Особенности правового обеспечения использования возобновляемых источников энергии в государствах — членах БРИКС

 
Код статьиS231243500022155-8-1
DOI10.18572/2312-4350-2019-3-59-64
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 3
Страницы59-64
Аннотация

В представленной статье проведен анализ особенностей правового обеспечения использования возобновляемых источников энергии в государствах — участниках международной организации БРИКС. Исследуются положения документов стратегического планирования, основные положения законодательных актов. В каждом государстве — члене БРИКС имеются свои особенности правового регулирования в области использования возобновляемых источников энергии. В этой связи представляется актуальным проведение сравнительно-правовых исследований законодательств стран — членов БРИКС в целях дельнейшего развития правового регулирования использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации, проведения работы по международно-правовой унификации. Представляет интерес, в частности, использование в системе правового регулирования финансируемого государством фонда развития ВИЭ, средства которого используются для поддержки научных исследований, разработки демонстрационных проектов ВИЭ, создания проектов использования ВИЭ в сельских и скотоводческих районах, создания независимых систем производства электроэнергии с применением ВИЭ в отдаленных районах и на островах и др.

Ключевые словаэнергетическое право, энергетическое право зарубежных государств, правовое обеспечение использования возобновляемых источников энергии
Получено16.07.2019
Дата публикации01.09.2019
Кол-во символов13746
Цитировать     Скачать pdf
1 Согласно мнению экспертов экономический потенциал государств — членов БРИКС (Бразилии, Российской Федерации, Индии, Китайской Народной Республики, Южно-Африканской Республики) таков, что они могут стать четырьмя доминирующими экономическими системами к 2050 году [1].
2 В Стратегии экономического развития БРИКС [2] определены основные цели и задачи данного международного объединения, сферы партнерства и приоритетные направления сотрудничества стран-участниц. Особого внимания заслуживает раздел 3 «Энергетика», согласно которому «содействие использованию возобновляемых источников» энергии выделяется в качестве одного из приоритетных областей укрепления энергетической безопасности в странах БРИКС. В дополнение к основным направлениям сотрудничества в рамках БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций особо выделяется ориентирование на «новые и возобновляемые источники энергии, сохранение энергии».
3 4 сентября 2017 года в рамках проведения саммита БРИКС в Китае была подписана Сямэньская декларация руководителей стран БРИКС [3], в которой нашли отражение следующие положения: признание устойчивого развития, доступа к энергетике и энергетической безопасности в качестве ключевых факторов общего процветания и будущего планеты; признание доступности для всех чистой энергетики и возобновляемых источников энергии; способствование развитию открытых, гибких и транспарентных рынков энергетического сырья и технологий в области энергетики; продвижение наиболее эффективных методов использования ископаемого топлива и более широкого использования газа, ядерной и гидроэнергии, что будет способствовать переходу к экономике с низким уровнем выбросов, расширению доступа к энергии и устойчивому развитию; поддержание продолжения диалога о создании Платформы энергетических исследований БРИКС и др.
4 Остановимся подробнее на особенностях правового обеспечения использования возобновляемых источников энергии для каждой из стран БРИКС.
5 Бразилия. Современный энергетический рынок Бразилии привержен стабильному развитию и в основной своей части состоит из гидрои регенеративной энергии, о чем свидетельствует 60% доля ВИЭ в области электроэнергии [4].
6 В Бразилии приняты Десятилетние планы развития энергии (Ten-year energy expansion plans (PDEE), которые ежегодно обновляются Национальным Советом Энергетической политики Бразилии (The National Council for Energy Policy (CNPE) [5]. Так, в 2017 году Министерством энергетики Бразилии был принят новый План, определяющий следующие политические установки в сфере ВИЭ: во-первых, сохранение преобладающей доли возобновляемых источников и источников выбросов парниковых газов, составляющих до 80% от общей мощности; во-вторых, в условиях перехода на ВИЭ к 2022 году прогнозируется потребность в дополнительных мощностях, что может быть обеспечено технологиями хранения или гибкими тепловыми электростанциями; в-третьих, несмотря на развитие углеводородного сырья, как частность — расширение нефтяного рынка, гарантируется стабильный высокий процент использования регенеративной энергии на внутреннем энергетическом рынке, не меньше чем 47% к 2027 году и проч. [6]. Суммируя представленную информацию, можно сделать вывод о том, что в Бразилии достаточно четко определены политические векторы и целевые показатели расширения сферы ВИЭ как в долгосрочной, так и в среднесрочной перспективах, что дает возможность всестороннему мониторингу и анализу различных данных перехода и использования ВИЭ на территории Бразилии.

всего просмотров: 310

Оценка читателей: голосов 0

1. Dreaming with BRICS: The Path to 2050 // Официальный сайт Goldman Sachs. URL: https://www.goldmansachs.com/insights/archive/brics-dream.html.

2. Стратегия экономического партнерства БРИКС // Официальный сайт BRICS Information portal. URL: http://infobrics.org/files/pdf/107.pdf.

3. Александр Новак принял участие во встрече лидеров стран БРИКС // Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации. URL: https://minenergo.gov.ru/node/9134.

4. Gils H.C. 100% Renewable Energy Supply for Brazil — The Role of Sector Coupling and Regional Development / H.C. Gils, S. Simon, R. Soria // Energies. 2017. Vol. 10. URL: https://www.mdpi.com/1996-1073/10/11/1859/pdf.

5. Cabré M.M. Renewable Energy Policy Brief: Brazil / M.M. Cabré (IRENA consultant) ; G. Kieffer, A. Lopez-Peña [et al.]. URL: https://www.irena.org/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2015/IRENA_RE_Latin_ America_Policies/IRENA_RE_Latin_America_Policies_2015_Country_Brazil.pdf?la=en&hash=D645B3E7 B7DF03BDDAF6EE4F35058B2669E132B1.

6. Официальный сайт Empresa de Pesquisa Energética. URL: http://epe.gov.br/pt.

7. Filho M. Renewable Energy in Brazil / M. Filho, V. Filho, M. Advogados. URL: https://www.lexology.com/library/ detail.aspx?g=b75fdb4a-7cba-4593-952d-aeaeaeb93c47.

8. Sorj P. The Renewable Energy Law Review — Edition 1. Brazil / P. Sorj, F. Brito, A.C. Katlauskas Calil. URL: https:// thelawreviews.co.uk/edition/the-renewable-energy-law-review-edition-1/1174706/brazil.

9. Городов О.А. Возобновляемые источники энергии в электроэнергетике / О.А. Городов, Д.А. Петров, В.Ф. Попондопуло // Энергетическое право. 2011. № 1. С. 23–29 ; Рыбкина Я.А. Правовая природа отбора проектов ВИЭ и применение норм антимонопольного законодательства к процедуре отбора проектов ВИЭ / Я.А. Рыбкина // Правовой энергетический форум. 2018. № 4. С. 38–45.

10. Physical Progress (Achievements) // Официальный сайт Министерства новой и возобновляемой энергии Индии (Ministry of New and Renewable Energy). URL: https://mnre.gov.in/physical-progress-achievements.

11. Strategic plan for new and renewable energy sector for the period 2011-17 // Официальный сайт Министерства новой и возобновляемой энергии Индии (Ministry of New and Renewable Energy). URL: https://mnre.gov.in/ sites/default/files/uploads/strategic_plan_mnre_2011_17.pdf.

12. National Wind-Solar Hybrid Policy. URL: https://mnre.gov.in/sites/default/files/webform/notices/NationalWind-Solar-Hybrid-Policy.pdf.

13. National Wind-Solar Hybrid Policy. Block No. 14, C.G.O. Complex Lodhi Road New Delhi110003. URL: https:// mnre.gov.in/sites/default/files/uploads/biofuel_policy.pdf.

14. The Electricity Act 2003. № 36 of 2003. URL: http://www.cercind.gov.in/Act-with-amendment.pdf.

15. The National Tariff Policy (NTP) 2006. URL: https://www.gktoday.in/gk/national-tariff-policy-ntp-2016/.

16. The Forbes. China is Set to Become the World’s Renewable Energy Superpower, According to New Report. URL: https://www.forbes.com/sites/dominicdudley/2019/01/11/china-renewable-energy-superpower/#3c53f766745a.

17. The Forbes. Policy Initiatives to Trigger Massive Growth of Renewable Energy in China. URL: https://www.forbes. com/sites/gauravsharma/2019/05/21/policy-initiatives-to-trigger-massive-growth-of-renewable-energy-inchina/#5529b8c86c63.

18. Renewable Energy Law of the People’s Republic of China. URL: http://english.gov.cn/archive/laws_regulati ons/2014/08/23/content_281474983043598.htm http://www.nea.gov.cn/2011-09/30/c_131060257.htm.

19. Winkler H. Why South Africa can’t make a massive shift to renewables — yet. URL: https://theconversation.com/whysouth-africa-cant-make-a-massive-shift-to-renewables-yet-104734.

20. Национальный план развития энергетической инфраструктуры до 2030 года (The South African Government’s National Development Plan (NDP) URL: https://www.gov.za/sites/default/files/Executive%20Summary-NDP%20 2030%20-%20Our%20future%20-%20make%20it%20work.pdf.

21. The International Renewable Energy Agency (IRENA) : официальный сайт. URL: https://www.irena.org/publica- tions/2015/Oct/Africa-2030-Roadmap-for-a-Renewable-Energy-Future.

22. South Africa — Electricity Power Systems & Renewable Energy. URL: https://www.export.gov/article?id=South-Af- rica-Electricity-Power-Systems-Renewable-Energy.

23. Белая книга о политике в области возобновляемых источников энергии в ЮАР (White Paper on the Renewable Energy Policy of the Republic of South Africa). URL: https://unfccc.int/files/meetings/seminar/application/pdf/ sem_sup1_south_africa.pdf.

24. Fontana L. The Renewable Energy Law Review — Edition 1. South Africa / L. Fontana, S. Wing. URL: https://thelawreviews.co.uk/edition/the-renewable-energy-law-review-edition-1/1173974/south-africa.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх