“Всеобъемлющая концепция модернизации Бундесвера”

 
Код статьиS013122270027342-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-5-69-79
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск № 5
Страницы69-79
Аннотация

В сентябре 2018 г. военно-политическое руководство ФРГ приняло решение начать реализацию масштабного пакета реформ бундесвера. Для этих целей в дополнение к “Концепции бундесвера” был утвержден специальный закрытый документ – “Профиль возможностей бундесвера”. Согласно последнему, к 2031 г. будет сформировано до 12 новых межвидовых системных бригад с целью повышения мобильности бундесвера и эффективности решения его ключевых задач. Осуществление реформ предполагается в три этапа: 2023, 2027 и 2031 гг. С учетом текущей военной-политической обстановки в Европе, именно реализация всех трех этапов в комплексе является главной задачей преобразований в вооруженных силах ФРГ. 

Ключевые словаФедеральная республика Германия, реформа бундесвера, “Всеобъемлющая концепция модернизации бундесвера”, “Профиль возможностей”, вооруженные силы, военный бюджет, военная политика
Получено27.08.2023
Дата публикации31.05.2023
Кол-во символов26759
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Внимание к военной политике Германии возросло в связи с очередным витком напряженности в системе европейской безопасности после начала Специальной военной операции (СВО) РФ на Украине в конце февраля 2022 г. Предпринятые военно-политическим руководством ФРГ действия по поддержке Украины демонстрируют готовность Берлина к реализации возможного военно-силового сценария в Восточной Европе. В этом контексте изучение отчетных периодов модернизации и реформирования немецких вооруженных сил представляет особый интерес для отечественного политико-академического сообщества. Теоретико-методологической основой исследования является теория строительства вооруженных сил (ВС). Она является аполитичной и позволяет объективно проанализировать, какие реальные задачи ставит перед собой военно-политическое руководство Германии. Сегодня официальный Берлин уделяет все больше внимания развитию и модернизации национальных вооруженных сил не только в плане взаимодействия с союзниками по НАТО, но и с точки зрения собственных национальных интересов [1].
3 Благодаря выгодному географическому положению страны и удобным выходам к критически важным логистическим узлам [ист. 1], по мнению ряда экспертов, личный состав ВС союзников ФРГ по НАТО успевает прибыть к возможному театру военных действий в целях развертывания боевых подразделений на военных объектах с техникой значительно быстрее при использовании именно германских логистических хабов. Это позволяет существенно сократить нагрузку на армейский компонент западноевропейских союзников ФРГ по Североатлантическому альянсу. Таким образом, сегодня для Германии открывается определенное окно возможностей: как ключевой региональный игрок она уже вносит [2] и может внести еще больший вклад в обеспечение военной активности НАТО и ЕС.
4 Особого внимания заслуживает политика Германии в отношении реформы бундесвера. После длительного периода недофинансирования и сокращения армии видна обратная тенденция [3]: сегодня военно-политическое руководство Германии стремится обеспечить бундесвер необходимыми финансами и условиями для выполнения национального и союзнического долга в сферах безопасности и обороны [4].
5 Проявлением активного наращивания присутствия НАТО в Восточное Европе является создание сил передового развертывания (СПР)1. Данный шаг был предпринят для того, чтобы противостоять росту “российской угрозы”. По состоянию на конец 2022 г. СПР находятся на третьем этапе своего развития [5, p. 103]. Если на первом этапе (2004–2013 гг.) были достигнуты серьезные результаты в области морского и воздушного компонентов присутствия, то уже на втором этапе (2014–2021 гг.) была развернута система штабов многосторонних сил НАТО (от корпуса до дивизии). В рамках того же второго этапа был начат процесс развертывания наземных войск в двух компонентах. Первая компонента представляла собой развертывание национальных ВС США, вторая была представлена в формате многосторонних батальонных тактических групп (БТГ)2. Что касается вклада Берлина в развитие СПР, то Германия получила статус “рамочной нации” в Прибалтике3. Кроме того, только Германия смогла закрепить рост численности ВС в период с 2014 по 2021 г. Организация системы штабов позволила создать необходимые условия для увеличения организационно-штатной структуры и форсировать начало третьего этапа развития СПР (с 2022 г.). Так, летом 2022 г. канцлер ФРГ О. Шольц сделал заявление о намерении трансформировать БТГ в Литве до уровня бригады [5, p. 108]. На фоне решения Шольца о намерении выделить дополнительные средства на сумму 100 млрд евро на нужды бундесвера в Германии ведется активная работа по организации и комплектованию сил СПР в Словакии. Помимо этого, партнерами ФРГ по комплектованию многосторонних группировок СПР выступили Нидерланды, Норвегия и Чехия [5, p. 117]. Таким образом, последовательное наращивание присутствия НАТО в Восточное Европе осуществляется при активном участии бундесвера. 1. Forward Presence Force (FPF).

2. Battalion Tactical Group (BTG).

3. Концепция “рамочной нации” (англ. framework nation, нем. Rahmennation), принятая в НАТО по инициативе тогдашнего министра обороны ФРГ Томаса де Мезьера в 2013 г., подразумевает переход от национального формата оперативного планирования к кластерному с целью сохранения оборонительного и наступательного потенциалов Альянса: подразумевается возможность привлечения национальных вооруженных сил более мелких стран НАТО к более крупным организационно-штатным единицам “рамочных наций”.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 147

Оценка читателей: голосов 0

1. Квашнин А.В., Останков В.И. Успешное решение проблем строительства Вооруженных Сил – важнейшее‬ условие обеспечения национальной безопасности. Военная безопасность Российской Федерации в XXI веке: сборник научных статей. Ген.-полк. Балуевский Ю.Н., ред. Москва, 2004, сс. 210-226.‬ Kvashnin A.V., Ostankov V.I. Successful Solution of Problems of Armed Forces Construction – the Most Important Condition for Ensuring National Security. Military Security of the Russian Federation in the 21st Century: Collection of Scientific Articles. General-Colonel Baluevskii Yu.N., ed., Moscow, 2004, pp. 210-226. (In Russ.) Available at: https://flot.com/publications/books/shelf/safety/13.htm (accessed 18.01.2023).

2. Рустамова Л.Р. Реформирование бундесвера и будущее миротворчества ФРГ. Мировая политика, 2021, № 4, cc. 29-43. Rustamova L.R. Reforming the Bundeswehr, and the Future of FRG’s Peacekeeping. World Politics, 2021, no. 4, pp. 29-43. (In Russ.) DOI: 10.25136/2409-8671.2021.4.36992

3. Прихотько Н.П. Эволюция военной политики ФРГ после объединения страны. Вестник МГИМО, 2010, № 1, cc. 320-326. Prikhot’ko N.P. The Evolution of FRG’s Military Policy after the Unification of Germany. Newsletter of MGIMO, 2010, no. 1, pp. 320-326. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.24833/2071-8160-2010-5-14-320-326

4. Zandee D., Deen B., Kruijver K., Stoetman A. European Strategic Autonomy in Security and Defence. Now the Going Gets Tough, It’s Time to Get Going. 2020. 75 p. Available at: https://www.clingendael.org/sites/default/files/2020-12/Report_European_Strategic_Autonomy_December_2020.pdf (accessed 18.01.2023)

5. Трунов Ф.О. Эволюция сил передового развертывания НАТО к середине 2022 г. Россия и мир в XXI веке, 2022, № 4, cc. 100-122. Trunov F.O. Evolution of NATO Forward Deployment Forces by mid-2022. Russia and the World in the 21st Century, 2022, no. 4, pp. 100-122. (In Russ.) DOI: 10.31249/rsm/2022.04.06

6. Зверев Ю. Наращивание сил НАТО и США в Европе: риски и последствия для России и Белоруссии. Евраzия эксперт, 26.07.2022. The Build-Up of NATO and U.S. Forces in Europe: Risks and Consequences for Russia and Belarus. Eurazia Expert, 26.07.2022. (In Russ.) Available at: https://eurasia.expert/narashchivanie-nato-v-evrope-riski-i-posledstviya-dlya-rossii-i-belorussii/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (accessed 15.09.2022).

7. Трунов Ф.О. Политика ФРГ в НАТО на современном этапе: проблемы и перспективы. Актуальные проблемы Европы, 2019, № 4, cc. 114-133. Trunov F.O. FRG’s Policy in NATO at the Present Stage: Problems and Prospects. Actual Problems of Europe, 2019, no. 4, pp. 114-133. (In Russ.) DOI: 10/31249/ape/2019.04.07

8. Кулешов В.М., Тарасенко А.В. Международная информационная безопасность как вектор развития национальной безопасности России и Германии. Социально-экономические явления и процессы, 2019, № 105, cc. 61-73. Kuleshov V.M., Tarasenko A.V. International Information Security as Development Vector of National Security of Russia and Germany. Socio-Economic Phenomena and Processes, 2019, no. 105, pp. 61-73 (In Russ.) DOI: 10.20310/1819-8813-2019-14-105-60-73.

9. Шариков П.А. Военные аспекты кибербезопасности в контексте специальной военной операции РФ на территории Украины. Аналитические записки Института Европы РАН, 2022, вып. 2, № 13 (280), cc. 5-12. Sharikov P.A. Military Aspects of Cybersecurity in the Context of the Russian Federation's Special Military Operation on the Territory of Ukraine. Analytical Papers of the Institute of Europe RAS, 2022, iss. 2, no.13 (280), pp. 5-12 (In Russ.) Available at: http://www.zapiski-ieran.ru/images/analitika/2022/an280.pdf (accessed 03.10.2022).

10. Кокеев А.М. Новые акценты в оборонной стратегии и политике безопасности Германии. Мировая экономика и международные отношения, 2018, т. 62, № 11, сс. 26-34. Kokeev A.М. New Emphases in Germany's Defense Strategy and Security Policy. World Economy and International Relations, 2018, vol. 62, no. 11, pp. 26-34. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-11-26-34

11. Ознобищев С.К. Новая стратегическая концепция НАТО и отношения с Россией. Полис. Политические исследования, 2011, № 3, cc. 50-57. Oznobishchev S.K. The New World and Russia NATO Relations. Polis. Political Studies, 2011, no. 3, pp. 50-57. (In Russ.) Available at: https://www.politstudies.ru/index.php?page_id=453&id=4416&jid=4409 (accessed 18.01.2023).

12. Арбатова Н.К., Кокеев А.М., ред. Глобальная стратегия безопасности ЕС 2016. Аналитический доклад. Москва, ИМЭМО РАН, 2017. 33 с. Arbatova N.K., Kokeev A.M., eds. EU Global Security Strategy 2016. Analytical Report. Moscow, IMEMO RAN, 2017. 33 p. (In Russ.) DOI:10.20542/978-5-9535-0505-5

13. Трунов Ф.О. К вопросу схемы структурных реформ современных вооруженных сил: пример ФРГ. Политическая наука, 2021, № 1, cc. 187-206. Trunov F.O. To the Issue of the Modern Armed Forces Structural Reforms Scheme: the Example of FRG. Political Science, 2021, no. 1, cc. 187-206. (In Russ.) DOI: 10.31249/poln/2021.02.07

14. Синдеев А.А. Реформа бундесвера: три этапа. Мировая экономика и международные отношения, 2015, № 3, cc. 86-94. Sindeev A.A. Bundeswehr Reform: Three Stages. World Economy and International Relations, 2015, no. 3, pp. 86-94. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2015-3-86-94



Дополнительные библиографические источники и материалы

(accessed 03.10.2022).

(accessed 09.05.2021).

29.12.2022.

, 29.12.2022. (In Russ.) Available at: https://russian.rt.com/world/article/1091821-germaniya-nato-sily-bystrogo-reagirovaniya (accessed 24.12.2022).

(accessed 15.09.2022).

03.10.2022).

6. Militärische Unterstützungsleistungen für die Ukraine. Bundesregierung, 10.09.2022. Available at: https://www.bundesregierung.de/breg-de/themen/krieg-in-der-ukraine/lieferungen-ukraine-2054514 (accessed 24.12.2022).

https://www.bundesrat.de/SharedDocs/drucksachen/2019/0301-0400/331-19.pdf?__blob=publicationFile&v=1 (accessed 16.09.2022).

16.09.2022).

16.09.2022).

(accessed 16.09.2022).

03.08.2022.

(accessed 13.09.2021).

(accessed 13.09.2021).

(accessed 13.09.2022).

05.10.2018.

(accessed 18.01.2023).

15. Rheinmetall is Equipping NATO's Spearhead VJTF. Bundeswehr Prepares for the VJTF Leadership in 2023. Rheinmetall. Available at: https://www.rheinmetall-defence.com/en/rheinmetall_defence/public_relations/themen_im_fokus/vjtf/index.php (accessed 13.09.2022).

(accessed 03.10.2022).

, 26.07.2021.

(accessed 16.09.2022).

, 09.05.2021.

(accessed 09.10.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх