Латиноамериканский сегмент китайского “пояса и пути”

 
Код статьиS013122270023622-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-12-89-97
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Институт философии и права Уральского отделения РАН
Адрес: РФ, 620108 Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 16
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №12
Страницы89-97
Аннотация

Анализируется реализация китайской Инициативы “Пояса и Пути” в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна. Характеризуются изменения, обусловленные пандемией COVID-19.

Ключевые словаКитай, “Пояс и Путь”, “Морской Шелковый путь XXI века”, Латинская Америка и Карибский бассейн (ЛАК), экономические интересы, инфраструктурные проекты, пандемия COVID-19, китайско-американское противостояние
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 20-04-60337 “Оптимизация социально-экономических принципов регуляции современных обществ в контексте последствий коронавирусной пандемии”
Получено18.05.2022
Дата публикации14.12.2022
Кол-во символов28036
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Инициатива “Пояс и Путь”, состоящая из двух взаимосвязанных измерений – “Экономического пояса Шелкового пути” и “Морского Шелкового пути XXI века”, представляет собой стратегию выхода Китая на мировой рынок посредством создания сухопутных и морских торговых коридоров с необходимой транспортной, энергетической, телекоммуникационной инфраструктурой – железные и шоссейные дороги, морские порты, воздушные гавани, нефте- и газопроводы, электросети, мобильная связь и т. д. Многие зарубежные эксперты и политики сначала восприняли ее как попытку возрождения Великого Шелкового пути, соединявшего Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и Средние века. Однако руководство КНР подчеркивает, что подобная историческая аллюзия – это скорее символ взаимодействия Востока и Запада: любое государство, любая международная организация могут присоединиться к китайскому “проекту века”, создающему географически инклюзивную платформу для сотрудничества.
3 В статье предлагается анализ имплементации Инициативы “Пояса и Пути” в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАК). Его актуальность обусловлена, во-первых, тем, что Инициатива имеет важное значение для понимания внешнеполитических намерений и возможностей Китая, который за последнее десятилетие превратился в ведущего кредитора и строителя инфраструктуры в развивающихся странах; во-вторых, ее анализ позволяет очертить возможные контуры развития международных отношений в среднесрочной и долгосрочной перспективе; в-третьих, отношения со странами ЛАК имеют важное значение для России. Новым фактором стала пандемия COVID-19.
4

БЭКГРАУНД ИССЛЕДОВАНИЯ

5 Прежде, чем перейти к непосредственному анализу заявленной темы, определимся с ее научной разработанностью. Библиометрические исследования дают следующую статистику: с 2013 по 2019 г. только на двух языках – китайском и английском – опубликовано почти 16 тыс. работ, посвященных “Поясу и Пути” [1]. Мы сосредоточим внимание на работах ученых КНР, ЛАК, США. На наш взгляд, подобная выборка достаточно репрезентативна, позволяет увидеть контрастные оценки и на этой основе сделать более объективные выводы.
6 В первую очередь выделим работы китайских авторов на английском языке, поскольку именно они предназначены не для внутреннего пользования, а для мирового сообщества. В целом исследований по латиноамериканскому сегменту “Пояса и Пути” немного, так как официально он стартовал лишь в январе 2018 г., когда на Форуме Китая и Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (далее Форум Китай–СЕЛАК) регион был назван естественным продолжением “Морского Шелкового пути”. В этой связи отметим статью исследователей из Университета Цинхуа, анализирующих решения Форума в контексте проблем устойчивого развития [2].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 541

Оценка читателей: голосов 0

1. Jenkins R. China’s Belt and Road Initiative in Latin America: What Has Changed? Journal of Current Chinese Affairs, 2021. DOI: 10.1177/18681026211047871

2. Li Yuanbo, Zhu Xufeng. The 2030 Agenda for Sustainable Development and China’s Belt and Road Initiative in Latin America and the Caribbean. Sustainability, 2019, vol. 11, no. 8. DOI: 10.3390/su11082297

3. Xu Wenhong. Policy Coordination between China and Latin American Countries under the Framework of the Belt and Road Initiative. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, 2019, vol. 12, no. 3. pp. 129-150. DOI: 10.23932/2542-0240-2019-12-3-129-150

4. Xiao He. Initiative for Integration of the Regional Infrastructure in South America with the Belt and Road Initiative. Fang Cai, Nolan P., eds. Routledge Handbook of the Belt and Road. London, Routledge, 2019. DOI: 10.4324/9780429203039-92

5. Li Yihai, Zottele A.C., eds. A New Blue Ocean. Prospects for Latin American SMEs in the Belt and Road Initiative. Singapore, Palgrave Macmillan, 2021. 238 p. DOI: 10.1007/978-981-15-7687-4

6. Pu Xiaoyu, Wang Chengli. Rethinking China’s Rise: Chinese Scholars Debate Strategic Overstretch. International Affairs, 2018, vol. 94, no. 5, pp. 1019-1035. DOI: 10.1093/ia/iiy140

7. Peters E.D., ed. China’s Foreign Direct Investment in Latin America and the Caribbean: Conditions and Challenges. Mexico City, UNAM, 2019. 340 p.

8. Peters E.D. China’s Recent Engagement in Latin America and the Caribbean: Current Conditions and Challenges. China Currents, 2020, vol. 19, no. 1. Available at: https://www.chinacenter.net/category/china_currents/19-1 (accessed 02.09.2022).

9. Montoya M.A., Lemus D., Kaltenecker E. The Geopolitical Factor of Belt and Road Initiative in Latin America: The Cases of Brazil and Mexico. Latin American Journal of Trade Policy, 2019, vol. 2, no. 5, pp. 6-21. DOI: 10.5354/0719-9368.2019.56349

10. Valderrey F.J., Montoya M.A., Sánchez A. Latin America: The East Wing of the New Silk Road. Competition and Regulation in Network Industries, 2020, vol. 21, no. 1, pp. 34-62. DOI: 10.1177/1783591719853537

11. Zottele E., Zottele A.C. Aproximaciones a la Franja y la Ruta. Bubok Publishing SL, 2020. 208 p.

12. Lew J.J., Roughead G., eds. China’s Belt and Road Implications for the United States. New York, CFR, 2021. 177 p. Available at: https://www.cfr.org/report/chinas-belt-and-road-implications-for-the-united-states/ (accessed 02.09.2022).

13. Myers M., Ray R. China in Latin America: Major Impacts and Avenues for Constructive Engagement. A U.S. Perspective. China Currents, 2020, vol. 19, no. 1. Available at: https://www.chinacenter.net/category/china_currents/19-1 (accessed 02.09.2022).

14. Ferchen M. The BRI in Latin America: New Wine in Old Bottle? Schneider F., ed. Global Perspectives on China’s Belt and Road Initiative: Asserting Agency through Regional Connectivity. Amsterdam, Amsterdam University Press, 2021, pp. 97-112.

15. Small G. Latin America and the Caribbean Bring the Western Hemisphere into the Belt and Road. Leandro F., Duarte P., eds. The Belt and Road Initiative. An Old Archetype of a New Development Model. Singapore, Palgrave Macmillan, 2020, pp. 319-341. DOI: 10.1007/978-981-15-2564-3

16. Foster S. Belt & Road Encircles Latin America and the Caribbean. Asia Times, 08.01.2022. Available at: https://asiatimes.com/2022/01/belt-road-encircles-latin-america-and-the-caribbean (accessed 01.02.2022).

17. Wang Heng. China’s Approach to the Belt and Road Initiative: Scope, Character and Sustainability. Journal of International Economic Law, 2019, vol. 22, no. 1, pp. 29-55. DOI: 10.1093/jiel/jgy048

18. Serrano Moreno J.E., Telias D., Urdinez F. Deconstructing the Belt and Road Initiative in Latin America. Asian Education and Development Studies, 2021, vol. 10, no. 3, pp. 337-347. DOI: 10.1108/AEDS-01-2020-0021

19. Devonshire-Ellis С. Vassal States? Understanding China’s Belt and Road MoU. Silk Road Briefing, 13.02.2018. Available at: https://www.silkroadbriefing.com/news/2018/02/08/vassal-states-understanding-chinas-belt-road-mou (accessed 08.02.2022).

20. Roy D. China’s Growing Influence in Latin America. Council on Foreign Relations, 12.04.2022. Available at: https://www.cfr.org/backgrounder/china-influence-latin-america-argentina-brazil-venezuela-security-energy-bri (accessed 11.05.2022).

21. Пыжиков Н.С., Гущин Е.С. Инициатива “Пояса и Пути”: промежуточные итоги и вызовы в условиях пандемии. Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 3, сс. 42-51.

22. Яковлев П.П. Экономические шансы Латинской Америки в постковидном мире. Мировая экономика и международные отношения, 2021, т. 65, № 5, сс. 5-13.

23. Yákovlev P.P. América Latina y Rusia en el mercado mundial de alimentos. Iberoamérica, 2022, no. 1, pp. 62-86.

24. Dynkin A.A., Telegina E.A. Globalization and the World Order in the New Realities of the Post-COVID World. Herald of the Russian Academy of Sciences, 2021, vol. 91, no. 4, pp. 414-418. DOI: 10.1134/S101933162104002X

25. Piccone T. China and Latin America: A Pragmatic Embrace. The Brookings Institution, July 2020. Available at: https://www.brookings.edu/research/china-and-latin-america-a-pragmatic-embrace (accessed 10.04.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх