Трансатлантизм в контексте заката глобализации: дискуссии в США

 
Код статьиS013122270028188-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-8-60-69
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Адрес: Российская Федерация, Саратов
Аффилиация: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Адрес: Российская Федерация, Саратов
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск № 8
Страницы60-69
Аннотация

Статья посвящена выявлению роли и места трансатлантических отношений в стратегических планах США. В контексте начавшегося кризиса глобализации анализируются американские проекты по использованию различных аспектов взаимодействия с ЕС для формирования новой системы международных отношений. Особое внимание уделяется взглядам ведущих групп американской правящей элиты. Делается вывод о том, что в целом истеблишмент не поддерживает геостратегию фрагментации администрации Дж. Байдена и имеет серьезные внутренние противоречия по многим аспектам трансатлантизма, что, вероятно, затруднит формирование устойчивого внешнеполитического курса Вашингтона на данном направлении.

Ключевые словаглобализация, трансатлантические отношения, ЕС, США, администрация Дж. Байдена, центристы, консервативные демократы, прогрессисты, умеренные реалисты, консерваторы
Получено20.10.2023
Дата публикации31.08.2023
Кол-во символов31127
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВСТУПЛЕНИЕ

2 Формирование устойчивых трансатлантических отношений было инициировано США во второй половине 1940-х годов с целью создания ядра Pax Americana. Холодная война серьезно укрепила эти отношения, сделав их стержнем “объединенного Запада”. Однако после триумфального для него окончания холодной войны трансатлантические отношения стали утрачивать былую значимость, особенно в военной сфере. Многие европейские члены НАТО минимизировали свой вклад в обороноспособность альянса, направив максимум ресурсов на развитие экономики и уровня жизни населения. В результате трансатлантический торговый баланс в начале XXI в. начал склоняться в пользу ЕС, а в США экономическая ситуация стала неустойчивой. Все американские президенты в этот период (Дж. Буш мл., Б. Обама, Д. Трамп) пытались по-своему “восстановить справедливость”, заставив европейцев платить “честную долю” в сфере безопасности (2% ВВП на военные нужды) и сократить трансатлантический торговый дефицит.
3 Радикально улучшить отношения с европейскими партнерами обещал в своей предвыборной программе и кандидат в президенты, демократ Дж. Байден. Однако в первый год своего президентства он не торопился исправлять ситуацию и даже не отменил многое из “наследия” Трампа, например, протекционистские тарифы. Кроме того, Байден давил на европейцев, требуя отказаться от сотрудничества с Китаем, а также шокировал их стремительным выводом войск из Афганистана, провозглашением концепции AUKUS (Australia, United Kingdom, United States, 2021 г.) и неприятием “Северного потока-2”. Европейцы, ссылаясь на ухудшение общей ситуации (ускорение негативных климатических процессов, рост геополитической напряженности, пандемия и т. д.), также не предпринимали реальных шагов навстречу Вашингтону. Более того, в период между избранием и инаугурацией Байдена ЕС заключил инвестиционное соглашение с КНР, принял законы, “дискриминирующие” в Европе американские цифровые гиганты, а оборонные траты были увеличены лишь символически. Иными словами, трансатлантические отношения становились все более хрупкими.
4 Однако начало российской Специальной военной операции (СВО) на Украине заставило Белый дом резко активизироваться на трансатлантическом направлении. В марте 2022 г. в ходе поездки на саммит НАТО Байден заявил, что главное в трансатлантизме – это военно-политическая сплоченность альянса, “который никогда не был так един, как сегодня” [ист. 1]. Это единство обеспечивалось общими санкциями против РФ, поставками вооружений Киеву, а также клятвенными заверениями европейцев направить, наконец, 2% ВВП на вооружение своих армий.
5 Тогда же стороны подписали “трансатлантический пакт”, нацеленный на снижение зависимости Европы от российских энергоносителей за счет импорта из США дополнительных объемов СПГ. Кроме того, они достигли предварительного соглашения о регулировании передачи персональных данных через Атлантику, договорились приостановить взаимные тарифы в авиационной, сталелитейной и других отраслях. В этом контексте активно подчеркивалась важность создания в июне 2021 г. Совета по торговле и технологиям США–ЕС (Trade and Technology Council, TTC), нацеленного на развитие двусторонних торговых, инвестиционных и технологических отношений.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 92

Оценка читателей: голосов 0

1. Coulibaly B.S. Rebooting global cooperation is imperative to successfully navigate the multitude of shocks facing the global economy. Brookings Institution, 16.09.2022. Available at: https://www.brookings.edu/essay/rebooting-global-cooperation-is-imperative-to-successfully-navigate-the-multitude-of-shocks-facing-the-global-economy/ (accessed 10.03.2023).

2. Baer D., Balfour R. How the Transatlantic Relationship Has Evolved, One Year into the Biden Administration. Carnegie Europe, 20.01.2022. Available at: https://carnegieeurope.eu/2022/01/20/how-transatlantic-relationship-has-evolved-one-year-into-biden-administration-pub-86213 (accessed 10.03.2023).

3. Patnaik S., Kunhardt J. Biden could reduce inflation, mitigate a recession, and strengthen democracy with a new EU-US trade agreement. Brookings Institution, 30.08.2022. Available at: https://www.brookings.edu/research/biden-could-reduce-inflation-mitigate-a-recession-and-strengthen-democracy-with-a-new-eu-us-trade-agreement/ (accessed 10.03.2023).

4. Hamilton D. The US-Europe transatlantic partnership is showing its resilience. The Hill, 28.03.2022. Available at: https://thehill.com/opinion/international/600014-the-us-europe-transatlantic-partnership-is-showing-its-resilience/ (accessed 10.03.2023).

5. Binnendijk H., Daniel S. Hamilton, and Alexander Vershbow. Strategic responsibility: Rebalancing European and trans-Atlantic defense. Brookings Institution, 24.06.2022. Available at: https://www.brookings.edu/articles/strategic-responsibility-rebalancing-european-and-trans-atlantic-defense/ (accessed 10.03.2023).

6. Ulgen S. Rewiring Globalization. Carnegie Europe, 17.02.2022. Available at: https://carnegieeurope.eu/2022/02/17/rewiring-globalization-pub-86308 (accessed 10.03.2023).

7. Fix L., Mankoff J. Europe Has to Step Up on Ukraine to Keep the U.S. From Stepping Back. World Politics Review, 09.12.2022. Available at: https://www.worldpoliticsreview.com/eu-us-ukraine-aid-russia-war (accessed 10.03.2023).

8. Meister S. A Paradigm Shift: EU-Russia Relations After the War in Ukraine. Carnegie Europe, 29.11.2022. Available at: https://carnegieeurope.eu/2022/11/29/paradigm-shift-eu-russia-relations-after-war-in-ukraine-pub-88476 (accessed 10.03.2023).

9. O’Neil S. Regionalization and U.S. Economic Competitiveness. Council of Foreign Relations, 11.04.2023. Available at: https://www.cfr.org/event/regionalization-and-us-economic-competitiveness (accessed 15.04.2023).

10. Tarquinio J.A. France Tries to Get Onside with Washington Ahead of First State Visit. Foreign Policy, 30.11.2022. Available at: https://foreignpolicy.com/2022/11/30/france-us-macron-visit-ambassador-europe-energy-crisis/ (accessed 10.03.2023).

11. Budryk Z. Congressional progressives warn Biden, EU natural gas reliance may hurt climate goals. The Hill, 20.05.2022. Available at: https://thehill.com/policy/energy-environment/3495974-congressional-progressives-warn-biden-eu-natural-gas-reliance-may-hurt-climate-goals/ (accessed 10.03.2023).

12. Matthews M. The EU Channels Sen. Elizabeth Warren, and It Won't Go Well September. Institute for Policy Innovation, 20.09.2022. Available at: https://www.ipi.org/ipi_issues/detail/the-eu-channels-sen-elizabeth-warren-and-it-wont-go-well (accessed 10.03.2023).

13. Lima C. Warren accuses Raimondo's Commerce Department of ‘lobbying on behalf of Big Tech’. Washington Post, 23.03.2022. Available at: https://www.washingtonpost.com/politics/2022/03/23/warren-accuses-raimondo-commerce-department-lobbying-behalf-big-tech/ (accessed 10.03.2023).

14. Bergmann M., Marcos P. The Hour of Europe? CSIS, 02.05.2022. Available at: https://www.csis.org/analysis/hour-europe (accessed 10.03.2023).

15. Simon L. The Ukraine War and the Future of the European Union’s Security and Defense Policy. CSIS, 30.01.2023. Available at: https://www.csis.org/analysis/ukraine-war-and-future-european-unions-security-and-defense-policy (accessed 10.03.2023).

16. Bergmann M., Steinberg F. How to Avoid a Transatlantic Trade War over Climate. CSIS, 15.12.2022. Available at: https://www.csis.org/analysis/how-avoid-transatlantic-trade-war-over-climate (accessed 10.03.2023).

17. Shivakumar S., Wessner C. Opportunities and Pitfalls for U.S.-EU Collaboration on Semiconductor Value Chain Resilience. CSIS, 07.07.2022. Available at: https://www.csis.org/people/charles-wessner (accessed 10.03.2023).

18. Toygur I. Transatlantic Cooperation to Counterbalance China Needs More Nuances. CSIS, 13.12.2022. Available at: https://www.csis.org/analysis/transatlantic-cooperation-counterbalance-china-needs-more-nuances (accessed 10.03.2023).

19. Bromund T., Kochis D. The Top Five U.S. Priorities for European Policy After Russia’s Invasion of Ukraine. Heritage Foundation, 07.04.2022. Available at: https://www.heritage.org/europe/report/the-top-five-us-priorities-european-policy-after-russias-invasion-ukraine (accessed 10.03.2023).

20. Schaefer B. What Role Should the G20 Play? Heritage Foundation, 28.02.2023. Available at: https://www.heritage.org/global-politics/commentary/what-role-should-the-g20-play (accessed 10.03.2023).

21. Graziosi S., Carafano J. A New Conservative Trans-Atlantic Partnership? Heritage Foundation, 03.01.2023. Available at: https://www.heritage.org/europe/commentary/new-conservative-trans-atlantic-partnership (accessed 10.03.2023).

22. Brands H. The West Must Move East for NATO to Survive. Bloomberg, 29.06.2022. Available at: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2022-06-29/ukraine-war-nato-us-must-move-more-far-troops-to-russia-s-borders (accessed 10.03.2023).

23. Brands H. If China Invaded Taiwan, What Would Europe Do? AEI, 17.11.2022. Available at: https://www.aei.org/op-eds/if-china-invaded-taiwan-what-would-europe-do/

24. Barfield C. The US-EU Trade and Technology Council: In Search of a Role. AEI, 21.10.2022. Available at: https://www.aei.org/technology-and-innovation/the-us-eu-trade-and-technology-council-in-search-of-a-role (accessed 10.03.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх