Energy Transition Of The Union State Of Russia And Belarus: Features And Prospects

 
PIIS013122270021820-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-7-127-134
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russian Federation
Address: Ostozhenka str.,53/2, bld.1, Moscow, 119021, Russian Federation
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 66 Issue 7
Pages127-134
Abstract

The Strategy for the Social and Economic Development of the Russian Federation with a Low Level of Greenhouse Gas Emissions until 2050 was adopted in 2021. It determines the measures to ensure by 2030 a reduction in greenhouse gas emissions of up to 70% compared to 1990 levels. The Strategy presents two scenarios: inertial and target (intensive). The inertial scenario is based on the preservation of the current economic model, including the structure of the energy balance. The target (intensive) scenario involves the use of additional measures to decarbonize the economy and increase the absorbing capacity of managed ecosystems. The global energy transition is considered as one of the factors for ensuring the competitiveness of the Russian economy on a global scale. The implementation of the intensive scenario in a favorable foreign policy environment would allow Russia, as the locomotive of the Union State with its colossal natural, human and economic potential, not only to contribute to the solution of universal tasks, but also to make a successful breakthrough into a new global technological order, this would allow Russia to become one of the leading world powers in addressing climate challenges in cooperation with other countries. The closest partner in integration processes – the Republic of Belarus – is to play a key role in solving global climate problems. According to the current foreign policy agenda, there are reasons to expect Minsk and Moscow to moved forward in harmonization of their national approaches, strategies and practices of the energy transition. This is a vital precondition for creating a common East European-Eurasian contour of the emerging energy system.

Keywordsclimate change, global energy transition, Paris Agreement, intensive scenario, energy sector, integrated energy systems, Russian Federation, Belarus, the Union State
Received07.03.2022
Publication date01.09.2022
Number of characters24488
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Несмотря на вспышку в 2022 г. межгосударственных и геополитических противоречий в мире, остаются сферы, настоятельно требующие кооперации всего международного сообщества. К их числу относятся климатические трансформации планетарного масштаба. Российская Федерация и Республика Беларусь к настоящему времени стали активными участниками основных инициатив в данной сфере, хотя лидерство в обеспечении энергоперехода в рамках интеграционного пространства пока безусловно принадлежит ЕС [1].
2 Попытаемся проанализировать характер международного взаимодействия и энергетическую стратегию как России, так и Союзного государства РФ и РБ. В качестве источников преимущественно использовались доклады международных организаций и официальные документы РФ и РБ. Кроме того, учтены выводы и трактовки отечественных специалистов [2, 3, 4].
3

ПРАВОВЫЕ РАМКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

4 При всех противоречиях между Союзным государством и западными партнерами климатическая повестка остается одной из тех сфер, где сохраняется высокий потенциал для диалога и сотрудничества. Это продиктовано характером стоящих перед человечеством вызовов, поскольку, как официально признано на уровне ООН, рост глобальной температуры атмосферы более чем на 1.5°С чреват катастрофическими последствиями для всей планеты. Это касается не только метеорологических аспектов проблемы, но и появления дополнительных противоречий военно-политического характера, а также вероятности непредсказуемых масштабных миграций населения Земли.
5 Между тем, как следует из доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC), при сохранении текущей траектории социально-экономического развития к концу нынешнего века человечество может столкнуться с повышением глобальной температуры на 3°С [ист. 1]. Даже в случае оптимального сценария, то есть при выполнении крупнейшими экономическими державами взятых на себя обязательств по минимизации вредных выбросов в окружающую среду, уже к середине нынешнего века показатель, по расчетам IPCC, может составить не менее 2°С.
6 В этой связи в ст. 2 Парижского соглашения 2015 г. предусмотрено глобальное реагирование на угрозу изменения климата, добиваясь ограничения температуры до 1.5°С [ист. 2]. Парижское соглашение – рамочный документ, в котором определяются цели стратегии мирового сообщества в климатической повестке. Искусственное сдерживание энергоемких индустрий должно планомерно снижать энергоемкость в среднем на 2.4% в год до 2050 г. [ист. 3].
7 Подписание Парижского соглашения стало определенной вехой в международно-правовом регулировании процессов, приводящих к глобальному изменению климата. Этому предшествовало заключение в 1992 г. Рамочной конвенции ООН об изменении климата, заложившей правовой базис для международного взаимодействия в данной сфере [ист. 4]. Позже, в 1997 г., был принят Протокол к Рамочной конвенции, или так называемый Киотский протокол [ист. 5], рассматривающий практические вопросы. В частности, в приложении “B” указаны конкретные обязательства отдельных стран по ограничению эмиссии парниковых газов [ист. 6]. В связи с затянувшимся процессом ратификации документ вступил в силу лишь в 2005 г., сейчас к нему присоединилось 192 страны. До сих пор не действует Дохийская поправка 2012 г. [ист. 7], так как для этого требуется ее одобрение минимум 144 странами, чего не произошло. Соглашение предусматривает определение государствами-подписантами в их национальных юрисдикциях вкладов в реагирование на глобальное изменение климата, после чего они должны предпринимать соответствующие усилия для их реализации (ст. 4, п. 2). К настоящему времени оно ратифицировано 191 его участником, в том числе ЕС, США, Индией и Китаем.

Number of purchasers: 0, views: 395

Readers community rating: votes 0

1. Marini V. Institutional Initiatives to Foster Green Finance at EU Level. The Rise of Green Finance in Europe, 2019, pp. 119-149. DOI:10.1007/978-3-030-22510-0_6.

2. Makarov I.S., Stepanov I.A. Paris climate agreement: impact on global energy and challenges for Russia. Actual problems of Europe, 2018, no. 1, pp. 77-100. (In Russ.)

3. Stepanov I.A., Makarov I.A. Greenhouse Gas Emissions Regulation in Fossil Fuels Exporting Countries: Opportunities and Challenges for Russia. Post-Communist Economies, 2021. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/14631377.2021.1943918?journalCode=cpce20 (accessed 01.03.2022).

4. The role of the national climate law in ensuring “energy transition”. Actual problems of Russian law, 2022 February, vol. 17. no. 2 (135), pp. 151-162. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up