Энергетическая безопасность в государствах — членах Евразийского Экономического Союза в сфере электроэнергетики: правовые и экономические аспекты

 
Код статьиS231243500021981-7-1
DOI10.18572/2312-4350-2018-2-23-28
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Начальник отдела электроэнергетической и атомной политики
Аффилиация: Департамент энергетики Евразийской экономической комиссии
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: консультант отдела электроэнергетической и атомной политики
Аффилиация: Департамент энергетики Евразийской экономической комиссии
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 2
Страницы23-28
Аннотация

В настоящее время в связи со сложившейся ситуацией геополитической напряженности и применения санкций особую актуальность для государств — членов Евразийского экономического союза (далее соответственно государства-члены, Союз) приобретают вопросы энергетической безопасности, позволяющей обеспечить надежное и бесперебойное энергоснабжение национальных экономик, а также потребителей всех категорий и уровней по доступной цене. Одним из ключевых направлений интеграции, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор), который подписан президентами стран 29 мая 2014 года, является энергетика, которая во многом определяет динамику и темпы развития национальных экономик, их конкурентоспособность на мировых рынках и уровень жизни населения. В соответствии со статьей 79 Договора государства-члены договорились о проведении скоординированной энергетической политики и развитии взаимовыгодного сотрудничества с учетом обеспечения энергетической безопасности. Во исполнение статьи 81 Договора государствами-членами совместно с Департаментом энергетики Евразийской экономической комиссии ведется активная работа по поэтапному формированию общего электроэнергетического рынка Союза (далее — ОЭР). Принципы его формирования, указанные в Концепции формирования ОЭР Союза, также содержат в себе положения по обеспечению энергетической безопасности государств-членов с учетом сохранения особенностей внутренних электроэнергетических рынков каждого из государств. В этой связи представляется актуальным проведение исследования задач правового обеспечения энергетической безопасности в сфере электроэнергетики в государствах — членах ЕАЭС.

Ключевые словаэнергетическое право, энергетическая безопасность, государства — члены Евразийского экономического союза, формирование общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза, электроэнергетическая система
Получено06.05.2018
Дата публикации30.06.2018
Кол-во символов11531
Цитировать     Скачать pdf
1 На национальном уровне перед каждым государством-членом стоят задачи правового регулирования энергетической безопасности, закрепленные в их долгосрочных и краткосрочных стратегиях развития. В систематизированном виде указанные задачи наднационального и национального уровней, направленные на обеспечение энергетической безопасности и закрепленные в документах стратегического планирования, представлены на схеме рис. 1. Основными стратегическими направлениями развития в энергетике государств — членов ЕАЭС являются: для Республики Беларусь — энергетическая самостоятельность, диверсификация поставщиков и видов энергоресурсов, надежность поставок, резервирование, переработка и распределение ТЭР, энергетическая эффективность конечного потребления, совершенствование системы управления ТЭК и его организационной структуры [1]; для Республики Армения и Республики Казахстан — развитие возобновляемых источников энергии, а также энергетической эффективности и сбережения энергии [2]; для Кыргызской Республики — развитие неуглеродной энергетики, финансовое оздоровление энергетического сектора, капитальное вложение в строительство и реконструкцию активов сектора, а также развитие информационных технологий, что обеспечит успешную реализацию проектов и внедрение умных счетчиков [3]; для Российской Федерации — снижение энергоемкости экономики, цифровизация энергетического комплекса, повышение доступности ресурсов, появление новых маршрутов и, соответственно, интеграция региональных рынков [4].
2 Цели развития электроэнергетики государств — членов ЕАЭС и сравнительная характеристика их электроэнергетических рынков приведены в таблицах 1 и 2. Анализ данных этих таблиц позволяет сделать вывод о том, что вопросы энергетической безопасности рассматриваются в каждой стране исходя из существующего состояния энергетического комплекса, социально-экономических интересов и приоритетов развития государства. Электроэнергетическая система каждой страны обладает уникальными, только ей присущими особенностями, что существенно влияет на отношения, склады вающиеся в рамках ЕАЭС в энергетической сфере.
3 Однако энергетическая безопасность в сфере электроэнергетики любого государства включает в себя следующие системные элементы:
4 безопасность генерирующего сектора;
5 безопасность сетей передачи электрической энергии;
6 надежность энергетической инфраструктуры;
7
Зайцева_1

Рис. 1. Задачи правового регулирования обеспечения энергетической безопасности в государствах — членах Союза

8 Таблица 1 Цели развития электроэнергетики в государствах — членах Союза
Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Российская Федерация
обеспечение энер- повышение эф- повышение эф- обеспечение устой- переход энергетического
гетической безопас- фективности фективности ис- чивого экономиче- сектора страны через струк-
ности; и надежности пользования ского роста через турную трансформацию на
обеспечение устой- функционирова- энергоресурсов укрепление энерге- более высокий, качествен-
чивого развития ния Белорусской для содействия тической и экономи- но новый уровень, мак-
энергетической сфе- энергетической росту экономики ческой безопасности, симально содействующий
ры, основанного на системы и на ее и качества жизни достижение финан- динамичному социально-
повышении энерго- основе повыше- населения, а так- сово-экономическо- экономическому развитию
эффективности хо- ние уровня энер- же укреплению го оздоровления, а Российской Федерации;
зяйства, развитии гетической безо- внешнеэкономи- также конкурентного содействие развитию сете-
атомной энергетики пасности ческих связей преимущества Кыр- вой инфраструктуры и ге-
и эффективном ис- гызской Республи- нерирующих мощностей,
пользовании возоб- ки на региональном а также обеспечению удов-
новляемых ресурсов экспортном рынке летворения долгосрочного
электроэнергии и среднесрочного спроса на
электроэнергию и мощность

всего просмотров: 267

Оценка читателей: голосов 0

1. Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь : утв. Постановлением Совета Министров Республи- ки Беларусь от 23.12.2015 № 1084.

2. Стратегия национальной безопасности Республики Армения : одобрена на заседании Совета национальной безопас- ности при Президенте Республики Армения 26 января 2007 года ; Концепция, направленная на обеспечение энерге- тической безопасности Республики Армения : указ Президента Республики Армения от 23.10.2013 № УП-182-Н.

3. Концепция развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года : утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года № 724.

4. Энергетическая стратегия до 2030 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р.

5. Мельник Д.А. Исследование особенностей электроэнергетических рынков государств — членов Евразийского эконо- мического союза / Д.А. Мельник // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-4.

6. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи / В.В. Романова. М. : Издательство «Юрист», 2016. С. 196–237 ; Энергетические рынки: проблемы и задачи правового регулирования : монография / под ред. д.ю.н. В.В. Романовой. М. : Издательство «Юрист», 2018.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх