Россия в преддверии участия в войне идентистов против антиидентистов

 
Код статьиS013122270021811-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-7-94-105
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Европы РАН
Адрес: Москва, РФ, 125009 Москва, ул. Моховая, 11, стр.3
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: РФ, 107031 Москва, ул. Рождественка, 12
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №7
Страницы94-105
Аннотация

В статье проанализирована роль России в рамках современного противостояния западному антиидентистскому влиянию со стороны традиционалистов. Антиидентизм в данном контексте является главной характеристикой современного "нового либерализма", мало связанного с классическим либерализмом, он имеет совсем другие корни, которые уходят также и в русскую почву. Истоки нового либерализма авторы видят в марксизме, на основе которого во второй половине ХХ в. зародилась идеология преодоления идентичности. Инструментом борьбы с идентитетом – как с необходимостью осознания своей связи с какой-либо общностью и ее ценностями – стали диктатура меньшинств и специфическая "культура отказа". В отличие от стран Запада в России радикальные формы антиидентизма уже были воплощены большевиками после революции 1917 г. в сфере гендерной политики, сексуальной морали, в национальном вопросе. Откат советской политики от большевистского максимализма не привел к полному возврату к традиционным ценностям. Для многих идентистов на Западе Россия хотя и имеет значение как страна, противостоящая антиидентизму, но в значительной степени лишь символически, поскольку влиятельных традиционалистских кругов в России нет.

Ключевые словалиберальная демократия, традиционализм, антитрадиционализм, марксизм, советская мораль, новая этика, сексуальная мораль, гендерная политика
Получено08.02.2022
Дата публикации01.09.2022
Кол-во символов41816
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В российском официозе и среди консервативной общественности сложилась традиционалистская идейная позиция, гласящая, что Россия – последний оплот христианской цивилизации, хранящий ценности отцовства и материнства, родительской любви, ограничения сексуальности в соответствии с "традицией"; любви к своему народу и родине, ее истории и культуре (да и классической культуре в целом). Это противостояние западному антиидентистскому влиянию объявляется борьбой с либерализмом. Однако такое позиционирование представляет собой ошибку, основанную на подмене понятий. Новоявленный "либерализм" мало связан с традиционным европейским либерализмом, он имеет совсем другие корни. И корни эти простираются и в русскую почву. Антиидентизм в данном контексте является главной характеристикой современного "нового либерализма", или либеральной демократии.
2

ИСТОКИ "НОВОГО ЛИБЕРАЛИЗМА"

3 Демонические призывы к разрушению буржуазного мира, покоящегося на частной собственности, семье и национальном государстве прозвучали впервые в середине ХIX в. "Манифест коммунистической партии" (1848 г.) провозгласил борьбу с буржуазным миром из-за того, что он основан на угнетении человека человеком. Главной, центральной проблемой Манифест провозглашал преодоление эксплуатации в процессе наемного труда. Освобождение человека от эксплуатации Карл Маркс и его соратники и продолжатели видели в первую очередь в преодолении частной собственности на средства производства. В этом состояла главная задача, но не единственная. Традиционная семья объявлялась закрепощающим женщину институтом, порожденным капиталистической эксплуатацией, мало того, семья обвинялась в эксплуатации детей: "Буржуазная семья, естественно, отпадает вместе с отпадением этого ее дополнения, и обе вместе исчезнут с исчезновением капитала. Или вы упрекаете нас в том, что мы хотим прекратить эксплуатацию детей их родителями? Мы сознаемся в этом преступлении" [2].
4 К гомосексуализму классики относились с неприязнью, но, по крайней мере, Ф. Энгельс считал, что логика освободительной борьбы приведет и к освобождению гомосексуалистов от эксплуатации: "...Педерасты начинают считать свои ряды и полагают, что они составляют силу в государстве. Им не хватало только организации, но, судя по этим данным, она, по-видимому, уже тайно существует. И так как они насчитывают у себя во всех старых и даже в новых партиях, от Резинга до Швейцера, таких выдающихся людей, то победа их неминуема…Счастье еще, что мы лично слишком стары, чтобы опасаться, что при победе этой партии нас заставят своим телом платить дань победителям. Но молодое поколение! Впрочем, это возможно тоже только в Германии, чтобы выступил такой молодец, превратил свинство в теорию и провозгласил: вступайте и т. д." [3].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 254

Оценка читателей: голосов 0

1. Эпштейн М. Постмодернизм в России. СПб., Азбука, 2019. 608 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Москва, Изд-во политической литературы, 1974. 63 с.

3. Письмо Энгельса Марксу в Лондон. Манчестер, 22 июня 1869 г. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. 2-е изд. Т. 32. Москва, Изд-во политической литературы, 1964, сс. 259-260.

4. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности государства. Москва, Издательство АСТ, 2019. 218 с.

5. Кузнецов М.М. Теодор В. Адорно – философ неидентичности. История философии, 2003, № 10, сс. 24-49.

6. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб., Алетейя; Москва, Институт экспериментальной социологии, 2005. 576 с.

7. Лункин Р.Н., Филатов С.Б. Межконфессиональные различия в Европе и новые идеологические противостояния. Современная Европа, № 3, 2018, сc. 102-114.

8. Hicks S. Explaining Postmodernism: Skepticism and Socialism from Rousseau to Foucault. London, Ockham’s Razor Publishing, 2011. 278 р.

9. Шапаров А.Е., Синькова Е.В. Демаргинализация праворадикализма в европейском политическом процессе. Современная Европа, 2020, № 5, сс. 182-192.

10. Ципченко Г.М. Политика в отношении семьи в первые годы советской власти. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015, № 1 (37), сс. 174-182.

11. Степанова О.Ю. Противодействие гомосексуализму в российском государстве досоветского и советского периода. Актуальные вопросы борьбы с преступлениями, 2016, № 1, сс. 27-34.

12. Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об "автономизации". В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 45. Москва, Изд-во политической литературы, 1970, сс. 356-362.

13. Гуполов Ю.В. Характеристика и атрибуты быта советской семьи (1918–1940). Социальная политика и социология, 2011, № 3 (69), cc. 173-182.

14. Андреев А.В. Проблемы сохранения института семьи в РФ. Вестник Уральского юридического института МВД России, 2021, № 4, cc. 97-99.

15. Сакевич В.И., Денисов Б.П. Очерк истории контроля рождаемости в России: блуждающая демографическая политика. Вып. 23, Москва, МАКС Пресс, 2014, сс. 186-208.

16. Богомолов К. Похищение Европы 2.0. Новая газета, 10.02.2021.

17. Эпштейн М. Новая этика или старая идеология? Знамя, 2021, № 8.

18. Cысоев Т. Философ Артемий Магун: «"Новая этика" – это не про культурность, а про "новую моральную аллергию", которая пришла к нам из США». Культура, 26.02.2021.

19. Подшибякин А. Как не стать жертвой "новой этики". GQ, 17.04.2021.

20. Файб А. Новая этика или новый тоталитаризм? Куда делась свобода слова в интернете. Esquire, 25.02.2021.

21. Макарова Ю. Пока не прониклись: что думают россияне о MeeToo и BLM. Профиль, 06.10.2021.

22. Драгунский Д. Печку письмами топила. Газета.ру, 07.08.2020.

23. Гусейнов А. Что нового в "новой этике"? Ведомости прикладной этики, 2021, вып. 58, cc. 91-106.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх