Трансграничное углеродное регулирование Евросоюза: новый инструмент глобального управления

 
Код статьиS013122270024683-2-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-1-5-15
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск №1
Страницы5-15
Аннотация

Дается характеристика механизма трансграничного углеродного регулирования ЕС (СВАМ). Показано, что он является глобальным по своему охвату, но его легитимность вызывает серьезные сомнения. Предлагаемая в нем система мониторинга и контроля ЕС за производственными процессами в компаниях – экспортерах из третьих стран в части выбросов парниковых газов противоречит международному праву и подрывает их суверенитет. Сделан вывод о том, что СВАМ имеет все признаки дискриминации, протекционизма, ограничения конкуренции в эколого-производственной сфере по отношению к экспортерам

Ключевые словатрансграничное углеродное регулирование, глобальное управление, выбросы парниковых газов, Европейский союз, международное право, суверенитет, ООН, ВТО
Получено15.08.2022
Дата публикации03.03.2023
Кол-во символов30220
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение

2

Идея мониторинга содержания углерода в импортируемых Европейским союзом товарах и механизма трансграничного углеродного регулирования (Carbon Border Adjustment Mechanism, СВАМ) была заявлена в 2019 г. в рамках “Зеленой сделки” (The Green Deal) – плана по достижению углеродной нейтральности ЕС к 2050 г. [ист. 1]. Во исполнение плана в 2021 г. Европейская комиссия направила в Европейский парламент и Совет ЕС для обсуждения и последующего принятия официальный документ – предложение (далее – базовый документ) об имплементации СВАМ в систему управления и хозяйственную практику ЕС [ист. 2], что сразу вызвало оживленную дискуссию как в странах союза, так и во всем мире.

3 В отечественной и зарубежной экономической литературе подробно проанализированы многие аспекты СВАМ [1, 2, 3, 4, 5, ист. 3]. Ведущие мировые исследовательские и консалтинговые организации, институты, центры, занимающиеся экономическими и экологическими проблемами, представили свои оценки и заключения (см., например, [6, 7, 8]). Высокую заинтересованность в анализе производственных последствий институционализации СВАМ проявили российские компании, поставляющие свою продукцию в ЕС [9, 10, 11].
4 Однако вопросам глобального управления в связи с введением СВАМ не уделяется должного внимания в аналитических исследованиях. А именно в такой плоскости, с нашей точки зрения, находится принципиальное отличие механизмов регулирования международной торговли до и после введения СВАМ. В данной статье предпринята попытка осмысления трансграничного углеродного регулирования как нового, нарождающегося феномена глобального управления, а также предложены рекомендации по созданию под эгидой ООН механизма международного регулирования содержания углерода в товарах, пересекающих межстрановые границы.
5 Институты глобального управления
6 В современной системе международных отношений функционирует широкий спектр организаций глобального управления различного институционального характера и масштаба – от всеобщих и многофункциональных до занимающихся частными, отраслевыми вопросами, отдельными регионами и группами стран. В силу своей фундаментальности эта тема является одной из наиболее актуальных в научном дискурсе и постоянно находится в поле зрения ученых, политиков, публицистов. Наиболее крупное научное исследование за последние годы по проблемам глобального управления опубликовано в ИМЭМО РАН [12]. Из числа других монографических работ отечественных и зарубежных ученых на эту тематику можно выделить [13–18].
7 Главным и самым влиятельным институтом глобального управления является Организация Объединенных Наций (ООН). Она наделена международным сообществом уникальной легитимностью в целях поддержания и укрепления мира и безопасности между народами и выступает учредителем ряда других крупных международных организаций, распространяющих свою деятельность практически на все страны мира – Группа Всемирного банка, МВФ, МОТ, ВОЗ, МАГАТЭ, ФАО, ЮНИДО, ЮНКТАД, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и др. Они созданы на основе межправительственных соглашений при непосредственном участии ООН, а их деятельность координируется Экономическим и социальным советом ООН (ЭКОСОС).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 361

Оценка читателей: голосов 0

1. Попова И.М. Анализ законодательных изменений и мер поддержки достижения целей Зеленой сделки. Вестник международных организаций, 2021, т. 16, № 4, сс. 30-56.

2. Ларионова М.В. Механизмы интернационализации Зеленой сделки. Вестник международных организаций, 2021, т. 16, № 3, сс. 124-160.

3. Гайда И., Доброславский Н., Ляшик Ю., Данеева Ю., Мельников Ю. Европейский механизм пограничной углеродной корректировки – ключевые вопросы и влияние на Россию. Центр энергетики Московской школы управления Сколково, 2021. 50 с.

4. Cosbey A., Droege S., Fischer C., Munnings C. Developing Guidance for Implementing Border Carbon Adjustments: Lessons, Cautions, and Research Needs from the Literature. Review of Environmental Economics and Policy, 2019, vol. 13, no. 1, pp. 3-22. DOI: 10.1093/reep/rey020

5. Zhong J., Pei J. Border Carbon Adjustment: A Systematic Literature Review of Latest Developments. SSRN, 2022. 23 p. DOI: 10.2139/ssrn.4128234

6. Garicano L. A Proposal for the Design of an European Carbon Border Adjustment Mechanism (‘CBAM’). Bruegel, 2021. 22 р. Available at: https://www.bruegel.org/sites/default/files/wp-content/uploads/2021/02/Presentation-by-Luis-Garicano.pdf (accessed 11.10.2022).

7. Mathieu C. The EU’s Carbon Border Adjustment Mechanism: A Piece in the Industry Decarbonization Puzzle. French Institute for International Relations, 2022. 11 р. Available at: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/mathieu_eu_carbon_border_adjustment_mechanism_2022.pdf (accessed 11.10.2022).

8. Aylor B., Gilbert M., Lang N., McAdoo M., Öberg J., Pieper C., Sudmeijer B., Voigt N. How an EU Carbon Border Tax Could Jolt World Trade. Boston Consulting Group, 2020. 12 р. Available at: https://web-assets.bcg.com/img-src/BCG-How-an-EU-Carbon-Border-Tax-Could-Jolt-World-Trade-Jun-2020_tcm9-252002.pdf (accessed 11.10.2022).

9. Хомутов И.А., Квон К.Р., Кукуруз Г.Г. Трансграничное углеродное регулирование в ЕС: как его обернуть в пользу России? Москва, ИГ “Петромаркет”, 2021. 55 с.

10. Саакян Ю.З., Рудаков Е.Н., Васенькина Е.Ю., Григорьев А.В., Фадеев А.Н. Оценка рисков для российской экономики от ввода трансграничного углеродного регулирования в Европейском союзе: аналитический доклад. Москва, ИПЕМ, 2020. 10 с.

11. Голяшев А., Курдин А., Коломиец А., Скрябина В., Федоренко Д. Трансграничное углеродное регулирование: вызовы и возможности. Энергетический бюллетень, 2021, вып. 98. 22 с.

12. Барановский В.Г., Иванова Н.И., отв. ред. Глобальное управление: возможности и риски. Москва, ИМЭМО РАН, 2015. 315 с.

13. Алешин А.А., Баронина Ю.А., Борисова А.Р. и др., ред. Глобальное управление: кризис или трансформация? Мировое развитие, вып. 22. Москва, ИМЭМО РАН, 2021. 225 с.

14. Лебедева М.М., Харкевич М.В., Касаткин П.И. Глобальное управление. Мoсква, МГИМО-Университет, 2013. 220 с.

15. Воронков Л.С. Международные межправительственные и неправительственные организации в системе международных отношений. Москва, МГИМО-Университет, 2018. 354 с.

16. Кутейников А.Е. Международные межправительственные организации: теоретико-социологический анализ. Санкт-Петербург, Изд-во СПб. ун-та, 2012. 256 с.

17. Barnett M.N., Pevehouse J.C.W., Raustiala K., eds. Global Governance in a World of Change. Cambridge University Press, 2021. 381 р. Available at: https://doi.org/10.1017/9781108915199

18. Zürn M. A Theory of Global Governance: Authority, Legitimacy, and Contestation. Oxford University Press, 2018. 336 p. Available at: https://doi.org/10.1017/S0892679419000078

19. Zhang T. Climate Change – Our Most Global Challenge. IMF, 2021. Available at: https://www.imf.org/en/News/Articles/2021/06/02/sp060221-dmd-zhang-green-swan-conference?cid=em-COM-123-43175 (accessed 11.10.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх