Management of R&D in OECD Countries: Experience in Results’ Monitoring

 
PIIS013122270028170-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-9-58-67
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Financial Research Institute (FRI)
Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO)
Address: 3/2, Nastasyinsky Lane, Moscow, 127006, Russian Federation; 23, Profsoyuznaya Str., Moscow, 117997, Russian Federation
Affiliation: Financial Research Institute (NIFI)
Address: 3/2, Nastasyinsky Lane, Moscow, 127006, Russian Federation
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 67 Issue 9
Pages58-67
Abstract

The article deals with the issues related to the monitoring of R&D projects supported by the public funds. In accordance with the current legislation, monitoring of scientific, technical and innovation projects is carried out within the framework of the structural elements of state programs. To conduct monitoring, results, control points and objects of scientific and technical activities should be established. At the same time, however, within the framework of the three forms of financial support for the implementation of R&D projects – grant financing, subsidies for the implementation of public assignments, public procurement – different monitoring methods and procedures are applied. Further, the names of the control points are not linked to the results of projects in terms of technology readiness levels (TRL). Finally, information systems that support the monitoring and evaluation of R&D results are not fully compatible with each other. As a result, the overall effectiveness of monitoring decreases, which leads to delays in making managerial decisions and entails wasteful spending of budget funds. In the leading OECD countries, there is a practice of centralized methodological support of the implementation of R&D and innovation, which provides an unified approach to management of such projects and conjugation of state support at all stages of innovation cycle. Successful project management involves application of such specific management tools as the stage gates model and TRL methodology, which provide effective monitoring of results and flexibility in making management decisions, including the possibility of adjusting the basic parameters of projects at different stages of their implementation. The experience of foreign countries shows that in order to improve the quality and effectiveness of monitoring of R&D projects in Russia, it is necessary to ensure the harmonization of general and sectoral legislation governing the monitoring of the results of research, development and innovation projects, which will ensure the formation of a unified approach within the framework of project management of state programs. It is advisable to extend the rules for monitoring the results of R&D adopted in the system of grant financial support to the systems of public assignment and public procurement in this area of activity, creating conditions for the conjugation of various forms of public support. Finally, it is necessary to improve operation of the existing state information resources for the management of scientific, technical and innovation projects.

KeywordsResearch and Development; control points; monitoring of results; stage-gates model; technology readiness levels; public funding; information systems
Received20.10.2023
Publication date30.09.2023
Number of characters29619
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В последние два года федеральная законодательная и методическая база, регулирующая предоставление государственной поддержки на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), была существенно дополнена положениями о внедрении мониторинга и оценке результатов научных и научно-технических проектов1. В соответствии с ними мониторинг служит инструментом управления, используемым для расчета и анализа причин отклонения фактических параметров от плановых, оценки и минимизации рисков недостижения их целевых значений. Методологическая основа – отслеживание результатов по заранее установленным контрольным точкам, которые определяются как документально подтвержденный факт завершения значимых действий по исполнению проекта или созданию объекта. 1. Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 г. № 786 “О системе управления государственными программами Российской Федерации”.
3 Мониторинг национальных, федеральных и региональных проектов2 осуществляется с использованием информационной системы проектной деятельности. Он начинает проводиться с момента принятия решения об утверждении паспортов проектов и заканчивается с завершением проектов. В процессе используются ежемесячные отчеты о ходе реализации проектов, формируемые нарастающим итогом. Применительно к сфере НИОКР это означает, что мониторинг проводится в рамках структурных элементов государственных программ. Нормативные правовые акты, регулирующие выполнение НИОКР, должны определять результаты, контрольные точки и объекты соответствующей деятельности. 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 г. № 1288 “Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации”.
4 Многие вопросы применения инструментов и методов мониторинга пока не имеют однозначного решения в правовом поле. Основные проблемы:
5
  • отсутствие единой трактовки ряда ключевых понятий, в том числе контрольных точек;
6
  • неприменение уровней готовности технологии (УГТ) как инструмента управления проектами в сфере НИОКР;
7
  • отсутствие единых правовых норм для мониторинга исследований, выполняемых за счет разных инструментов финансирования;
8
  • недостаточное взаимодействие государственных информационных систем.
9

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ

10 Система мониторинга мероприятий (результатов) НИОКР в России формируется в рамках соответствующих видов финансирования: грантов, субсидий на выполнение государственного задания, государственных закупок. Подходы и процедуры существенно различаются по основным инструментам финансовой поддержки.
11 В системе финансирования государственного задания3 главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) проводят мониторинг на этапах сдачи работ, определяемых техническим заданием и соглашением о предоставлении субсидии. Прослеживаемость результатов обеспечивается Единой государственной информационной системой учета (ЕГИСУ) НИОКР. В ней фиксируются данные по темам исследований, трудозатратам, нормативному финансированию, отчетам о результатах интеллектуальной деятельности, а с 2023 г. – по уровням готовности разрабатываемых или разработанных технологий (сведения о работах, результатах, правообладателях и правах, проектах научных тем). На основания информации ЕГИСУ Российская академия наук4 проводит: 3. Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 г. № 640 (ред. от 18.01.2023 г.) “О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания” (вместе с “Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания”); Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 327 “О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения”; Приказ Минфина России от 31.10.2016 г. № 198н (ред. от 01.09.2021 г.) “Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)”.

4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 г. № 1781 (ред. от 27.05.2022 г.) «Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением “Российская академия наук” научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вместе с «Правилами осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением “Российская академия наук” научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями».

Number of purchasers: 3, views: 176

Readers community rating: votes 0

1. Van Atta R.H., Lippitz M.J., Bovey L., Dubin R.D., Blazek S.L. Commercial Industry Research & Development Management Best Practices. Institute for Defense Analysis, IDA Paper P-4814, December 2011. 134 p. Available at: https://clareo.com/wp-content/uploads/2018/05/P4814-IDA-Com-Ind-RD-Final-5.7.12.pdf (accessed 15.03.2023).

2. Kisielnicki J. Project Management in Research and Development. Foundations of Management, 2014, vol. 6, no. 3, рp. 57-70. Available at: https://www.researchgate.net/publication/276135207_Project_Management_in_Research_and_Development (accessed 05.06.2023).

3. Mikulskienė B. Research and Development Project Management: Study Book. Vilnius, Mykolo Romerio Universitetas, 2014. 109 p.

4. Grishina E.O., Kuz’menko O.V. Priority Design: the UK Experience. The Synergy of Sciences, 2017, no. 15, pp. 79-93. (In. Russ.)

5. Cooper R.G. Stage-Gate Systems: A New Tool for Managing New Products. Business Horizons, May–June 1990, vol. 33, iss. 3, pp. 44-54. Available at: https://doi.org/10.1016/0007-6813 (90)90040-I

6. Litvinova A.G. Development of an Innovative Strategy and Success Factors for Innovative Management Systems (IMS) Using the Stage-Gate Process. Vestnik of Altay Academy of Economics and Law, 2021, no. 6-1, pp. 74-83. (In Russ.)

7. Costa D.H. Implementing Stage-Gate Methodology to Improve New Product Development (NPD) Strategies: A Literature Review. Available at: https://www.academia.edu/44644123/Implementing_Stage_Gate_methodology_to_improve_New_Product_Development_NPD_strategies_a_literature_review (accessed 15.03.2023).

8. Bogacheva O.V., Smorodinov O.V. Financial Support for Research, Development and Engineering Instruments and Technology Readiness Levels. Financial Journal, 2021, no. 6, pp. 8-24. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up