Национальная политика развития перед лицом глобальных вызовов: ирландский “маятник”

 
Код статьиS013122270021810-2-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-7-81-93
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, Профсоюзная ул., 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №7
Страницы81-93
Аннотация

Вопрос о путях оптимизации ресурсов развития современных разделенных социумов – ключевой для прогнозирования перспектив общественной динамики. В статье по итогам анализа экономической статистики, данных социологических опросов и обзора поля современной научной дискуссии обоснована потребность в соблюдении баланса между внедрением новаций и опорой на традиционные практики, использованием материальных и нематериальных ресурсов для обеспечения поступательного развития национальных и локальных сообществ. На примере Ирландии – страны, сумевшей использовать фактор разделенности нации и территории в интересах развития и превратить травматическое прошлое в инструмент социального сплочения с долговременными позитивными последствиями, определены критерии стратегической состоятельности такой политики. Анализ ирландского опыта показателен также для оценки возможностей компенсации маятникового эффекта в экономическом развитии за счет адресной социальной политики и целенаправленного использования нематериальных ресурсов. В том числе – путем обращения к политике памяти, символической и языковой политике, возможностям образования для продвижения приоритетов политики развития на основе формирования инклюзивной идентичности. В условиях происходящих глубинных сдвигов в структуре мироустройства и формирования в ходе конфликтных противостояний новых политических пространств обращенный к возобновляемым нематериальным источникам развития опыт может стимулировать пересмотр конфликтной политической повестки.

Ключевые словаразделенные общества, социальное неравенство, культурные традиции, социальные и управленческие новации, политика развития, Ирландия, иммиграция, диаспора, политика памяти, инклюзивная идентичность
Получено18.03.2022
Дата публикации01.09.2022
Кол-во символов42872
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В условиях растущей политической конфликтности поступательная динамика социальных размежеваний воспринимается как родовая характеристика разделенного мира, имманентно присущая современному мироустройству. В массовом сознании обостряется тревожность мировосприятия, подогреваемая конфронтационным настроем представителей мировой политической элиты и средств массовой информации, а в лексиконе экспертного сообщества, анализирующего общественные процессы, доминируют вызовы, риски и угрозы. Неслучайно такие понятия, как “поляризация”, “фрагментация”, “кливажи” и “размежевания”, “противоречия” и “конфликты”, заняли прочное место в лексиконе экспертного политического анализа, а социальное неравенство в разных его проявлениях стало фокусом текущей дискуссии в общественных науках [1, 2].
2 Заметно меньше исследовательского внимания уделяется оценке возможностей использования потенциала разделенных обществ в целях развития. И это тем более объяснимо, что при обобщении позитивного социального опыта исследователя подстерегают опасности привнесения нормативного подхода или неоправданной идеализации управленческих практик, приносящих результаты, и соблазн внедрить такие модели в чуждую им политико-культурную среду. Широкие обобщения оказываются ограниченными в том числе ввиду уникальности тех условий, которые формируют субъективное пространство политики конкретного сообщества. А характеристики такого пространства – культура политических коммуникаций, особенности коллективной памяти, “градус” политической, гражданской, национальной идентичности – во многом определяют успех или неуспех реализации тех или иных стратегий развития.
3 Ответ на вопрос о том, почему в процессе нациестроительства “одни общества объединяются, а другие – распадаются” [3], можно искать в разных измерениях – от реальных показателей экономического неравенства до характера его субъективного восприятия, от уровня доверия к государству, социального и межличностного доверия до укорененности в обществе ценностей эгалитарной культуры [4]. Рост культурной неоднородности на основе языковых, религиозных, ценностных различий и их институциональное закрепление в сообществах, объединенных общими политико-правовыми нормами или гражданскими обязательствами, будь то государство, регион, местное сообщество или же, например, профессиональный коллектив, ставит саму возможность поддержания культурного и социального пространства под вопрос. В условиях нынешнего кризиса лидерства в Европе скрепой могли бы служить общие этические ориентиры; в более широком общественно-политическом контексте “приоритетом становится утверждение нравственной мотивации развития на путях взаимодействия в публичной сфере вокруг общей повестки дня носителей разных идей и идентичностей” [5, с. 84]. Но в ситуации стремительного роста экономической и политической нестабильности, углубления внутриполитических и международных конфликтов перспективы такого “этического поворота” остаются за горизонтами самых смелых прогнозов о будущем миропорядка (подробнее см.: [6, сс. 37-41]).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 266

Оценка читателей: голосов 0

1. Mijs J.B. The Paradox of Inequality: Income Inequality and Belief in Meritocracy Go Hand in Hand. Socio-Economic Review, 2021, vol. 19, no. 1, pp. 7-35. DOI: 10.1093/ser/mwy051

2. Flaherty T., Rogowski R. Rising Inequality as a Threat to the Liberal International Order. International Organization, 2021, vol. 75, special iss. 2, pp. 495-523. DOI: 10.1017/S0020818321000163

3. Wimmer A. Nation Building. Why Some Countries Come Together While Others Fall Apart. Princeton and Oxford, Princeton University Press, 2018. 345 p. DOI: 10.2307/j.ctvc77kjx

4. Steckermeier L.C., Delhey J. Better for Everyone? Egalitarian Culture and Social Wellbeing in Europe. Social Indicators Research, 2019, no. 143, pp. 1075-1108. DOI: 10.1007/s11205-018-2007-z

5. Мир 2035. Глобальный прогноз. Под ред. А.А. Дынкина. Москва, Магистр, 2017. 352 с.

6. Семененко И.С. Дискурсы развития в социальных науках: в преддверии этического поворота. Полис. Политические исследования, 2021, № 2, cc. 25-45.

7. Hickel J. The World’s Sustainable Development Goals Aren’t Sustainable. Foreign Policy, 30.09.2020. Available at: https://foreignpolicy.com/2020/09/30/the-worlds-sustainable-development-goals-arent-sustainable/ (accessed 12.04.2022).

8. Яницкий О.Н. Глобализация. Город. Человек. Москва, ФНИСЦ РАН, 2018. 177 с.

9. Семененко И.С. Горизонты ответственного развития: от научного дискурса к политическому управлению. Полис. Политические исследования, 2019, № 3, сс. 7-26.

10. Полякова Е.Ю. История Ирландии в современных исследованиях. Англоведение в современной России. Отв. ред. Айзенштат М.П., Лабутина Т.Л. Москва, ИВИ РАН, 2019, сс. 376-386.

11. The end of Irish history? Critical reflections on the Celtic Tiger. Coulter C., Coleman S., eds. Manchester and New York, Manchester University Press, 2003. 212 p.

12. Орлова М.Е. Размышления об Ирландии на пороге кризиса. Полития, 2010, № 1 (56), сс. 182-189.

13. Орлова М.Е. Опыт экономической модернизации Ирландии. Полития, 2010, № 3 (58–59), сс. 75-86.

14. McGreevy R. Irish People take issue with topping “Good Country Index”. The Irish Times, 25.06.2014.

15. Keohane K., Kuhling C. The Domestic, Moral and Political Economies of Post-Celtic Tiger Ireland: What Rough Beast? Manchester and New York, Manchester University Press, 2014. 209 p.

16. Coffey S. Why has income inequality fallen in Ireland? Cork University Business School. News, 19.11.2020. Available at: https://www.cubsucc.com/news/why-has-income-inequality-fallen-in-ireland-/ (accessed 10.02.2022).

17. Hilliard B., Nic Ghiolla Phádraig M., eds. Changing Ireland in International Comparison. Dublin, Liffey Press, 2007. 245 p.

18. Reynolds D. Family values: we still cling to tradition. Independent.ie, 11.03.2015. Available at: https://www.independent.ie/irish-news/modern-family/family-values-we-still-cling-to-tradition-31059563.html (accessed 12.02.2022).

19. Duncan P. 93% of Irish parents baptize their kids but just 35% pray with them. The Irish Times, 24.03.2015. Available at: https://www.irishtimes.com/life-and-style/93-of-irish-parents-baptise-their-kids-but-just-35-pray-with-them-1.2151683 (accessed 12.02.2022).

20. Ganiel G. Transforming Post-Catholic Ireland: Religious Practices in Late Modernity. Oxford, Oxford University Press, 2016. 285 p.

21. Canavan J. Family and Family Change in Ireland: An Overview. Journal of Family Issues, 2012, iss. 33 (1), pp. 10-28. DOI: 10.1177/0192513X11420956

22. Kenny K. The Irish Diaspora. Aeon, 07.09.2017. Available at: https://aeon.co/essays/the-irish-experience-and-the-meaning-of-modern-diaspora (accessed 15.02.2022)

23. Крючкова А.А. Основные миграционные тренды в Ирландии в конце XX – начале XXI века. Человеческий капитал, 2019, № 7 (127), сс. 11-17.

24. Щедрин А., Трофимова О. Современные миграционные процессы в Ирландии. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 2, сс. 71-79.

25. Shchedrin A., Trofimova O. Contemporary migration processes in Ireland. World Economy and International Relations, 2022, vol. 66, no. 2, pp. 71-79. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-2-71-79

26. Perry С. The Tribe: The Inside Story of Irish Power and Influence in US Politics. Dublin, Gill Books, 2019. 272 p.

27. White T.J., Pausa E.M. When Did the Irish American Diaspora Make a Difference? Influencing US Diplomacy towards Northern Ireland. Studiirlandesi.A Journal of Irish Studies, 2019, no. 9, pp. 329-346. DOI: 10.13128/SIJIS-2239-3978-25520

28. Ананьева Е.В. Реакция Трампа на Брекзит. Феномен Трампа. Отв. ред. А.В. Кузнецов. Москва, ИНИОН РАН, 2020, сс. 483-496.

29. Doyle K. New website will sell our country to the world – Taoiseach. Independent.ie, 16.03.2017. Available at: https://www.independent.ie/irish-news/new-website-will-sell-our-country-to-the-world-taoiseach-35536019.html (accessed 15.02.2022)

30. Billig M. Banal Nationalism. London, SAGE Publications Ltd., 1995. 200 p. DOI: 10.4135/9781446221648

31. Лапа Д. Святитель Патрик, апостол Ирландии и чудотворец. Православие.ru, 30.03.2020.

32. Jackson A. Irish History in the Twentieth and Twenty-First Centuries. The Oxford Handbook of Modern Irish History. Jackson A., ed. Oxford, Oxford University Press, 2014, pp. 3-26. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199549344.001.0001

33. Pine E. The Politics of Irish Memory. Performing Remembrance in Contemporary Irish Culture. London, Palgrave Macmillan, 2011. 210 p. DOI: 10.1057/9780230295315

34. Corporaal M., Cusack Ch., van den Beuken R., eds. Irish Studies and the Dynamics of Memory. Transitions and Transformations. Oxford, Reimagining Ireland; vol. 79. P.I.E. – Peter Lang, 2017. 337 p. DOI: 10.3726/b10423

35. Keohane K., Kuhling C. Millenarianism and Utopianism in the New Ireland: The Tragedy (and Comedy) of Accelerated Modernization. Coulter C., Coleman S., eds. The End of Irish History? Critical Reflections on the Celtic Tiger. Manchester and New York, Manchester University Press, 2003, pp. 122-138. DOI: 10.7765/9781526137715.0003

Система Orphus

Загрузка...
Вверх