О феминистском искусстве в России

 
Код статьиS241328880008079-0-1
DOI10.18254/S241328880008079-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 2
Аннотация

В статье рассмотрена проблематика феминистского искусства в России, его развития и ключевые персоналии. Освещен ряд вопросов, связанных с квир- и ЛГБТ-искусством, связанными с тематикой феминистского искусства. Выявляется общая стратегия и смысловые различия между ними. 

Аннотация (др.)

  

Ключевые словафеминистское искусство, квир-искусство, ЛГБТ, гендер, феминизм
Получено29.12.2019
Дата публикации31.12.2019
Кол-во символов21621
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

Женское, гендерное, феминистское?

2 Феминистское искусство в России имеет свои характерные особенности. Поэтому, прежде чем обратиться к специфике российской арт-сцены, следует сделать несколько общих замечаний. Для описания этого явления в российской критике используются понятия «женское», «феминистское» и «гендерное искусство», при этом точных критериев по определению «какое именно искусство является феминистским?» нет. Это тот вид искусства, который каждый раз нуждается в переопределении и которое сильно зависит от контекста, установок и интенций субъекта на момент производства искусства. В данной статье мы не рассматриваем феминистское искусство как единый стиль или направление. Имея в виду российский контекст, следует говорить о множестве стилей, индивидуальных манер и стратегий. Феминистские стратегии в искусстве – это планы, способы и методы, благодаря которым решаются определённые социальные задачи, часто не связанные с задачами искусства. Это объединяющий момент многих феминистских работ.
3 Нельзя сказать, что российский феминизм как политическая сила представляет из себя единое движение. Организованного российского феминистского движения в искусстве также нет. Практически не существует на данный момент альтернативных площадок или журналов именно для художниц (что частично компенсируется сетевыми журналами, зинами и другими формами). Не так много существует объединений художниц, которые главной своей целью видят продвижение своего искусства и ценностей. Однако есть последовательная и убедительная практика конкретных художниц и художников, и именно им я уделю особое внимание в этой статье.
4

Краткий обзор феминистских, ЛГБТ и квир событий с 2010 по 2017 год

5

В России 2010-х годов есть тенденция смыкания феминистской проблематики с ЛГБТ и квир проблематикой. Она возникла по разным причинам, в том числе – вследствие принятия Федерального закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних 26 июня 2013 года. Под определение «нетрадиционные сексуальные отношения» подпали любые отношения, кроме тех, что принято считать традиционными (гетеросексуальные). Это вызвало волну гомофобии и преступлений против геев, лесбиянок, бисексуалов, трансгендеров [1]. При этом ни одна группа, кроме феминисток, не готова открыто работать с ЛГБТ и квир повесткой. Аналогично – домашнее и другие виды насилия, право на аборт, улучшение условий труда и повышение зарплат для женщин – эти и другие актуальные проблемы поднимают именно феминистки в общественном поле, феминистские художницы – в поле современного искусства. Именно поэтому я рассматриваю феминистские, ЛГБТ- и квир-выставки в этой статье вместе.

6 Впрочем, на крупных музейных выставках исследователи предпочитали работать с определениями «женское» или «гендерное» искусство, которое они рассматривали как отдельное художественное явление. Так, 2010 год был отмечен масштабным проектом «ŽEN d’АРТ. Гендерное искусство на постсоветском пространстве. 1989-2009» (Московский музей современного искусства, кураторы Наталья Каменецкая и Оксана Саркисян), в котором был представлен двадцатилетний опыт российского «гендерного», как его обозначили авторы идеи, искусства. Было зафиксировано, что, несмотря на то, что многие участницы данной выставки не позиционировали себя как феминистки, тем не менее, все вместе они составляли отдельное явление в искусстве. Таким образом, под понятие «женское» попало и феминистское, и «гендерное искусство», т.е. осмысляющее проблематику гендера. По итогам был выпущен каталог, собравший наиболее полную на данный момент антологию российских и советских арт-проектов, связанных с гендером, и аналитические тексты о них [2].

всего просмотров: 810

Оценка читателей: голосов 0

1. Кондаков Александр, Преступления на почве ненависти против ЛГБТ в России: отчет, Санкт-Петербург: Центр независимых исследований; «Реноме», 2017.

2. ZEN d’АРТ. Гендерное искусство на постсоветском пространстве. 1989-2009, Издательская программа Московского музея современного искусства, 2010.

3. Феминистский карандаш – II: каталог выставки женской социальной графики, Москва, 2013.

4. Кухня. Женские художественные мастерские: каталог работ, Москва, 2014.

5. Любовь за деньги. Партисипаторные проекты «Терезы» в области исследования феномена проституции, Москва: Свободное марксистское издательство, 2016.

6. http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/news/213357-404

7. http://outloudmag.eu/events/item/85-deti-404-mi-est

8. Susie Armitage, Here Are Some Of The Photos From An Exhibit On Russian LGBT Teens Shut Down By Police: https://www.buzzfeed.com/susiearmitage/here-are-some-of-the-photos-from-an-exhibit-on-russian-lgbt?utm_term=.vyAyKYj2b#.ewmlPX8Kz, 2015-06-14.

9. «И – Искусство. Ф – Феминизм. Актуальный словарь», Москва, 2015.

10. Элла Россман, Перевод с феминистского на феминистский: http://openleft.ru/?p=7176, 2015-11-05.

11. Надя Плунгян, Квир в Стране Советов, или Археология разномыслия: http://www.colta.ru/articles/raznoglasiya/12083, 2016-08-30.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх