ШОС и инициатива “Пояс и путь” – перспектива двойной страховки для Афганистана

 
Код статьиS013122270028181-0-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-9-90-98
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Педагогический университет Внутренней Монголии
Адрес: КНР, 010022 Хух-Хото, пр-т Чжаоуда, 81
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск № 9
Страницы90-98
Аннотация

Статья посвящена анализу потенциальных возможностей, которыми располагают Шанхайская организация cотрудничества (ШОС) и инициатива “Пояс и Путь” (ИПП) в плане содействия достижению стабильности в Афганистане и его экономическому развитию. Автор обосновывает перспективу взаимодополнения структур ШОС и ИПП как механизмов достижения мира и содействия хозяйственному подъему в этой стране. При этом на ШОС могут быть возложены задачи создания действенных систем обеспечения безопасности для реализации проектов ИПП, а последние будут способствовать превращению экономики Афганистана в органичную часть региональной экономики.

Ключевые словаинициатива “Пояс и Путь”, ШОС, Афганистан, экономическая реконструкция, политическая стабильность
Получено20.10.2023
Дата публикации30.09.2023
Кол-во символов26183
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В августе 2021 г. выводом вооруженных сил США из Афганистана завершилась 20-летняя интервенция западных государств. В считанные месяцы после этого власть в стране захватило движение “Талибан”1. Ситуация в этой стране стала главным источником угроз для региона и вызвала серьезное беспокойство в мире, особенно в соседних странах. Содействие стабильности и безопасности в Афганистане стало неотложной задачей для Китая, Пакистана и других сопредельных государств. Они издавна связаны с Афганистаном не только географически, но и культурно, имеют во многом общую историю. Особые отношения соединяют его с Пакистаном – одним из ключевых акторов региональной политики и экономики. Для обеспечения безопасности региона сопредельные страны прилагают значительные усилия к установлению мира в Афганистане. От ситуации в нем во многом зависят и перспективы реализации предложенной Китаем инициативы “Пояс и Путь”. В данной статье рассматриваются возможности координации деятельности ШОС с задачами ИПП для достижения стабильности в Афганистане, содействия его развитию для пользы всего региона. 1. Деятельность организации “Талибан” запрещена на территории РФ Верховным судом.
3

АФГАНИСТАН И ШОС: МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ОПЫТ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

4 В настоящее время ШОС стала одной из самых влиятельных региональных организаций в Азии. Китай, Пакистан, Индия, Иран и четыре из пяти стран ЦА, являясь государствами – членами ШОС, могут способствовать установлению мира в Афганистане на площадке Организации. На протяжении многих лет ШОС уделяет серьезное внимание сложившейся в этой стране ситуации и принимает меры для установления в ней мира и создания условий для ее развития.
5 В ноябре 2005 г. была образована Контактная группа ШОС−Афганистан, задачей которой стала выработка предложений, которые могут заинтересовать обе стороны, и продвижение их сотрудничества. При этом представители ШОС в ходе контактов обязывались выражать консолидированную позицию стран-участниц. Консультативные встречи было предложено проводить на базе Секретариата ШОС или посольства Афганистана в КНР, поскольку в состав группы вошли, с одной стороны, постоянные представители государств-членов при Секретариате Организации (вместе с сотрудниками Секретариата), а с другой ‒ старшие дипломаты Посольства [ист. 1]. Таким образом, Афганистан стал единственным государством в мире, которое связано с ШОС особым механизмом, обеспечивающим консультативный диалог между этой региональной организацией и Кабулом.
6 На встрече представителей сторон в рамках Контактной группы, состоявшейся в феврале 2006 г., обсуждался анализ официального порядка действий, выявлялись сферы и области взаимного интереса. Уже в ходе первых обсуждений в рамках данного механизма отчетливо проявился интерес афганских представителей прежде всего к экономическим аспектам сотрудничества. В феврале 2007 г. Афганистан в ходе второй такой встречи обратил внимание на реконструкцию своей экономики при содействии ШОС, выказав заинтересованность в участии в Программе многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств – членов Организации, прежде всего в части энергетики и транспорта. Экономическая проблематика занимала существенное место и в рамках встречи, проходившей в октябре 2008 г. Афганская сторона вновь затронула вопросы экономического сотрудничества в рамках ШОС, сделав упор на развитие транспортной инфраструктуры [ист. 2]. К сожалению, предложения по углублению сотрудничества в рамках данного механизма, в том числе о предании работе Контактной группы системного характера, в тот период не получили консенсуса. С 2009 г. по этой причине заседания Контактной группы не проводились. Однако даже после того, как Афганистан в июне 2012 г. получил статус наблюдателя в ШОС, сам механизм Контактной группы не утратил свой правовой статус. По словам заместителя министра иностранных дел КНР Чэн Гопина, цель включения Афганистана в ШОС как государства-наблюдателя заключалась в том, чтобы в рамках ШОС усилить сотрудничество с Афганистаном в области политики, безопасности и экономики и реализовать возможность национального примирения в этой стране [1, р. 78].

Всего подписок: 3, всего просмотров: 102

Оценка читателей: голосов 0

1. 何 明. 上海合作组织与阿富汗重建问题. 南亚研究, 2012, 第 4 期, 第64-83页.

2. Волхонский Б.М. Перспективы и риски, связанные с вступлением в ШОС Индии и Пакистана. Каменев С.Н., отв. ред. Пакистан: история и современные проблемы. Труды Института востоковедения РАН, 2018, вып. 8, сс. 195-211.

3. Алексеенко Г. Саммит ШОС: почему Афганистан решили обсудить без талибов. Afghanistan.ru. 17.09.2022.

4. Черняева С.В., Журавлёва Е.В. Роль ШОС в контексте “афганской проблемы”. Постсоветские исследования, 2022, т. 5, № 5, сс. 531-543.

5. Логинова К. Восточный узел: обострение на границе Ирана и Афганистана угрожает безопасности РФ и КНР. Известия, 31.05.2023.

6. Кортунов А. Афганистан как стресс-тест для ШОС. РСМД, 15.06.2021.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх