Политика санкций США на уровне исполнительной власти

 
Код статьиS013122270019343-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-3-23-32
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №3
Страницы23-32
Аннотация

В статье анализируются особенности функционирования институтов исполнительной власти США в области политики санкций. Как именно они функционируют? Каким образом распределяется фактическая нагрузка между ними? Как складывается баланс полномочий и возможностей институтов с точки зрения их реальной деятельности? Почему одни институты более активны в сравнении с другими? И означает ли такая активность более солидный “вес” в иерархии принятия и исполнения решений? Гипотеза состоит в том, что американскому механизму санкций свойственна “позитивная несбалансированность”. Внешний перекос в сторону Министерства финансов США сглаживается уникальностью функций остальных ведомств. Гипотеза тестируется с помощью Базы данных санкционных событий за 2020 г.

Ключевые словаполитика санкций, санкции, США, исполнительная власть, институты, ивент-анализ
Получено07.07.2021
Дата публикации23.03.2022
Кол-во символов39608
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Экономические санкции занимают все более заметное место в числе внешнеполитических инструментов современных государств. Наиболее активно их используют США [1], где сформировался разветвленный механизм разработки и применения подобных мер. Хотя роль Конгресса в политике ограничительных мер постепенно возрастает [2, p. 133], ключевые рычаги сосредоточены в руках президента и его администрации. Применительно к институтам американской политики санкций накоплен определенный пласт литературы. А. Купер Дрюри провел масштабное исследование санкций в контексте института президентской власти [3]. Существуют работы о деятельности Минфина США – ключевого органа исполнительной власти в области применения ограничительных мер [4, 5, 6], а также о специфике экспортного контроля США [7]. Однако в целом число подобных работ несопоставимо с объемом исследований эффективности санкций или отдельных кейсов их использования [8, 9, 10, 11].
2 Между тем в отношении институтов остается открытым целый ряд вопросов. Как именно они функционируют? Каким образом распределяется фактическая нагрузка между ними? Как складывается баланс полномочий и возможностей институтов с точки зрения их реальной деятельности? Почему одни институты более активны в сравнении с другими? И означает ли такая активность более солидный “вес” в иерархии принятия и исполнения решений? Иными словами, знание институциональной статики, отраженной в законодательстве, далеко не означает понимания институциональной динамики – повседневного функционирования институтов. Данные вопросы составляют исследовательскую проблему предлагаемой статьи. Ее целью является анализ институциональной структуры политики санкций США с точки зрения их повседневного функционирования.
3 Основная гипотеза состоит в том, что система исполнительных институтов политики санкций США сегодня представляет собой несбалансированный механизм, в котором деятельность Министерства финансов явно превалирует над остальными органами власти. Однако внешний перекос в сторону Минфина сглаживается уникальностью функций остальных ведомств и последствиями принимаемых ими решений. Американскому санкционному механизму свойственна “позитивная несбалансированность”: институциональный перекос в сторону Министерства финансов функционален и отражает, по всей видимости, оптимальный для США алгоритм использования ограничительных мер.
4

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ

5 Под санкциями будем понимать односторонние ограничительные меры, направленные на достижение политических целей страны-инициатора в отношениях со страной-целью или группой таких стран, а также для решения внешнеполитических задач по отдельным направлениям (нераспространение ОМУ, борьба с терроризмом и др.). Среди подобных мер используются запреты на финансовые транзакции, торговые ограничения, запреты на поставки технологий, визовые барьеры и др. Санкции являются односторонними тогда, когда они применяются странами или их коалициями в обход резолюций Совета Безопасности ООН [12, pp. 4-5].

Всего подписок: 5, всего просмотров: 682

Оценка читателей: голосов 0

1. Timofeev I. Sanctions Against Russia: A Look into 2021: Report 65/2021. Moscow, Russian International Affairs Council (RIAC) NPMP, 2021. 24 p. Available at: https://russiancouncil.ru/en/activity/publications/sanctions-against-russia-a-look-into-2021/ (accessed 23.05.2021).

2. Hufbauer G., Shott J., Elliott K., Oegg B. Economic Sanctions Reconsidered. Third Edition. Washington DC, Peterson Institute for International Economics, 2009. 233 p.

3. Drury C. Economic Sanctions and Presidential Decisions. Models of Political Rationality. New York, Palgrave Macmillan, 2005. 225 p.

4. Zarate J. Treasury Wars. The Unleashing of a New Era of Financial Warfare, New York, Public Affairs, 2013. 488 p.

5. Early B., Preble K. Enforcing Economic Sanctions: Analyzing How OFAC Punishes Violators of U.S. Sanctions. 2018. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3306653 (accessed 10.06.2021).

6. Гландин С.В. Роль интернета в отслеживании нарушителей режима санкций США в отношении России. Вестник Московского университета, 2018, сер. 11, № 6, сс. 96-112. [Glandin S. The Role of Internet in Search for the Evaders of the U.S. Sanctions in Relation to Russia. Vestnik Moskovskogo universiteta, 2018, ser. 11, no. 6, pp. 96-112. (In Russ.)]

7. Bown Ch. Export Controls: America’s Other National Security Threat. Peterson Institute for International Economics Working Paper, 2020. 21 p.

8. Bapat N.A., Heinrich T., Kobayashi Y., Morgan C. Determinants of Sanctions Effectiveness: Sensitivity Analysis Using New Data. International Interactions, 2013, vol. 39, pp. 79-98.

9. Timofeev I. Rethinking Sanctions Efficiency. Evidence from 205 Cases of the U.S. Government Enforcement Actions against Business. Russia in Global Affairs, 2019, vol. 17, no. 3, pp. 86-108. DOI: 10.31278/1810-6374-2019-17-3-86-108

10. Jones L., Portela C. Evaluating the Success of International Sanctions: A New Research Agenda. Revista CIDOB d’Afers Internacionals, 2020, no. 125, pp. 39-60.

11. Nephew R. The Art of Sanctions. A View from the Field. New York, Columbia University Press, 2017. 216 p.

12. Jazairy I. Report of the Special Rapporteur on the Negative Impact of Unilateral Coercive Measures on the Enjoyment of Human Rights. United Nations General Assempbly. 2015. 18 p. Available at: https://www.refworld.org/cgi-bin/texis/vtx/rwmain?page=search&docid=565ff2df4&skip=0&query=unilateral (accessed 06.06.2021).

13. Drezner D. Targeted Sanctions Research in a World of Global Finance. International Interactions, 2015, vol. 41, pp. 755-764.

14. Giumelli F. The Purposes of Targeted Sanctions. Targeted Sanctions. The Impacts and Effectiveness of United Nations Action. Beirsteker T., Eckert S., Tourihno M., eds. New York, Cambridge University Press, 2016, pp. 38-59.

15. Тимофеев И.Н. “Санкции за нарушение санкций”: принудительные меры Министерства финансов США против компаний финансового сектора. Полис. Политические исследования, 2020, № 6, сс. 73-90. [Timofeev I. Sanctions for Sanctions Violation: U.S. Department of Treasury Enforcement Actions Against the Financial Sector. Political Studies, 2020, no. 6, pp. 73-90. (In Russ.)] DOI: 10.17976/jpps/2020.06.06

16. Casey Ch., et all. The International Emergency Economic Powers Act: Origins, Evolution, and Use. Library of Congress. Congressional Research Service, 2020. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R45618 (10.06.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх