Латинская Америка и НАТО: форматы корреляций в XX – первой четверти XXI века

 
Код статьиS013122270024693-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-1-111-121
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Институт Латинской Америки Российской академии наук
НИУ ВШЭ, РФ
Адрес: РФ, 115035 Москва, Большая Ордынка, 21; РФ, 115035 Москва, Малая Ордынка, д. 17, стр. 1
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск №1
Страницы111-121
Аннотация

В статье проведен комплексный анализ исторических и актуальных взаимосвязей между Латинской Америкой и блоком НАТО. Рассмотрены латиноамериканские источники Североатлантического договора, попытки реализации аналогов НАТО на региональной почве и вступления на аргентинском примере в состав блока от-дельных стран региона. Доказано, что современный профиль отношений данного типа в концентрированном виде реализуется на колумбийском направлении. Про-анализирована траектория сближения Колумбии с НАТО и международная реакция на этот процесс. Выделены три базовых сферы, в которых Богота реализует посреднические функции: оперативно-тактическая, образовательная и интеграционная. Сделан вывод о преобладании косвенных связей между регионом и НАТО, которые с возрастанием стратегического внимания альянса к латиноамериканскому сегменту “глобального Юга” в перспективе могут трансформироваться в прямые форматы взаимодействия

Ключевые словаЛатинская Америка, НАТО, США, коллективная безопасность, кооперация, партнерство, Колумбия
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-78-10014 (https://rscf.ru/project/22-78-10014/)
Получено21.09.2022
Дата публикации03.03.2023
Кол-во символов31063
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Нарастание конфронтационной тональности в отношениях России с НАТО и США [1] в последние годы и приближение к пиковым значениям противостояния в 2022 г. актуализируют императив поиска сторонами симметричных и асимметричных ответов на динамично развивающуюся ситуацию с целью сдерживания друг друга. На 36-м саммите НАТО, прошедшем в июне 2022 г. в Мадриде, обозначились явные симптомы усиления стратегического внимания Альянса к “глобальному Югу”. Основной приоритет, безусловно, отдается традиционному северному флангу, но наряду с ним все отчетливее звучат мотивы расширения влияния Альянса в южном направлении. Органичным элементом данного сегмента мировой системы выступает Латино-Карибская Америка (ЛКА) как полигон развертывания конкурирующих стратегий, с одной стороны, России и Китая, с другой – США и Европейского союза [2].
3 В принятой по итогам саммита новой “Стратегической концепции безопасности альянса” ЛКА не фигурирует, но в кулуарах, по свидетельствам журналистского сообщества, латиноамериканский аспект перманентно находился в “фокусе радара” [3]. Прямым свидетельством наличия латиноамериканской повестки в ходе мадридского саммита стало заявление испанского короля Филиппа VI о готовности иберийского государства стать связующим элементом между трансатлантическим сообществом и двумя регионами “Глобального Юга” – Африкой и ЛКА [4]. Испания обладает идеальным географическим положением для стимулирования связей между НАТО и ЛКА. В арсенале ее переговорных инструментов наличествует апробированный десятилетиями Ибероамериканский форум, с помощью которого Мадрид оказывает немалое влияние на позицию латиноамериканских партнеров [5]. Данные факты дают основания предполагать, что в среднесрочной перспективе ибероамериканский диалог может наполниться новым пронатовским содержанием.
4 Следует подчеркнуть, что и до мадридского саммита латиноамериканские мотивы в последние годы все более отчетливо акцентировались в дискурсе официальных представителей и в самой повестке работы Североатлантического альянса. Так, в апреле 2019 г. генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг дал понять, что перспектива обретения широким спектром стран ЛКА по примеру Колумбии статуса “глобального партнера” отвечает интересам Альянса и организация открыта для подобного рода диалога [6]. Несмотря на то что им категорически исключалась возможность присоединения стран региона к НАТО в формате полноценного членства, сам факт обозначения интенции проводить линию на диверсификацию партнерских отношений свидетельствовал о заметной заинтересованности Альянса в ЛКА.
5 В июне 2021 г. название региона вторично появилось в тексте стратегических документов альянса аналитико-прогностического характера, что свидетельствует о стабильном интересе НАТО к южноамериканскому направлению. В первый раз это произошло в 2010 г. в экспертном докладе “НАТО в 2020 г.: гарантированная безопасность и динамическое взаимодействие”, где допускалась возможность участия организации в делах региона в случае экстренных гуманитарных кризисов [ист. 1]. В аналогичном докладе “НАТО в 2030 г.”, выпущенном десять лет спустя, поставлена следующая установка на развитие внерегиональных связей организации: “Союзники договорились укреплять отношения НАТО с партнерами-единомышленниками и международными организациями и налаживать новые контакты, в том числе в Африке, Азии и Латинской Америке” [ист. 2]. Данную формулировку можно квалифицировать как рубежную в процессе фокусировки внимания Альянса на “Глобальном юге” и его латиноамериканском сегменте. Указанный массив фактов актуализирует анализ конфигурации прямых и косвенных связей между ЛКА и НАТО как в измерении сегодняшнего дня, так и в ретроспективе.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 297

Оценка читателей: голосов 0

1. Войтоловский Ф.Г. Стратегия США в меняющемся миропорядке: вызовы для России. Вестник Российской академии наук, 2021, т. 91, № 7, сс. 616-626.

2. Евсеенко А.С. Расширение присутствия КНР и РФ в Латинской Америке как вы-зов американским интересам. Вестник Волгоградского государственного универси-тета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, 2022, т. 27, № 2, сс. 163-177.

3. Actis A. La OTAN mira de reojo a Latinoamérica: la “desinformación” de Rusia y la injerencia de China. La Politica Online, 03.06.2022. Available at: https://www.lapoliticaonline.com/espana/politica-es/la-otan-mira-de-reojo-a-latinoamerica-la-desinformacion-de-rusia-y-el-auge-comercial-de-china/ (accessed 14.07.2022).

4. Hinojosa S. El Rey propone a España como nexo de la OTAN con África y América Latina. La Vanguardia, 28.06.2022. Available at: https://www.lavanguardia.com/internacional/20220628/8372301/rey-propone-espana-nexo-otan-africa-america-latina.html (accessed 28.08.2022).

5. Яковлев П.П. Глобальные головоломки: Ибероамерика в меняющемся мире. Москва, ИЛА РАН, 2020. 515 с.

6. Brunnstrom D. Jefe de OTAN dice Brasil y otros países América Latina podrían convertirse en “socios” de la alianza. Reuters, 04.04.2019. Available at: https://www.reuters.com/article/otan-a-latina-brasil-idLTAKCN1RF2WX (accessed 16.07.2022).

7. Селиванов В.Д. Пентагон, НАТО и Латинская Америка. Международная жизнь, 1984, № 6, cс. 49-55.

8. Яковлев П.П. Латинская Америка в стратегии империализма США. Москва, Знание, 1984. 63 с.

9. Баженова О.А. Бразилия во внешнеполитической паутине Трампа. Социально-гуманитарные знания, 2020, no. 1, сс. 169-178.

10. Баженова О.А. Статус основного союзника США вне НАТО: характеристика, хронология, географическое распространение. Вестник международных организа-ций, 2021, т. 16, no 1, сс. 162-171.

11. Безерра М. Как далеко намерена продвинуться НАТО? Международная жизнь, 2016, № 5, cc. 71-88.

12. Krivolapov O.O., Stepanova N.V. La cooperación de EE.UU. con países de América Latina en el ámbito de seguridad antes y después de la llegada de Joseph Biden al poder. Iberoamerica, 2021, no. 4, pp. 58-79. DOI: 10.37656/s20768400-2021-4-03

13. Diamint Rut. La OTAN y los desafíos en el Mercosur. Comunidad de seguridad y estabilidad democrática. Buenos Aires, Nuevohacer, 2001. 157 p.

14. Reficco E. Argentina como aliado extra-OTAN de los EE UU: los factores detrás de la alianza. Fundación CIDOB. Afers Internacionals, 1998, no. 42, pp.79-97.

15. Picazo María Victoria. Argentina-EE.UU: balance de la alianza extra-OTAN. Instituto de Relaciones Internacionales. Universidad Nacional de La Plata. 2004. 33 p. Available at: http://sedici.unlp.edu.ar/handle/10915/37040 (accessed 30.07.2022).

16. Larrinaga L.F. Argentina, a New U.S. Non-Nato Ally: Significance and Expectations. Naval War College Review, 2000, vol. 53, no. 2, pp. 125-157. Available at: https://www.jstor.org/stable/44638304 (accessed 30.07.2022).

17. Haglug G. David. Pensando lo imposible: Why Mexico Should Be the Next New Member of the North Atlantic Treaty Organization. Latin America Policy, 2010, vol. 1, no. 2, pp. 264-283. Available at: https://doi.org/10.1111/j.2041-7373.2010.00019.x

18. Broke A. Smith-Windsor, ed. Enduring NATO, Rising Brazil. Managing International Security in a Recalibrating Global Order. NATO Defense College, Italy, 2015. 286 p.

19. Aguilera-Reza G. Expanding the Transatlantic Bond – NATO's Possible Cooperation with Colombia, Brazil and Mexico. Atlantic Treaty Association. 2015. 56 p. Available at: https://www.academia.edu/19364389/Expanding_the_Transatlantic_Bond_NATO_s_Possible_Cooperation_with_Colombia_Brazil_and_Mexico (accessed 30.07.2022).

20. Torrijos V., Abella J.D. Ventajas y desventajas políticas y militares para Colombia derivadas de su eventual participación en misiones internacionales relacionadas con la OTAN. Revista Científica General José María Córdova, 2017, julio-diciembre, vol. 15, no. 20, pp. 47-82. Available at: http://dx.doi.org/10.21830/19006586.175

21. Farfán Castro F.E., Torres N.M.R., Reina J.J., eds. Colombia y La Organización del Tratado del Atlántico Norte. Aproximaciones de Análisis desde la Academia. Bogota, Escuela Superior de Guerra “General Rafael Reyes Prieto”, 2019. 220 p. Available at: https://esdeguelibros.edu.co/index.php/editorial/catalog/view/46/53/779 (accessed 30.07.2022).

22. Gonzalez A.M., Moncada M.A., Reyes Pulido L.O., Mejía Rosas J.L. Colombia y la OTAN: ¿Una alianza estratégica de disuasión o de contención? Revista de Relaciones Internacionales, Estrategia y Seguridad, 2022, vol. 17, no. 1, pp. 87-100. Available at: https://doi.org/10.18359/ries.6056

23. Meyer Peter J. Brazil: Background and U.S. Relations. Congressional Research Service, Version 5, 10.05.2022. 25 p. Available at: https://sgp.fas.org/crs/row/R46236.pdf (accessed 30.07.2022).

24. Berg C. Rayan. The Future of U.S.-Brazil Security Cooperation: Opportunities Present-ed by Brazil’s Major Non-NATO Ally Status. Center for Strategic & International Studies. Report. 15.07.2022. Available at: https://www.csis.org/analysis/future-us-brazil-security-cooperation-opportunities-presented-brazils-major-non-nato-ally (accessed 30.07.2022).

25. Ortíz D. Román. La OTAN, América Latina y España: pensar lo impensable. Instituto de Política Internacional. Universidad Francisco de Vitoria. España. Informe № 9. 14.07.2022. 10 p. Available at: https://ipi-ufv.com/wp-content/uploads/2022/07/Madrid-2022_La-OTAN-ante-un-cambio-de-era-9.pdf (accessed 30.07.2022).

26. Lajtman T., García Fernández A., Romano S. ¿Qué hace la OTAN en América Latina? El Centro Estratégico Latinoamericano de Geopolítica, CELAG. 24.03.2022. Available at: https://www.celag.org/que-hace-la-otan-en-america-latina/# (accessed 26.07.2022).

27. Quirós Ugalde R.A. La OTAN tienta a América Latina. Barómetro Latinoamericano, 06.04.2021. Available at: https://rebelion.org/la-otan-tienta-a-america-latina/ (accessed 26.07.2022).

28. Вазюлин В.А. Логика истории: вопросы теории и методологии. Москва, URSS, 2019. 384 c.

29. Сударев В.П. Межамериканская система в очередном тупике? Латинская Аме-рика, 2020, № 7, сс. 6-14.

30. Rondon J.C. El TIAR: el ocaso de un obsoleto tratado. 16.09.2020. Available at: https://elestado.net/2020/06/18/el-tiar-el-ocaso-de-un-obsoleto-tratado-ii/ (accessed 01.08.2022).

31. Arzatti A. La Organización del Tratado del Atlántico Sur. El Universal, México, 31.08.1980.

32. Lukianov D. Expansión rumbo al sur: como la OTAN casi llegó a esclavizar mulitamente a América Latina. 07.02.2019. Available at: https://sputniknews.lat/20190207/brasil-argentina-otas-organizacion-del-tratado-del-atlantico-sur-america-latina-1085317447.html (accessed 01.08.2022).

33. Vitelli M. Gisela. The South American Defense Council: the Building of a Community of Practice for Regional Defense. Revista Brasileira de Política Internacional, 2017, no. 60 (2), pp. 1-17. Available at: https://doi.org/10.1590/0034-7329201700202

34. Palacios A. Carta encerra sonho argentino de entrar na OTAN. O Estado de S.Paulo, 30.07.1999.

35. Busaniche J. Faurie: “El gobierno se olvidó de que somos aliados de la OTAN”. Perfil, 27.02.2022. Available at: https://www.perfil.com/noticias/cordoba/faurie-el-gobierno-se-olvido-de-que-somos-aliados-de-la-otan.phtml (accessed 14.08.2022).

36. Rivero F. La OTAN: La Agenda Inconfesable de Biden-Duque. TeleSur, 08.05.2022. Available at: https://www.telesurtv.net/opinion/La-OTAN-La-Agenda-Inconfesable-de-Biden-Duque-20220308-0027.html (accessed 28.08.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх