Energy Security In The Member States Of The Eurasian Economic Union In The Electric Power Sector: Legal And Economic Aspects

 
PIIS231243500021981-7-1
DOI10.18572/2312-4350-2018-2-23-28
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Energy and Nuclear Policy Section of the Energy Department
Affiliation: Energy Department at the Eurasian Economic Commission
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Consultant of the Energy and Nuclear Policy Section
Affiliation: the Energy Department at the Eurasian Economic Commission
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameEnergy law forum
EditionIssue 2
Pages23-28
Abstract

in connection with the current situation of geopolitical tensions and application of sanctions, the issues of energy security that make it possible to provide reliable and uninterrupted energy supply to national economies as well as consumers of all categories and levels at an affordable price become particularly relevant for the member states of the Eurasian Economic Union (hereinafter referred to as the member states and the Union respectively). One of the key areas of integration defined by the Treaty on the Eurasian Economic Union (hereinafter referred to as the Treaty), which was signed by the Presidents of countries on May 29, 2014, is energy, which, to a large extent, determines the dynamics and the rates of development of national economies, their competitiveness in the world markets, and the standard of living of the population. In accordance with Article 79 of the Treaty, the member states agreed to pursue a coordinated energy policy and develop mutually beneficial cooperation with due account for provision of energy security. Pursuant to Article 81 of the Treaty, the member states jointly with the Energy Department of the Eurasian Economic Commission are actively engaged in the step-by-step formation of the common electricity market of the Union (hereinafter referred to as the CEM). The principles of its formation specified in the Concept for the Formation of the CEM of the Union also contain provisions on ensuring energy security of the member states with due account for preservation of peculiarities of the domestic energy markets of each of the states. Therefore, it seems relevant to study the problems of legal regulation of energy security in the electric power industry in the member states of the EAEU.

Keywordsenergy law, energy security, member states of the Eurasian Economic Union, formation of the common electricity market of the Eurasian Economic Union, electric power system
Received06.05.2018
Publication date30.06.2018
Number of characters11531
Cite     Download pdf
1 На национальном уровне перед каждым государством-членом стоят задачи правового регулирования энергетической безопасности, закрепленные в их долгосрочных и краткосрочных стратегиях развития. В систематизированном виде указанные задачи наднационального и национального уровней, направленные на обеспечение энергетической безопасности и закрепленные в документах стратегического планирования, представлены на схеме рис. 1. Основными стратегическими направлениями развития в энергетике государств — членов ЕАЭС являются: для Республики Беларусь — энергетическая самостоятельность, диверсификация поставщиков и видов энергоресурсов, надежность поставок, резервирование, переработка и распределение ТЭР, энергетическая эффективность конечного потребления, совершенствование системы управления ТЭК и его организационной структуры [1]; для Республики Армения и Республики Казахстан — развитие возобновляемых источников энергии, а также энергетической эффективности и сбережения энергии [2]; для Кыргызской Республики — развитие неуглеродной энергетики, финансовое оздоровление энергетического сектора, капитальное вложение в строительство и реконструкцию активов сектора, а также развитие информационных технологий, что обеспечит успешную реализацию проектов и внедрение умных счетчиков [3]; для Российской Федерации — снижение энергоемкости экономики, цифровизация энергетического комплекса, повышение доступности ресурсов, появление новых маршрутов и, соответственно, интеграция региональных рынков [4].
2 Цели развития электроэнергетики государств — членов ЕАЭС и сравнительная характеристика их электроэнергетических рынков приведены в таблицах 1 и 2. Анализ данных этих таблиц позволяет сделать вывод о том, что вопросы энергетической безопасности рассматриваются в каждой стране исходя из существующего состояния энергетического комплекса, социально-экономических интересов и приоритетов развития государства. Электроэнергетическая система каждой страны обладает уникальными, только ей присущими особенностями, что существенно влияет на отношения, склады вающиеся в рамках ЕАЭС в энергетической сфере.
3 Однако энергетическая безопасность в сфере электроэнергетики любого государства включает в себя следующие системные элементы:
4 безопасность генерирующего сектора;
5 безопасность сетей передачи электрической энергии;
6 надежность энергетической инфраструктуры;
7
Зайцева_1

Рис. 1. Задачи правового регулирования обеспечения энергетической безопасности в государствах — членах Союза

8 Таблица 1 Цели развития электроэнергетики в государствах — членах Союза
Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Российская Федерация
обеспечение энер- повышение эф- повышение эф- обеспечение устой- переход энергетического
гетической безопас- фективности фективности ис- чивого экономиче- сектора страны через струк-
ности; и надежности пользования ского роста через турную трансформацию на
обеспечение устой- функционирова- энергоресурсов укрепление энерге- более высокий, качествен-
чивого развития ния Белорусской для содействия тической и экономи- но новый уровень, мак-
энергетической сфе- энергетической росту экономики ческой безопасности, симально содействующий
ры, основанного на системы и на ее и качества жизни достижение финан- динамичному социально-
повышении энерго- основе повыше- населения, а так- сово-экономическо- экономическому развитию
эффективности хо- ние уровня энер- же укреплению го оздоровления, а Российской Федерации;
зяйства, развитии гетической безо- внешнеэкономи- также конкурентного содействие развитию сете-
атомной энергетики пасности ческих связей преимущества Кыр- вой инфраструктуры и ге-
и эффективном ис- гызской Республи- нерирующих мощностей,
пользовании возоб- ки на региональном а также обеспечению удов-
новляемых ресурсов экспортном рынке летворения долгосрочного
электроэнергии и среднесрочного спроса на
электроэнергию и мощность

views: 262

Readers community rating: votes 0

1. Kontseptsiya ehnergeticheskoj bezopasnosti Respubliki Belarus' : utv. Postanovleniem Soveta Ministrov Respubli- ki Belarus' ot 23.12.2015 № 1084.

2. Strategiya natsional'noj bezopasnosti Respubliki Armeniya : odobrena na zasedanii Soveta natsional'noj bezopas- nosti pri Prezidente Respubliki Armeniya 26 yanvarya 2007 goda ; Kontseptsiya, napravlennaya na obespechenie ehnerge- ticheskoj bezopasnosti Respubliki Armeniya : ukaz Prezidenta Respubliki Armeniya ot 23.10.2013 № UP-182-N.

3. Kontseptsiya razvitiya toplivno-ehnergeticheskogo kompleksa Respubliki Kazakhstan do 2030 goda : utv. postanovleniem Pravitel'stva Respubliki Kazakhstan ot 28 iyunya 2014 goda № 724.

4. Ehnergeticheskaya strategiya do 2030 goda : utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 13.11.2009 № 1715-r.

5. Mel'nik D.A. Issledovanie osobennostej ehlektroehnergeticheskikh rynkov gosudarstv — chlenov Evrazijskogo ehkono- micheskogo soyuza / D.A. Mel'nik // Ehkonomika i predprinimatel'stvo. 2016. № 12-4.

6. Romanova V.V. Ehnergeticheskij pravoporyadok: sovremennoe sostoyanie i zadachi / V.V. Romanova. M. : Izdatel'stvo «Yurist», 2016. S. 196–237 ; Ehnergeticheskie rynki: problemy i zadachi pravovogo regulirovaniya : monografiya / pod red. d.yu.n. V.V. Romanovoj. M. : Izdatel'stvo «Yurist», 2018.

Система Orphus

Loading...
Up