Трансформация бизнес-моделей “Большой фармы”

 
Код статьиS013122270019337-1-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-3-81-89
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: НИУ Высшая школа экономики
Адрес: РФ, 101100 Москва, ул. Мясницкая, 11
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №3
Страницы81-89
Аннотация

Анализируются основные направления и факторы изменений типичных бизнес-моделей глобальных фармацевтических корпораций на протяжении последней четверти века. Особое внимание уделено динамично развивающимся процессам научно-технического взаимодействия фармацевтических гигантов с малыми и средними биотехнологическими фирмами, ставшего основой формирования инновационных экосистем. Перспективы дальнейшей эволюции бизнес-моделей “Большой фармы” автор связывает с новейшими трендами персонализации терапии на основе цифровых технологий и развития превентивной медицины.

Ключевые словаглобальные фармацевтические корпорации, бизнес-модель блокбастеров, модель специализированной фармы, сфера биотеха, инновационные экосистемы
Получено24.03.2022
Дата публикации23.03.2022
Кол-во символов30368
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Пандемия COVID-19 заставляет пристальнее взглянуть на логику развития мировой фармацевтической отрасли. Сочетание высокой наукоемкости и социальной значимости ее продукции придает очевидную актуальность исследованию основных тенденций и драйверов изменений в бизнес-моделях крупнейших фармацевтических корпораций в течение последней четверти века.
2

ВЫЗОВЫ ДЛЯ ТРАДИЦИОННОЙ МОДЕЛИ БЛОКБАСТЕРОВ

3 Понятие “бизнес-модель” описывает систему основополагающих характеристик предприятия (фирмы), определяющих фундаментальную схему построения и взаимодействия механизмов создания, распределения и реализации покупательской ценности (customer value) [1, 2, 3]. На практике это означает выделение ряда присущих фирме системообразующих элементов, включая механизм создания покупательской ценности и ее распределения среди целевых групп потребителей, механизм генерации прибыли (монетизации создаваемой ценности), а также способ использования имеющихся ресурсов и процессов для обеспечения устойчивого взаимодействия двух указанных механизмов.
4 Для лидеров мировой фармацевтической отрасли типичной была так называемая модель блокбастеров. Она сформировалась как решение триединой задачи, характерной для любого наукоемкого бизнеса: 1) управление долгосрочными рисками и их вознаграждение, 2) интеграция знаний из различных научных областей, 3) кумулятивное накопление знаний [4, p. 473].
5 Крупные фармкомпании осуществляют крайне дорогостоящие исследования и разработки (ИР) по широкому спектру направлений лекарственной терапии в целях поиска наиболее перспективных с точки зрения потенциального объема продаж препаратов. Для этого сначала выявляются большие сегменты целевой аудитории покупателей, нуждающихся в тех или иных лекарственных средствах. Затем осуществляются значительные инвестиции в разработку и продвижение соответствующих препаратов на рынок, обеспечивается их патентная защита, проводятся широкомасштабные рекламные кампании. Расчет делается на то, что некоторые из новых лекарственных средств станут блокбастерами, то есть их продажи превысят 1 млрд долл. в год.
6 Для работоспособности модели блокбастеров критическое значение имеют размеры рынка, а также достаточно продолжительные сроки монопольного положения разработчика в отношении продаж соответствующих фармацевтических препаратов. Ведь большинство попыток разработки лекарственных средств оканчивается неудачей. Связанные с ними затраты и риски становятся оправданными только при получении колоссальных доходов в результате выдающегося рыночного успеха того или иного препарата.
7 Период расцвета модели блокбастеров пришелся на последние 20 лет XX в. По оценкам экспертов, только с начала 1990-х до начала 2000-х годов она обеспечила компаниям “Большой фармы” создание более 1 трлн долл. дополнительной акционерной стоимости [5]. Например, препарат Lipitor (из группы статинов, понижающих уровень холестерина в крови) в течении периода действия патента (14.5 лет) принес американской Pfizer продажи примерно на 125 млрд долл. и около 80 млрд долл. операционной прибыли до уплаты налогов. Можно назвать немало других препаратов-блокбастеров, выручка от продаж которых в 40–50 раз (!) превысила затраты на их создание и продвижение [6].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 737

Оценка читателей: голосов 0

1. Johnson M., Christensen C., Kagerman H. Reinventing Business Models. Harvard Business Review, 2008, vol. 87, no. 12, pp. 52-60.

2. Teece D. Business Models, Business Strategy and Innovation. Long Range Planning, 2010, vol. 43, no. 2, pp. 172-194. Available at: https://doi.org/10.1016/j.lrp.2009.07.003

3. Spieth P., Schneckenberger D., Ricart J. Business Model Innovation – State of the Art and Future Challenges for the Field. R&D Management, 2014, vol. 44, no. 3, pp. 237-247. Available at: https://doi.org/10.1111/radm.12071

4. Pisano G. The Evolution of Science-Based Business: Innovating How We Innovate. Industrial and Corporate Change, 2010, vol. 19, no. 2, pp. 465-482. Available at: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1545806

5. Gilbert J., Henske P., Singh A. Rebuilding Big Pharma’s Business Model. 2003. Available at: https://invivo.pharmaintelligence.informa.com/IV002027/Rebuilding-Big-Pharmas-Business-Model (accessed 30.10.2021).

6. Lawler W. Why the Big Pharma Business Model Must Change. February 3, 2015. Available at: https://entrepreneurship.babson.edu/why-the-big-pharma-business-model-must-change/ (accessed 30.10.2021).

7. Kessel M. The Problems with Today’s Pharmaceutical Business - An Outsider’s View. Nature Biotechnology, 2011, vol. 29, no. 1, pp. 27-33. DOI:10.1038/nbt.1748

8. Stott K. Pharma’s Broken Business Model: An Industry on the Brink of Terminal Decline. November 28, 2017. Available at: https://endpts.com/pharmas-broken-business-model-an-industry-on-the-brink-of-terminal-decline/ (accessed 30.10.2021).

9. Kloucek G. Disruptive Changes in Life Sciences Calling for Business Model Innovation. 2020. Available at: https://www.oxygyconsulting.com/news/disruptive-changes-in-life-sciences-calling-for-business-model-innovation (accessed 30.10.2021).

10. Fleming S. Pharma's Innovation Crisis, Part 1: Why the Experts Can't Fix It. Forbes, September 6 2018. Available at: https://www.forbes.com/sites/stanfleming/2018/09/06/why-experts-cant-fix-pharmas-innovation-crisis-part-1-and-what-to-do-about-it-part-2/?sh=312672216fe0 (accessed 30.10.2021).

11. DiMasi J., Grabowski H., Hansen R. Innovation in the Pharmaceutical Industry: New Estimates of R&D Costs. Journal of Health Economics, 2016, vol. 47, pp. 20-33. Available at: https://doi.org/10.1016/j.jhealeco.2016.01.012

12. DeRuiter J., Holston P. Drug Patent Expirations and the “Patent Cliff”. U.S. Pharmasist, June 20, 2012. Available at: https://www.uspharmacist.com/article/drug-patent-expirations-and-the-patent-cliff (accessed 30.10.2021).

13. Parrish M. Major Drugs Losing Patent Protections in 2018. May 16, 2018, Available at: https://www.pharmamanufacturing.com/articles/2018/10-major-drugs-losing-patent-protections-in-2018/ (accessed 30.10.2021).

14. Garnier J.-P. Rebuilding the R&D Engine in Big Pharma. Harvard Business Review, 2008, vol. 86, no. 5, pp. 68-70, 72-76. Available at: https://hbr.org/2008/05/rebuilding-the-rd-engine-in-big-pharma

15. Thuneke M., Zarate L., Oldenburg C. The Architecture of a Blockbuster. 2020. Available at: https://invivo.pharmaintelligence.informa.com/IV124636/The-Architecture-Of-A-Blockbuster (accessed 30.10.2021).

16. The Largest Pharmaceutical Companies Worldwide: Analysis of Key Financial Indicators for Fiscal Years 2017, 2018 and 2019. Cologne, Ernst & Young, 2020. 25 p.

17. Ledley F., McCoy S., Vaughan G., Galkina Cleary E. Profitability of Large Pharmaceutical Companies Compared with Other Large Public Companies. JAMA, 2020, vol. 323, no. 9, pp. 834-843. Available at: https://doi.org/10.1001/jama.2020.0442

18. World Investment Report. Annex Table 19. The World's Top 100 Non-financial MNEs, Ranked by Foreign Assets. UNCTAD 2020. Available at: https://unctad.org/topic/investment/world-investment-report (accessed 13.12.2021).

19. Arnum P. van. Decades of Change for the Top Pharmaceutical Companies. PTSM: Pharmaceutical Technology Sourcing and Management, 2012, vol. 8, iss. 7, pp. 48-51. Available at: https://www.pharmtech.com/view/decades-change-top-pharmaceutical-companies (accessed 13.12.2021).

20. Urquhart L. Top Companies and Drugs by Sales in 2019. Nature Reviews Drug Discovery, 2020, vol. 19, p. 228. Available at: https://doi.org/10.1038/d41573-020-00047-7

21. Agarwal A., Dreszer J., Mina J. What’s Next for Pharma in Emerging Markets? McKinsey Quarterly, June 14, 2017. Available at: https://www.mckinsey.com/industries/pharmaceuticals-and-medical-products/our-insights/whats-next-for-pharma-in-emerging-markets (accessed 30.10.2021).

22. Gautam A., Pan X. The Changing Model of Big Pharma: Impact of Key Trends. Drug Discovery Today, 2016, vol. 21, no. 3, pp. 379-384. Available at: https://doi.org/10.1016/j.drudis.2015.10.002

23. World Preview 2019, Outlook to 2024. EvaluatePharma, 2019. Available at: https://info.evaluate.com/rs/607-YGS-364/images/EvaluatePharma_World_Preview_2019.pdf (accessed 30.10.2021).

24. World Preview 2020, Outlook to 2026. Evaluate Pharma, 2020. Available at: https://www.evaluate.com/thought-leadership/pharma/evaluatepharma-world-preview-2020-outlook-2026 (accessed 30.10.2021).

25. Rickwood S. Redefining the Blockbuster Model: Why the 1$ Billion Entry Point Is No Longer Sufficient. September 18, 2012. Available at: https://pharmaphorum.com/views-and-analysis/redefining_the_blockbuster_model_why_the_1_billion_entry_point_is_no_longer_sufficient_-_part_1/ (accessed 30.10.2021).

26. Berghauser Pont L., Keirsse J., Moss R., Poda P., Robke L., Wurzer S. Developing Blockbuster Drugs: Both Nature and Nurture. Nature, 08 June 2020. Available at: https://www.nature.com/articles/d41573-020-00061-9 (accessed 30.10.2021).

27. HBM New Drug Approval Report: Analysis of FDA New Drug Approvals in 2018 (and Multi-Year Trends). HBM Partners, 2019. Available at: https://www.hbmpartners.com/media/docs/industry-reports/Analysis-of-FDA-Approvals-2018-and-Previous-Years.pdf (accessed 30.10.2021).

28. Pharmaceutical M&A Deals in 2010. PharmaLetter, 2011. Available at: https://www.thepharmaletter.com/article/pharmaceutical-m-a-deals-in-2010 (accessed 30.10.2021).

29. Getting Integration Right in Biotech Acquisitions. KPMG, 2021. Available at: https://advisory.kpmg.us/articles/2021/integration-right-biotech-acquisitions.html (accessed 30.10.2021).

30. Schumacher A., Hinder M., Gassman O. New Innovation Models in Pharmaceutical R&D. Value Creation in the Pharmaceutical Industry: The Critical Path to Innovation. Schumacher A., Hinder M., Gassman O., eds. Weinheim, Wiley-VCH, 2016, pp. 400-415.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх