Восток, Россия, Запад и Славянство: вопросы мировой геополитики

 
Код статьиS004287440004819-5-1
DOI10.31857/S004287440004819-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №4
Страницы196-212
Аннотация

В статье дается анализ проблем развития греко-славянского и романо-германского миров: исторических, политико-экономических, религиозных и социально-культурных противоречий Востока и Запада. Рассматриваются вопросы, связанные с судьбами и будущим славянских народов, в частности история славянской общины, во многом определившей образ жизни, менталитет славян, их сильные и слабые стороны, отличия от западноевропейских народов.

Выявляется мировое значение учения Кирилла и Мефодия, благодаря которому мир получил принципиально новые политико-экономическое, научно-культурное и церковно-религиозное измерения. С этого времени начинается взаимодействие мира латиницы и кириллицы, традиций Византизма и Славянства в пространственно-временном континууме Востока, России, Запада и Славянства.

Раскрывается драматическая история славянских народов, попытки которых построить собственные независимые государства оказались безуспешными, за исключением России. Острые дискуссии славянофилов и западников об историческом пути развития России, о восточном вопросе не привели ни к какому определенному решению. Отношения Востока и Запада, греко-славянского и романо-германского миров получают универсальное общемировое измерение и значение. Статья предлагает возможные пути решения противостояния Востока и Запада.

Ключевые словаВосток, Запад, Россия, славянство, община, христианство, Кирилл, Мефодий, западники, славянофилы
Получено18.04.2019
Дата публикации17.05.2019
Кол-во символов32041
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Как известно, славянство (славянские народы) имеет богатую, самобытную историю, насчитывающую тысячелетия. Славянские племена, занимавшие обширные территории, имели много общего в образе жизни, религиозных верованиях, идеях и общественном устройстве. Прежде всего их объединяло то, что впоследствии получит название общины, то есть своеобразного патриархального социального и гражданского устройства, которое оказывало огромное воздействие на характер этих племен, на их религиозно-этические и культурные воззрения, что, по существу, формировало и уклад этих племен, и духовную структуру индивидов. В этом смысле славянские племена отличались от других племен, проживавших, в частности, в Западной Европе, которые на ранних этапах также не избежали первобытно-общинного уклада жизни, но постепенно переходили к более значимому в политическом отношении государственному устроению, которое стало формировать их основные устои и, естественно, более ярко выраженное стремление ко все большему единению не только каждого племени, но и племен в целом.
2 Общинное устройство славян было проявлением своеобразной ранней формы демократии, а также основой формирования всех основных принципиальных качеств славянских племен. Об этом замечательно писал выдающийся словацкий мыслитель и общественный деятель Людовит Штур, ссылаясь на славянские и западноевропейские источники. Славянские племена отличались чистотой нравов, открытостью, скромностью, доброжелательностью, гостеприимством, гуманностью, в том числе по отношению к военнопленным, которых они через некоторое время или отпускали домой, или оставляли у себя, но не как рабов, а скорее, как друзей, тем самым относясь к ним, как к равным себе. Подобное отношение, как подчеркивает Л. Штур, характерно именно для славянских племен, у других народов военнопленные или должны были давать большой выкуп за свободу, или оставались рабами. Кстати, подобное отношение к своим противникам прослеживается на протяжении всей истории России вплоть до настоящего времени, о чем в том числе свидетельствуют результаты двух мировых войн. Что касается отношения западноевропейских племен к славянам, здесь достаточно и уместно привести слова самого Л. Штура: «нас католичили, немечили, мадьярили, итальянили – все без разбору» [Штур 1867, 111].
3 Как свидетельствуют ученые, славянская община представляла собой своеобразный тип всеобщей демократии и самоуправления: она в равной мере заботилась как о всех своих членах, так и о каждом в отдельности, не допуская бедности и нищеты, что выгодно отличало ее от западноевропейского общества, в котором все больше углублялась пропасть между богатыми и бедными. Славянская община воспринималась как своеобразная патриархальная семья, не допускавшая такого явления, как западноевропейский майорат. В славянской общине все имели равные права и равные обязанности, не случайно феодальное право с его агрессией, насилием было чуждо славянскому духу, как отмечает Л. Штур, и «всякая личная подчиненность или крепостная зависимость есть позорное безобразие у наших племен» [Штур 1867, 114]. Государство также воспринималось как большая община и даже семья, что в тех исторических условиях не способствовало укреплению государственного устройства, а скорее, напротив, приводило к разрушению и государств, и самих общин. Исключением стала Россия, оказавшаяся способной создать могучее государство. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли при сохранении общины, как славянского типа государственного устройства, создание самостоятельных независимых славянских государств или их федерации.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1619

Оценка читателей: голосов 0

1. Ламанский 2010 – Ламанский В.И. Геополитика панславизма. М.: Институт русской цивилизации, 2010 (Lamanskiy V.I. Geopolitic of Panslavism. In Russian).

2. Леонтьев 1996 – Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872–1891). М.: Республика, 1996 (LeontyevK. East, Russia and Slavdom. Philosophical and Political Writings. In Russian).

3. Штур 1867 – Штур Л. Славянство и мир будущего. М.: В университетской типографии (Катков и К0 ) на Страстном бульваре. 1867 ( Stur L. Das Slawenthum und die Welt der Zukunft. Russian translation).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх