Управление НИОКР в странах ОЭСР: опыт мониторинга результатов

 
Код статьиS013122270028170-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-9-58-67
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Научно-исследовательский финансовый институт Минфина РФ
ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, РФ
Адрес: РФ, 127006 Москва, Настасьинский пер., 3/2; 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Аффилиация: Научно-исследовательский финансовый институт Минфина РФ
Адрес: РФ, 127006 Москва, Настасьинский пер., 3/2
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск № 9
Страницы58-67
Аннотация

Рассматриваются проблемы мониторинга выполнения проектов НИОКР, финансируемых из государственных средств. Проанализированы методы, используемые в настоящее время в ведущих странах ОЭСР. Сформулированы предложения по повышению эффективности управления НИОКР в РФ.

Ключевые словаНИОКР, контрольные точки, мониторинг результатов, гейтовая модель, уровни готовности технологии, государственное финансирование, информационные системы
Получено20.10.2023
Дата публикации30.09.2023
Кол-во символов29619
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В последние два года федеральная законодательная и методическая база, регулирующая предоставление государственной поддержки на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), была существенно дополнена положениями о внедрении мониторинга и оценке результатов научных и научно-технических проектов1. В соответствии с ними мониторинг служит инструментом управления, используемым для расчета и анализа причин отклонения фактических параметров от плановых, оценки и минимизации рисков недостижения их целевых значений. Методологическая основа – отслеживание результатов по заранее установленным контрольным точкам, которые определяются как документально подтвержденный факт завершения значимых действий по исполнению проекта или созданию объекта. 1. Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 г. № 786 “О системе управления государственными программами Российской Федерации”.
3 Мониторинг национальных, федеральных и региональных проектов2 осуществляется с использованием информационной системы проектной деятельности. Он начинает проводиться с момента принятия решения об утверждении паспортов проектов и заканчивается с завершением проектов. В процессе используются ежемесячные отчеты о ходе реализации проектов, формируемые нарастающим итогом. Применительно к сфере НИОКР это означает, что мониторинг проводится в рамках структурных элементов государственных программ. Нормативные правовые акты, регулирующие выполнение НИОКР, должны определять результаты, контрольные точки и объекты соответствующей деятельности. 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 г. № 1288 “Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации”.
4 Многие вопросы применения инструментов и методов мониторинга пока не имеют однозначного решения в правовом поле. Основные проблемы:
5
  • отсутствие единой трактовки ряда ключевых понятий, в том числе контрольных точек;
6
  • неприменение уровней готовности технологии (УГТ) как инструмента управления проектами в сфере НИОКР;
7
  • отсутствие единых правовых норм для мониторинга исследований, выполняемых за счет разных инструментов финансирования;
8
  • недостаточное взаимодействие государственных информационных систем.
9

ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ

10 Система мониторинга мероприятий (результатов) НИОКР в России формируется в рамках соответствующих видов финансирования: грантов, субсидий на выполнение государственного задания, государственных закупок. Подходы и процедуры существенно различаются по основным инструментам финансовой поддержки.
11 В системе финансирования государственного задания3 главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) проводят мониторинг на этапах сдачи работ, определяемых техническим заданием и соглашением о предоставлении субсидии. Прослеживаемость результатов обеспечивается Единой государственной информационной системой учета (ЕГИСУ) НИОКР. В ней фиксируются данные по темам исследований, трудозатратам, нормативному финансированию, отчетам о результатах интеллектуальной деятельности, а с 2023 г. – по уровням готовности разрабатываемых или разработанных технологий (сведения о работах, результатах, правообладателях и правах, проектах научных тем). На основания информации ЕГИСУ Российская академия наук4 проводит: 3. Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 г. № 640 (ред. от 18.01.2023 г.) “О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания” (вместе с “Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания”); Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 327 “О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения”; Приказ Минфина России от 31.10.2016 г. № 198н (ред. от 01.09.2021 г.) “Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)”.

4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 г. № 1781 (ред. от 27.05.2022 г.) «Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением “Российская академия наук” научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вместе с «Правилами осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением “Российская академия наук” научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями».

Всего подписок: 3, всего просмотров: 136

Оценка читателей: голосов 0

1. Van Atta R.H., Lippitz M.J., Bovey L., Dubin R.D., Blazek S.L. Commercial Industry Research & Development Management Best Practices. Institute for Defense Analysis, IDA Paper P-4814, December 2011. 134 p. Available at: https://clareo.com/wp-content/uploads/2018/05/P4814-IDA-Com-Ind-RD-Final-5.7.12.pdf (accessed 15.03.2023).

2. Kisielnicki J. Project Management in Research and Development. Foundations of Management, 2014, vol. 6, no. 3, рp. 57-70. Available at: https://www.researchgate.net/publication/276135207_Project_Management_in_Research_and_Development (accessed 05.06.2023).

3. Mikulskienė B. Research and Development Project Management: Study Book. Vilnius, Mykolo Romerio Universitetas, 2014. 109 p.

4. Гришина Е.О., Кузьменко О.В. Приоритетное проектирование: опыт Великобритании. Синергия наук, 2017, № 15, cc. 79-93.

5. Cooper R.G. Stage-Gate Systems: A New Tool for Managing New Products. Business Horizons, May–June 1990, vol. 33, iss. 3, pp. 44-54. Available at: https://doi.org/10.1016/0007-6813 (90)90040-I

6. Литвинова А.Г. Разработка инновационной стратегии и факторов успеха компании “инновационные системы управления” (IMS) с применением stage-gate процесса. Вестник Алтайской академии экономики и права, 2021, № 6-1, cc. 74-83.

7. Costa D.H. Implementing Stage-Gate Methodology to Improve New Product Development (NPD) Strategies: A Literature Review. Available at: https://www.academia.edu/44644123/Implementing_Stage_Gate_methodology_to_improve_New_Product_Development_NPD_strategies_a_literature_review (accessed 15.03.2023).

8. Богачева О.В., Смородинов О.В. Инструменты финансовой поддержки НИОКР и уровни готовности технологии. Финансовый журнал, 2021, № 6, cc. 8-24.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх