Различия поведения и его мозгового обеспечения при решении задач у субъектов с разными типами ментальности

 
Код статьиS241328880007916-1-1
DOI10.18254/S241328880007916-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственный Академический Университет Гуманитарных Наук
Адрес: Москва, Россия
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 4
Аннотация

В статье приводятся результаты исследования, целью которого было установление разницы в поведении при решении определенных задач у субъектов с западным и восточным типом ментальности. Описана методика и данные проведенного анкетирования, а также выявлены ключевые особенности опрашиваемых групп. 

Ключевые словаповедение, ментальность, аналитичность, холистичность, культурная обусловленность
Получено13.12.2019
Дата публикации31.12.2019
Кол-во символов10355
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Культуру с системных позиций (в понимании П.К. Анохина и В.Б. Швыркова) можно описать как структуру, представленную набором элементов (систем) и единиц, которые символизируют пути достижения коллективных и индивидуальных результатов в данном сообществе на данном этапе его развития.1 1. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъективный опыт, культура и социальные представления. М.: изд-во "Институт психологии РАН", 2009.
2 Человек, живя в какой-либо культуре, усваивает наборы элементов, распространённые и принятые в рамках этой культуры, то есть весь его индивидуальный опыт является культурно-обусловленным.2 Это приводит к необходимости изучения поведения индивида (в том числе мозгового обеспечения этого поведения) внутри контекста культуры, в которой он проживает, так как она является неотъемлемым фактором, влияющим на процесс его развития. 2. Александров Ю. И., Александрова Н. Л. Субъективный опыт и культура. Структура и динамика //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2007. – Т. 4. – №. 1.
3 В литературе хорошо описанными и достаточно изученными являются два типа ментальности, которые в соответствии с культурной принадлежностью называют «незападным» («восточным») и «западным» или WEIRD и non-WEIRD (Western, Educated, Industrialized, Rich, and Democratic).3 Одна из наиболее разработанных концепций – это четырехкомпонентная модель аналитичности-холистичности.4 В этой модели аналитичный тип соответствует представителям западной культуры, а холистичный восточным. В своей работе авторы выделили четыре основных составляющих структуру аналитичности-холистичности: отношение к противоречиям, восприятие изменений, каузальная атрибуция и фокус внимания. 3. Henrich J., Heine S.J., Norenzayan A. The weirdest people in the world // Behavioral and Brain Sciences. 2010. Vol. 33. P. 61-135.

4. Nisbett, R.E., Peng, K., Choi, I., & Norenzayan. A. Culture and systems of thought: Holistic versus analytic cognition. Psychological Review. 2001. 108, 291-310.
4 Целью исследования было выявление и анализ различий поведения и мозгового обеспечения при решении аналитических и холистических задач у аналитичных и холистичных субъектов.
5 Методика. В исследовании 52 участника (27 мужчин и 25 женщин). Возраст испытуемых исследования от 18 до 34 лет (средний возраст равнялся 21.2 года, медиана возраста - 20 годам). Был проведён отсев данных по двум критериям: 1) злоупотребление вариантом ответа «затрудняюсь ответить» (5 человек) и 2) возможность выделения связанного с событием потенциала (ССП) (10 человек). После отсева в анализ брались данные 37 участников.
6 Для измерения аналитичности-холистичности была использована методика AHS.5 Методика состоит из двадцати четырёх утверждений, в которой по каждому высказыванию испытуемым оценивается степень согласия по шкале Лайкерта, состоящей из семи вариантов ответа, от «совершенно не согласен» до «полностью согласен». Структура теста предполагает получение общего балла по шкале холистичности и четыре субшкалы, которые показывают уровень отдельных компонентов холистического типа мышления, соответственно, наибольший балл по каждой из шкал приближает к полюсу холистичности, наименьший к полюсу аналитичности. 5. Апанович В.В., Знаков В.В., Александров Ю.И. Апробация шкалы аналитичности–холистичности на российской выборке // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 80-96.
7 Для экспериментальных серий, в которых производилась запись электроэнцефалограммы (ЭЭГ), использовалась модифицированная методика framed-line test.6 Суть её состояла в том, что испытуемому предлагали проводить сравнение двух заранее созданных фигур. Были разработаны два типа задач, в первой из которых (аналитической), необходимо было сравнить и решить, произошло ли изменение в абсолютном размере длины вертикальной линии, при этом, давалась инструкция игнорировать размеры рамки. В относительной (холистической) задаче предлагалось сравнить две фигуры и решить, произошло ли изменение в соотношение длины вертикальной линии к рамке. 6. Kitayama S., Duffy S., Kawamura T., Larsen J.T. Perceiving an object and it's context in different cultures: a cultural look at new look // Psychological science. 2003. Vol. 14. No. 3. P. 201-206.

всего просмотров: 774

Оценка читателей: голосов 0

1. Александров И.О. Психофизиологическое исследование поведения человека и животных при обнаружении сигнала // Психофизика дискретных и непрерывных задач / Отв. ред. Ю.М. Забродин, А.П. Пахомов. М.: Наука, 1985. С. 195–228.

2. Александров Ю. И., Александрова Н. Л. Субъективный опыт и культура. Структура и динамика //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2007. – Т. 4. – №. 1.

3. Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Субъективный опыт, культура и социальные представления. М.: изд-во "Институт психологии РАН", 2009.

4. Апанович В.В., Знаков В.В., Александров Ю.И. Апробация шкалы аналитичности–холистичности на российской выборке // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 80-96.

5. Hedden T., Ketay S. Aron A., Markus H.R., Gabrieli J. Cultural influences on neural substrates of attentional control // Psychological science. 2008. Vol. 19. No. 1. P. 12-17.

6. Henrich J., Heine S.J., Norenzayan A. The weirdest people in the world // Behavioral and Brain Sciences. 2010. Vol. 33. P. 61-135.

7. Kitayama S., Duffy S., Kawamura T., Larsen J.T. Perceiving an object and it's context in different cultures: a cultural look at new look // Psychological science. 2003. Vol. 14. No. 3. P. 201-206.

8. Nisbett, R.E., Peng, K., Choi, I., & Norenzayan. A. Culture and systems of thought: Holistic versus analytic cognition. Psychological Review. 2001. 108, 291-310.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх