ФРГ и процесс перестраивания США системы военно-политических форматов в ИТР

 
Код статьиS013122270027403-4-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-6-61-70
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН
Адрес: РФ, 117418 Москва, Нахимовский пр-т, 51/21
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск № 6
Страницы61-70
Аннотация

В последние годы наблюдается усиление конфронтации между США, их партнеров и Китаем. Белый дом активно расширяет систему военно-политических форматов в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). Прежде всего, речь идет о создании AUKUS(сентябрь 2021 г.) и BluePacificAlliance (июнь 2022 г.). Параллельно США ведут мониторинг политики европейских государств – членов НАТО, особенно ФРГ, на предмет их вовлечения в противодействие КНР. В работе анализируется военный вклад Германии в “сдерживание” России и Китая, отмечается неготовность Берлина к активному использованию формата НАТО в отношении КНР, а также рассматривается американская система военно-политических форматов на Дальнем Востоке, которая используется не только для “сдерживания” Китая, но и для корректировки курса европейских партнеров в выгодном Вашингтону направлении. В выводах представлены два возможных варианта стратегии ФРГ в ИТР. 

Ключевые словаAUKUS, “Партнеры в голубом Тихом океане”, НАТО, блок, Дальний Восток, бундесвер, конфронтация, КНР
Получено28.08.2023
Дата публикации30.06.2023
Кол-во символов29267
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Различия между Западом и не-Западом1 на Дальнем Востоке намного более отчетливы, чем в ряде других регионов мира – в Африке (как севернее, так и южнее Сахары), Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Ключевое проявление этого – наличие масштабной разноаспектной (ценностно-информационной, политико-дипломатической, экономической и военной) конфронтации между США, группой их партнеров и Китаем. Прослеживание динамики и понимание логики развития этого процесса особо актуальны в условиях очевидного смещения центра тяжести в международных торгово-хозяйственных связях на Индо-Тихоокеанский регион. 1. Содержание и соотношение двух данных понятий, образующих дихотомию, четко показано в работах отечественной исследовательницы-международника Т.А. Алексеевой [1].
3 Это положение существенно стимулирует интерес к стратегическому закреплению в ИТР внешних игроков, в частности ведущих западноевропейских континентальных государств. Необходимо учесть огромный масштаб и диверсифицированность их экономических связей с КНР и иными региональными акторами. Из числа стран – участниц ЕС Германия лидировала по объему экспорта в Китай, который в свою очередь неизменно входил в число ведущих импортеров в ФРГ [2, с. 213]. Притом оба государства относились к числу наиболее развитых в промышленном отношении.
4 Рост конфронтации в ИТР стал мощным препятствием на пути развития торгово-хозяйственной кооперации сторон. Континентальным европейским государствам – членам НАТО требовалось привести в соответствие два сложносочетаемых фактора. Во-первых, не допустить деградацию диалога с Китаем, во-вторых, учитывать настоятельные пожелания США, англосаксонских стран в целом, а также Японии принять участие в “сдерживании” КНР. Решение этой непростой задачи еще более усложнилось в условиях создания новых военно-политических форматов – таких как AUKUS (Australia, United Kingdom, United States), Partners in the Blue Pacific (PBP, “Партнеры в голубом Тихом океане”) и активизацией функционирования четырехстороннего диалога по безопасности (Quad group of nations, Quad/QUAD).
5 В вопросе совместного с европейскими демократиями “сдерживания” России (как и ранее СССР) США традиционно проявляли повышенный интерес к кооперации с ФРГ. Это объяснялось ее большими ресурсами, способностью их эффективно использовать в партнерстве с Белым домом и Бонном/Берлином. Однако с начала XXI в. в традиционной дихотомии их взаимоотношений наряду с кооперацией все заметнее стали усиливаться элементы конкуренции.
6 Так, Берлин неизменно занимал особую позицию по многим общеполитическим и военным вопросам, неоднократно принимая более осторожные, чем Вашингтон, решения. Это объяснялось, среди прочего, ответственностью за Вторую мировую войну, и определяло формы утверждения Германией своего лидерства на региональных и глобальном уровнях. Ее приверженность идее “стратегической сдержанности” была наиболее заметна в вопросах использования бундесвера, особенно в военных операциях. Кроме того, в начале 2020-х годов заметно увеличился практический вклад ФРГ в “сдерживание” России по линии НАТО. Фактор Специальной военной операции (СВО) в данном случае был использован как повод для ускорения давно наметившейся тенденции [ист. 1]. Германская позиция рассматривается в контексте усиления конфронтации между США и Китаем.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 143

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеева Т.А. “Запад” и “не Запад” в пространстве теории международных отношений. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 2017, № 2, сс. 217-232. Alekseeva T.A. “The West” and “Non-West” in the Space of International Relations Theory. Vestnik RUDN. International Relations, 2017, no. 2, pp. 217-232. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2017-17-2-217-232

2. Цвык А.В. Стратегическое партнерство Германии и Китая на современном этапе: актуальные проблемы и новые возможности. Актуальные проблемы Европы, 2019, № 4, сс. 210-228. Tsvyk A.V. Strategic partnership of China and Germany at the present stage: urgent problems and new opportunities. Urgent problems of Europe, 2019, no. 4, pp. 210-228. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.31249/ape/2019.04.12

3. Белинский А.В., Никуличев Ю.В. “Американские горки”: Эволюция отношений между США и ФРГ в 1989–2019 гг. Актуальные проблемы Европы, 2019, № 4, сс. 135-157. Belinsky A.V., Nikulichev Yu.V. “American rollercoaster”: The evolution of US–Germany relations from 1989 to 2019. Current problems of Europe, 2019, no. 4, pp. 135-157. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.31249/ape/2019.04.08

4. Истомин И.А., Соколов А.П. Американский контингент в ФРГ: символ безопасности, гарант лояльности, предмет роскоши? Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 3, сс. 60-72. Istomin I.A., Sokolov A.P. American forces in Germany: security symbol, loyalty warrant or excessive luxury? World economy and international relations, 2021, vol. 65, no. 3, pp. 60-72. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-3-60-72

5. Stanzel A., Hörning C. Deutscher Balanceakt im Indo-Pazifik. SWP-Aktuell, 2022, no. 64, pp. 1-4. Available at: https://www.swp-berlin.org/10.18449/2022A64/ (accessed 1.12.2022).

6. Михеев В.В., Луконин С.А. Болевые точки Пекина – 3 (Смена экономической модели и внешнеполитические риски). Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 1, cc. 28-37. Mikheev V.V, Lukonin S.A. Beijing’s pain points – 3 (The change of economic model and foreign policy risks). World economy and international relations, 2022, vol. 66, no. 1, pp. 28-37. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-1-28-37

7. Glatz R., Zapfe M. Ambitionierte Rahmennation: Deutschland in der NATO, SWP-Aktuell, 2017, no 62, pp. 1-8. Available at: https://www.swp-berlin.org/publikation/ambitionierte-rahmennation-deutschland-in-der-nato (accessed 1.12.2022).

8. Арзаманова Т.В. Отдельные аспекты стратегического планирования Германии в Индо-Тихоокеанском регионе в условиях возвращения соперничества великих держав. Актуальные проблемы Европы, 2022, № 4, cc. 258-284. Arzamanova T.V. Some aspects of German strategic planning in Indo-Pacific region facing the return of great power rivalry. Current problems of Europe, 2022, no. 4, pp. 258-284 (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.31249/ape/2022.04.11

9. Major С., Swistek G. Die NATO nach dem Gipfel von Madrid. SWP-Aktuell, 2022, no. 49, pp. 1-8. Available at: https://www.swp-berlin.org/en/publication/die-nato-nach-dem-gipfel-von-madrid (accessed 01.12.2022).

10. Никитин А.И. Перспективы военно-политической интеграции в Азии. Быть ли “Азиатской НАТО”? Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 8, сс. 5-15. Nikitin A.I. Prospects for Military-Political Integration in Asia. Is an “Asian NATO” feasible? World Eсonomy and International Relations, 2022, vol. 66, no. 8, pp. 5-15. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-8-5-15

11. Fleckenstein B. Fremde Truppen im Vereinigten Deutschland – Gegenwärtige Situation und künftige Aussichten. SOWI-Arbeitspapier, 1990, no. 44, p. 1-12.

12. Васильев В.С. Англосаксонские скрижали нарастающего глобального цивилизационного противостояния. Актуальные проблемы Европы, 2022, № 4, сс. 234-257. Vasiliev V.S. Anglo-saxon guidestones of growing global confrontation between civilizations. Current problems of Europe, 2022, no. 4, pp. 234-257. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.31249/ape/2022.04.10



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. NATO’s military presence in the east of the Alliance. NATO, 2022.Available at: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_136388.htm (accessed 01.12.2022).

2. Leitlinien zum Indo-Pazifik. Berlin: Bundesregierung, 2020. 68 p. Available at:https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2380500/33f978a9d4f511942c241eb4602086c1/200901-indo-pazifik-leitlinien--1--data.pdf (accessed 01.12.2022).

3. Pressekonferenz von Bundeskanzlerin Merkel und Präsident Macron anlässlich des Deutsch-Französischen Verteidigungs- und Sicherheitsrates. Bundeskanzleramt,05.02.2021. Available at:https://www.bundesregierung.de/breg-de/aktuelles/pressekonferenz-von-bundeskanzlerin-merkel-und-praesident-macron-anlaesslich-des-deutsch-franzoesischen-verteidigungs-und-sicherheitsrates-am-5-februar-2021-1851512 (accessed 01.12.2022).

4. Brussels Summit Communiqué. NATO, 14.06.2021. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_185000.htm(accessed 01.12.2022).

5. NATO 2022 Strategic Concept. Brussels: NATO, 2022. 13 p. Available at: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/6/pdf/290622-strategic-concept.pdf (accessed 01.12.2022).

6. Indo-Pacific Deployment 2021. BMVg, 09.12.2021.Available at: https://www.bundeswehr.de/de/organisation/marine/aktuelles/indo-pacific-deployment-2021(accessed 01.12.2022).

7. Marinemanöver: Die Bayern“ bei ANNUALEX 2021. BMVg, 09.12.2021. Available at: https://www.bundeswehr.de/de/organisation/marine/aktuelles/manoever-fregatte-bayern-annualex-2021-5311952(accessed 01.12.2022).

8. Pressekonferenz von Bundeskanzler Scholz nach dem NATO-Gipfel am 30. Juni 2022 in Madrid. Bundeskanzleramt, 30.06.2022. Available at: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pressekonferenz-von-bundeskanzler-scholz-nach-dem-nato-gipfel-am-30-juni-2022-in-madrid-2059018 (accessed 01.12.2022).

9. Defence expenditure of NATO countries (2014–2022). Communique PR/CP (2022) 105. Brussels: NATO, 2022. 16 p. Available at: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/6/pdf/220627-def-exp-2022-en.pdf (accessed 01.12.2022).

10. 1. Panzerdivision. BMVg, 2022. Available at: https://www.bundeswehr.de/de/organisation/heer/organisation/1-panzerdivision (accessed 01.12.2022).

11. 2. Fregattengeschwader. BMVg, 2022. Available at: https://www.bundeswehr.de/de/organisation/marine/organisation/einsatzflottille-2/2-fregattengeschwader (accessed 01.12.2022).

12. 4. Fregattengeschwader. BMVg, 2022. Available at: https://www.bundeswehr.de/de/organisation/marine/organisation/einsatzflottille-2/4-fregattengeschwader(accessed 01.12.2022).

13. Dialog fortsetzen und Zusammenarbeit erweitern. Bundeskanzleramt, 28.04.2021. Available at: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/deutschland-china-1898686 (accessed 01.12.2022).

14. Pressestatements von Bundeskanzler Scholz und Ministerpräsident Li Keqiang am 4. November 2022 in Peking. Bundeskanzleramt, 04.11.2022. Available at:https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pressestatements-von-bundeskanzler-scholz-und-ministerpraesident-li-keqiang-am-4-november-2022-in-peking-2139982 (accessed 01.12.2022).

15. Readout of President Joe Biden’s Meeting with President Xi Jinping of the People’s Republic of China. The White House, 14.11.2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/11/14/readout-of-president-joe-bidens-meeting-with-president-xi-jinping-of-the-peoples-republic-of-china/ (accessed 01.12.2022).

16. FACT SHEET - U.S. Defense Contributions to Europe. US Department of Defense, 29.06.2022. Available at: https://www.defense.gov/News/Releases/Release/Article/3078056/fact-sheet-us-defense-contributions-to-europe/(accessed 01.12.2022).

17. Active Military Manpower (2022). Global Power, 2022. Available at: https://www.globalfirepower.com/active-military-manpower.php (accessed 01.12.2022).

18. Konsultationen der Außen- und Verteidigungsminister Deutschlands und Japans. BMVg, 13.04.2021. Available at: https://www.bmvg.de/de/presse/konsultationen-deutschland-japan-5054610 (accessed 01.12.2022).

19. Germany to decide mid-December on purchase of F-35 fighter jet. Reuters, 06.12.2022. Available at: https://www.reuters.com/world/europe/germany-decide-mid-december-purchase-f-35-fighter-jet-2022-12-06/(accessed 01.12.2022).

20. Pressekonferenz von Bundeskanzler Scholz zum Besuch des Bundeskanzlers in der Sozialistischen Republik Vietnam am 13. November 2022 in Hanoi. Bundeskanzleramt, 13.11.2022. Available at: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pressekonferenz-von-bundeskanzler-scholz-zum-besuch-des-bundeskanzlers-in-der-sozialistischen-republik-vietnam-am-13-november-2022-in-hanoi-2142532(accessed 01.12.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх