Социальная политика и экосистемы государственного управления

 
Код статьиS013122270028169-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-9-129-138
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, Москва 117997, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск № 9
Страницы129-138
Аннотация

В статье исследуется процесс трансформации социальной политики, происходящий в различных регионах мира под влиянием становления единых цифровых платформ государственного администрирования – экосистем государственного управления. Автор анализирует происходящие вследствие этого изменения организационной модели взаимодействия государства, корпоративных структур и населения. Отмечается, что широкое применение информационно-коммуникационных технологий в этой сфере разными странами мира не приводит к заметному изменению модели социальной политики, существовавшей в них в доцифровую эпоху. По итогам проведенного исследования предлагается типология экосистем государственного управления, формируемых в странах, более других продвинувшихся по пути цифровой трансформации.

Ключевые словаобщественное развитие, социальная политика, социальное государство, государственно-частное партнерство, социальное неравенство, экосистема государственного управления, цифровая трансформация, цифровые платформы, цифровая зрелость
Источник финансированияСтатья подготовлена и опубликована в рамках проекта “Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество” по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Получено20.10.2023
Дата публикации30.09.2023
Кол-во символов28615
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Идея обеспечения роста общественного благосостояния за счет эффекта масштаба и оптимизации производства на основе использования результатов анализа статистических данных была сформулирована еще в конце XIX в. [1]. Необходимый уровень развития производительных сил для начала ее воплощения на практике был достигнут в середине 80-х годов XX в. в США. Сегодня эти подходы легли в основу формирования экосистем государственного управления стран, переходящих к новому технологическому укладу.
3 На современном этапе обязательным условием развития таких экосистем становится повышение эффективности социально-экономической политики. Для этого в единых источниках агрегируются как сведения о гражданах и организациях отдельных стран, так и групп стран, реализующих интеграционные проекты. Субъектом данного процесса являются организационные структуры управления, наделенные полномочиями по разработке соответствующих новым реалиям способов взаимодействия граждан, государственных органов и коммерческих организаций [2]. Таким образом, технологические изменения ведут к трансформации механизмов государственного управления. Цифровую форму приобретают национальные валюты и государственные услуги, преобразуется само содержание понятий “общественное благо” и “материальная ценность”, все больший объем которых номинируется в виде цифровых активов.
4 Применить выработанные в научном знании классификации или типологии для определения значимых свойств социально-экономических экосистем, в управлении которыми посредством применения цифровых платформ принимают участие государственные институции, представляется затруднительным. Таким экосистемам не обязательно присущи свойства экосистем прошлого периода (государственных корпораций и производственных объединений) – пространственная локализация и иерархическая неконтролируемость [3]. В цифровой среде значение границ нивелируется, вместе с тем при взаимодействии с государственно-частными структурами люди остаются объектом управленческого воздействия, даже если это взаимодействие осуществляется в горизонтально-ориентированном дизайне предоставления государственных услуг [4]. Несмотря на то что резиденты тех или иных юрисдикций могут получать государственные услуги на экстерриториальной и беззаявительной основе, значительная часть таких услуг остается, по сути, обязательством перед государством (оплата налогов, получение прав и лицензий, регистрация актов гражданского состояния и т. п).
5 Функционирование экосистем государственного управления предполагает существенное изменение способов регулирования социальных отношений. На стадии их внедрения внимание уделяется вопросам сбора и анализа больших массивов данных, которые становятся ресурсом поддержки административных процессов. По мере обретения возможности сквозного использования данных и выявления устойчивых закономерностей целью становится внедрение модели взаимодействия людей, устройств и программного обеспечения, которая может стать основой автоматизации бо́льшей части принимаемых решений [5].

Всего подписок: 3, всего просмотров: 143

Оценка читателей: голосов 0

1. Балод К. (Атлантикус). Государство будущего. Производство и потребление в социальном государстве. Санкт-Петербург, Издательство Дело, 1906. 192 с.

2. Osborne St.P., Powell M., Cui T., Strokosch K. New development: “Appreciate–Engage–Facilitate” – The role of public managers in value creation in public service ecosystems. Public Money & Management, 2021, no. 41:8, pp. 668-671. Available at: https://doi.org/10.1080/09540962.2021.1916189

3. Боровская М.А., Клейнер Г.Б., Лябах Н.Н., Масыч М.А., Матвеева Л.Г., Шевченко И.К., науч. ред. Экосистемы в пространстве новой экономики. Ростов-на-Дону, Таганрог, Издательство Южного федерального университета, 2020. 788 с.

4. Vargo S.L., Lusch R.F. “Service-dominant Logic 2025.” International Journal of Research in Marketing, 2017, no. 34 (1), pp. 46-67. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ijresmar.2016.11.001

5. Wautelet Y. A Model-Driven IT Governance Process based on the Strategic Impact Evaluation of Services. Journal of Systems and Software, 2019, vol. 149, pp. 462-475. Available at: https://doi.org/10.1016/j.jss.2018.12.024

6. Морозова Е.В., Мирошниченко И.В., Рябченко Н.А. Фронтир сетевого общества. Мировая экономика и международные отношения, 2016, т. 60, № 2, сс. 83-97.

7. Барановский В.Г., Иванова Н.И., отв. ред. Глобальное управление: возможности и риски. Москва, ИМЭМО РАН, 2015. 315 с.

8. Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. Москва, Прогресс Традиция, 2008. 447 с.

9. Садовая Е.С. Рынок труда в цифровой экономике – перспективы регулирования. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 10, сс. 102-111.

10. Цапенко И.П. Интеграция иммиграционных обществ: обновление подходов. Вестник Российской академии наук, 2020, т. 90, № 2, сс. 148-159.

11. Creemers R., Webster G. Personal Information Protection Law of the People’s Republic of China – Effective. DIGICHINA, 20.08.2021. Available at: https://digichina.stanford.edu/work/translation-personal-information-protection-law-of-the-peoples-republic-of-china-effective-nov-1-2021/ (accessed 27.05.2023).

12. Bergeaud A., Cette G., Lecat R. “Productivity Trends in Advanced Countries between 1890 and 2012”, Review of Income and Wealth. International Association for Research in Income and Wealth, 2016, vol. 62 (3), pp. 420-444. DOI: 10.1111/roiw.12185

13. Садовая Е.С., Цапенко И.П., Гришин И.В., отв. ред. Социальное государство в зеркале общественных трансформаций. Москва, ИМЭМО РАН, 2020. 211 с.

14. Esping-Andersen G. The three worlds of welfare capitalism. Princeton University Press, 1990. 248 p.

15. Лебедева Л.Ф. США: государство и социальная политика. Москва, Наука, 2007. 269 с.

16. Nadel S.N. Super Wealth & Poverty. The Nature and Causes of the Widening Gap between Super Wealth and Poverty in the Developed Countries. Indianapolis, 2012. 188 p.

17. Halonen M., Persson Å., Sepponen S. and others. Sustainable Development Action – the Nordic Way. Implementation of the Global 2030 Agenda for Sustainable Development in Nordic Cooperation. Nordic Council of Ministers. 2017. 175 p. Available at: http://norden.diva-portal.org/smash/get/diva2:1092868/FULLTEXT01.pdf (accessed 27.05.2023).

18. Xuetong Y. Leadership and the Rise of Great Powers. Princeton University Press, 2019. 280 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх