ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВУЗАХ

 
Код статьиS181570410026434-2-1
DOI10.54884/S181570410026434-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (75)
Страницы163-169
Аннотация

В данной статье анализируются психологические особенности социально-психологического климата студентов-психологов, обучающихся на базе Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина и Санкт-Петербургского государственного университета МВД РФ. Результаты исследования, представленные в статье, позволяют уточнить характеристики социально-психологического климата, связанные со спецификой обучения. Для решения задач исследования в соответствии с методологическими принципами были использованы различные методики оценки социально-психологического климата в группе и изучения ценностных ориентаций. В ходе анализа результатов исследования были обнаружены значимые различия в социально-психологическом климате групп студентов психологов ЛГУ им. А.С. Пушкина и курсантов-психологов СПбГУ МВД РФ, а также определены ведущие ценностные ориентации, социальные установки и карьерные ориентации у обучающихся. По результатам исследования анализируются и обосновываются полученные различия, приводятся практические рекомендации по организации работы обучающихся в вузе.

 

Ключевые словасоциально-психологический климат, групповая сплоченность, межличностные отношения, воспитательно-развивающая среда вуза, ценностные ориентации
Получено28.06.2023
Дата публикации11.08.2023
Кол-во символов11606
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В формировании личности студента важное значение имеет его ближнее окружение, то есть студенческий коллектив, членом которого он является в течение всего своего обучения. За время обучения студенческий коллектив нельзя представить без разнообразных межличностных отношений, сопровождающих решение групповых задач и различные формы активности. При этом межличностные отношения, складывающиеся в группе, отражаются ее членами в форме различных оценок и переживаемых ими эмоциональных состояний.
2 Для обозначения объективных и субъективных аспектов системы межличностных отношений в литературе часто используется термин «социально-психологический климат». Согласно Б.Д. Парыгину, выдающемуся отечественному психологу, исследователю данного психологического явления, «особая значимость социально-психологического климата определяется тем, что он характеризует ближайшие, самые непосредственные условия жизнедеятельности человека в группе, причем не столько внешние по отношению к человеку, сколько внутренние, психологические аспекты этой среды» [1, с. 117].
3 Положительный социально-психологический климат в коллективе – один из показателей его зрелости, результат большого и кропотливого труда. Он определяет психологическое самочувствие каждого из студентов в группе и динамику групповых процессов.
4 В связи с этим особой актуальностью обладает исследование особенностей социально-психологического климата студентов-психологов в различных вузах как фактора успешности профессиональной подготовки будущих специалистов, где важную роль играют результативные межличностные отношения.
5 Данной проблематике уделялось немало внимания отечественных психологов и педагогов на разных уровнях образования [1–8]. Различные аспекты социально-психологического климата как явления социальной психологии в разные годы подробно исследовались отечественными психологами (В.В. Бойко, Г.В. Виноградовым, А.И. Донцовым, О.Л. Зотовой, А.Г. Ковалевым, Е.С. Кузьминым, Б.Д. Парыгиным, А.Л. Свенцицким, А.С. Чернышевым и др.). Проблемы социально-психологического климата образовательного учреждения, в том числе вуза, и студенческой группы изучали такие психологи и социологи, как О.В. Андрианова, И.С. Шаповалова, И.А. Щедрова, И.Е. Фарбер и др.
6 Однако исследованию проблемы влияния особенностей социально-психологического климата на процесс профессиональной подготовки, успешность формирования межличностных отношений и развитие личности студента как будущего специалиста в вузах разного профиля в психолого-педагогической науке по-прежнему уделено недостаточное внимание.
7 Учитывая это, было проведено исследование, направленное на изучение специфики социально-психологического климата коллектива студентов-психологов, получающих профессиональную подготовку в Ленинградском государственном университете им. А.С. Пушкина и в Санкт-Петербургском государственном университете МВД РФ. В рамках исследования решались задачи изучения особенностей социально-психологического климата коллектива студентов-психологов ЛГУ им. А.С. Пушкина и СПбГУ МВД РФ, а также общих и карьерных ценностных ориентаций обучающихся в контексте их профессиональной подготовки в вузе.

всего просмотров: 171

Оценка читателей: голосов 0

1. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. М.: Феникс, 2006. 344 с.

2. Бойко Е.О., Зайцева О.Г., Агеев М.И., Ложникова Л.Е., Сочивко Ю.Н. Социально-психологический климат в группах студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4-2. С. 46–48.

3. Каражов А.Г. Психологические особенности развития сплоченности учебных взводов студентов в процессе обучения и воспитания // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 10. С. 332–335.

4. Сердюкова М.В. Педагогическая регуляция социально-психологического климата студенческой группы вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2012. 22 c.

5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 339 с.

6. Соловьева Е.М., Заусенко И.В. Ценности и карьерные ориентации студентов педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20248 (дата обращения: 21.01.2023).

7. Ванчакова Н.П., Тельнюк И.В., Худик В.А. Изучение и коррекция мотивации обучения у студентов медицинского вуза кураторами учебной группы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 4. С. 193–199.

8. Хайбулаева А.Г. Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис. … канд. психол. наук. Махачкала, 2015. 24 с.

9. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2016. 528 с.

10. Погодина А.В., Котляр М.Л. Социально-психологическая ситуация как характеристика уникальности образовательного учреждения // Психологическая наука и образование. 2014. № 2. С. 320–333.

11. Кожевникова М.Н., Смирнова Н.В. Социально-эмоционально-этическое обучение в контексте российского дополнительного образования // Человек и образование. 2021. № 1. C. 50–56.

12. Рыжова Н.И. Развитие эмоционального интеллекта как актуальная психолого-педагогическая задача в условиях цифровизации образования // Информатизация образования: теория и практика. Сб. матер. Международной научно-практической конференции. Омск, 18–19 ноября 2022 года. Омск, 2022. С. 73–77.

13. Антонова Ю.О. Формирование социально-психологического климата в педагогическом коллективе // Достижения вузовской науки. 2013. № 7. С. 165–172.

14. Николаева Н.В. Информационно-образовательная среда вуза в контексте смешанного обучения // Коллекция гуманитарных исследований. 2022. № 4 (33). С. 24–30.

15. Колосов А. Взаимоотношения в воинском коллективе как фактор успешности выполнения служебных задач // Ориентир. 2010. № 3. URL: https:// topuch.com/download/ vzaimootnosheniya-v-voInskom-kollektive-kak-faktoruspeshnosti.docx (дата обращения: 27.01.2023).

16. Сухов А.Н. Основы психосоциальной работы с населением: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2013. 638 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх