Президентство Э. Макрона во Франции: итоги первого пятилетия (2017–2022)

 
Код статьиS013122270023227-0-1
DOI 10.20542/0131-2227-2022-66-10-45-55
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Аффилиация: ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН
Адрес: 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №10
Страницы45-55
Аннотация

В статье анализируются итоги первого президентского пятилетия Эммануэля Макрона во Франции. Показаны основные направления его преобразований, призванных оздоровить национальную экономику, модернизировать систему управления Пятой республикой, укрепить позиции Франции в ЕС и мире. Отмечено, что амбициозные реформы натолкнулись на ряд препятствий в виде массовых протестов, внутриполитической борьбы и внешних кризисов, что не позволило Э. Макрону при реализации ряда начинаний полностью реализовать свой замысел. Показано, что переизбрание президента на второй срок дает ему новый шанс для проведения намеченных реформ – правда, уже в более сложной внутренней и особенно международной обстановке.

Ключевые словаФранция, Макрон, неолиберализм, “желтые жилеты”, пандемия COVID-19, Сенат, ЕС, украинский кризис
Источник финансированияСтатья опубликована в рамках проекта “Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество” по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783)
Получено04.07.2022
Дата публикации23.11.2022
Кол-во символов37870
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Во втором туре президентских выборов 24 апреля 2022 г. президент Франции Эммануэль Макрон был переизбран на второй срок (2022–2027), став за 20 лет первым после Ж. Ширака руководителем Пятой республики, которому французы доверили второй мандат главы государства. Уже поэтому первое пятилетие Э. Макрона 2017–2022 гг. выделяется на фоне каденций менее успешных Н. Саркози (2007–2012) и Ф. Олланда (2012–2017), но это не единственное отличие. Стремясь к достижению амбициозных внутри- и внешнеполитических целей, Макрон был вынужден проводить Францию через серию острых внутренних и внешних кризисов. Оттого итоги его первого президентского пятилетия оказались противоречивыми, а колебания президента-центриста можно емко обозначить любимой им фразой “в то же время” (et en même temps), призванной примирять непримиримое [ист. 1]. Не имея возможности детально проанализировать все итоги пятилетия, авторы поставили целью выявить ключевые преобразования Макрона и обозначить основные тенденции во внутренней и внешней политике, продолжения которых следует ожидать во второй каденции.
3

ЭКОНОМИКА: К ОЗДОРОВЛЕНИЮ МОДЕЛИ ЧЕРЕЗ КРИЗИСЫ

4 Как человек, сделавший блестящую деловую карьеру – от инспектора финансов до министра экономики1, Макрон отстаивает идею Франции как своего рода предприятия, полагая, что именно предпринимательство, стартапы станут основой экономического оживления страны [ист. 2]. Основным содержанием его преобразований в экономике стала попытка найти баланс между наращиванием международной конкурентоспособности Франции и сохранением ее социальных обязательств. Суть проблемы состояла в том, что оздоровление французской социально-экономической модели, доставшейся Макрону от предшественников, требовало мер по сокращению государственных расходов и разбюрократизации рынка труда, которые следовало провести так, чтобы сохранить социальную защищенность работника [1, cc. 18-19]. 1. Э. Макрон возглавлял Министерство экономики, промышленности и цифрового развития Франции в 2014–2016 гг.
5 Пройти по этой тонкой грани оказалось непросто. Президентская команда провела целый блок реформ, нацеленных на сокращение бюджетного дефицита и восстановление инвестиционной привлекательности страны для крупного капитала: замену налога на богатство, или так называемого налога солидарности на состояние (Impôt de Solidarité sur la Fortune, ISF), охватывавшего как движимые, так и недвижимые активы, более щадящим налогом на недвижимое имущество (L'impôt sur la fortune immobilière, IFI); отмену налога на бегство капитала (exil tax); снижение налога с корпораций и повышение “общего социального налога” (Сontribution sociale généralisée, CSG), взимаемого со всех категорий населения, введение эконалога. Одной из ключевых мер правительства Э. Филиппа (2017–2020) стала либерализация Трудового кодекса, проведенная в 2017 г. с целью упрощения увольнения и приема на работу и повышавшая гибкость использования рабочей силы на предприятиях [2]. Отмена социальных привилегий Национальной компании французских железных дорог (Société nationale des chemins de fer français, SNCF), реформа социального страхования, планы ликвидации различных льготных пенсионных режимов и их сведение от 42 к 3 с повышением пенсионного возраста с 62 до 65 лет были призваны сократить “лишние” социальные расходы государства.

Всего подписок: 8, всего просмотров: 873

Оценка читателей: голосов 0

1. Клинова М.В., Кудрявцев А.К., Рубинский Ю.И., Тимофеев П.П., отв. ред. Франция при президенте Эммануэле Макроне: в начале пути. Москва, ИМЭМО РАН, 2018. 256 с.

2. Кудрявцев А.К., Тимофеев П.П. Итоги президентских выборов во Франции: переизбрание с пресным послевкусием. ИМЭМО РАН. 29.04.2022.

3. Преображенская А.А. Франция: нелегкий путь реформ. Год планеты, 2018. Москва, ИМЭМО РАН, 2018, сс. 223-236.

4. Обичкина Е.О. Cоциально-политический кризис во Франции: “жeлтые жилеты” и завершение “первой фазы” правления Э. Макрона. Вестник МГИМО-Университета, 2019, № 2 (65), cc. 101-135.

5. Биссон Л. Движение “жeлтых жилетов”: значение для Франции. Аналитическая записка № 10, 2019 (№ 161). Институт Европы РАН. 18.04.2019.

6. Duhamel O. La Ve République, revue et corrigée par Emmanuel Macron. Institut Montaigne. 20.04.2018. Available at: https://www.institutmontaigne.org/blog/la-ve-republique-revue-et-corrigee-par-emmanuel-macron (accessed 03.07.2022).

7. Bois L. Une réforme des institutions à haut risque. Fondation Jean Jaurès. 05.07.2018. Available at: https://www.jean-jaures.org/publication/une-reforme-des-institutions-a-haut-risque/ (accessed 03.07.2022).

8. Macron E. Revolution. Paris, XO Editions, 2016. 267 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх