного регулирования в российской электроэнергетике //Энергия единой сети. 2016. № 4 (27). С.46.

3. Загайнова С.К. Актуальные вопросы судебной практики по делам об обжаловании актов расследования причин аварии в сфере электроэнергетики // Арбитражный и гражданский процесс. 2018. № 12. С. 25 - 28.

4. РД 153-34.0-20.801-2000. Инструкция по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей (утв. Минэнерго России, РАО «ЕЭС России» 29.12.2000) // М.: Минэнерго России, 2001.

5. Письмо Минэнерго России от 19.07.2010 № АШ-6065/10//URL: https://docs.cntd.ru/document/902234540?ysclid=le5ok8neoq254094839 [дата обращения: 15.02.2023].

6. Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-3 «О техническом нормировании и стандартизации» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 121, 2/1139) https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10400262&ysclid=le8h5xzzxt940705568 [дата обращения: 17.02.2023].

7. Технический кодекс установившейся практики ТКП 387-2012 (02230) Расследование и учет нарушений в работе объектов энергетического хозяйства потребителей электрической и (или) тепловой энергии, утвержденный приказом Минэнерго РБ от 30.05.2012 № 106 (в редакции изменений № 3 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/36903 от 06.07.2021, введено в действие постановлением Минэнерго РБ от 07.05.2021 № 26) // URL: https://energodoc.by/js/pdfjs/web/viewer.html?file=/file/fulltext-view/8317.pdf [дата обращения: 17.02.2023].

8. Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности» от 05.01.2016 № 354-3 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2016, № 2/2352) //URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H11600354&p1=1&ysclid=le8jnx6mnx305673610 [дата обращения: 17.02.2023].

9. Инструкция о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов, а также порядка их учета, утвержденная МЧС Республики Беларусь от 12.07.2016 № 36 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2016, № 8/31230) // URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21631230&p1=1&ysclid=le8jzs597c997883829 [дата обращения: 17.02.2023].

10. Правила проведения расследования и учета технологических нарушений в работе единой электроэнергетической системы, электростанций, районных котельных, электрических и тепловых сетей, утвержденные приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 20.02.2015 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 марта 2015 г., № 10558) (в редакции приказа Министра энергетики РК от 23.07.2019 № 251) // URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500010558.

11. Правила по расследованию и учету нарушений в работе производящих, передающих и распределяющих энергию организаций энергосистемы Кыргызской Республики, утвержденные постановлением Правительства Кыргызской Республики от 03.11.2011 № 696 //URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/95433 [дата обращения: 17.02.2023].

12. Доклады о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений за 2010 – 2021 год // https://www.gosnadzor.ru/ [дата обращения 18.02.2023].

13. Определение ВС РФ от 08.04.2021 № 305-ЭС21-3868 по делу № А40-324330/2019. https://ras.arbitr.ru/ Постановление АС Московского округа от 27.05.2022 № Ф05-20892/2020 по делу № А40-240460/2019 https://ras.arbitr.ru/

14. Определение КС РФ от 28.11.2019 № 3096-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы публичного акционерного общества «Энел Россия» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 15 и пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ, статьей 18 ФЗ «Об электроэнергетике», а также пунктами 15, 16, 20 и 21 Правил расследования причин аварий в электроэнергетике»; Определение ВС РФ от 06.11.2018 № 309-КГ17-11651 по делу № А60-61536/2016; Определение ВС РФ от 07.09.2017 № 309-КГ17-11651 по делу № А60-61536/2016; Постановление АС Уральского округа от 12.07.2018 № Ф09-3333/17 по делу № А60-61536/2016. https://ras.arbitr.ru/

15. Определение ВС РФ от 10.08.2015 № 301-КГ15-8396 по делу № А43-4206/2014; Определение ВС РФ от 10.08.2015 № 301-КГ15-8396 по делу № А43-4206/2014. https://ras.arbitr.ru/

16. Постановление АС Западно-Сибирского округа от 08.06.2021 № Ф04-2848/2021 по делу № А45-2239/2019;

17. Постановление АС Западно-Сибирского округа от 22.05.2019 № Ф04-825/2019 по делу № А45-10789/2018. https://ras.arbitr.ru/

18. Определение ВС РФ от 24.07.2019 № 304-ЭС19-10781 по делу № А27-2055/2018. https://ras.arbitr.ru/

19. Постановление АС Западно-Сибирского округа от 04.02.2020 № Ф04-7427/2019 по делу № А46-8635/2019. https://ras.arbitr.ru/

20. План подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Минэнерго России на 2023 год, утвержденный Министром энергетики Российской Федерации // URL: https://minenergo.gov.ru/node/10760?ysclid=le1cwf8nvq663235227 [дата обращения: 12.02.2023].

21. Правила создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 86 // СЗ РФ. 2008, N 8, ст. 743.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх