Содействие развитию или управление миграцией? (Анализ европейского подхода)

 
Код статьиS013122270018653-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-2-80-89
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры новой, новейшей истории и международных отношений
Аффилиация: Национальный исследовательский Томский государственный университет
Адрес: РФ, 634050 Томск, пр-т Ленина, 36
Аффилиация: Национальный исследовательский Томский государственный университет,
Адрес: Российская Федерация, Томск
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №2
Страницы80-89
Аннотация

Статья посвящена эволюции политики развития Европейских сообществ/Европейского союза в отношении стран АКТ . Формально происходившая из ценностных ориентиров, к 1990-м годам она трансформировалась в пользу односторонних интересов ЕС, в том числе предотвращения массовой иммиграции в Евросоюз из третьих стран. Анализ нормативной силы и интересов ЕС, транслируемых через политику содействия развитию, а также ее достижений и просчетов, стал задачей статьи. Политика содействия развитию остро нуждается в пересмотре, поскольку не позволяет достичь желаемого результата, и от ее обновления зависит будущее отношений ЕС с миром.

Ключевые словаЕвропейский союз, страны Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов, политика содействия развитию, нормативная сила, внешняя политика, регулирование миграции, принцип обусловленности помощи, внешнее измерение миграционной политики
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках проекта № 22-28-00187 «“Неопределенность” как норма жизни: идентичность ЕС в условиях глобальных трансформаций».
Получено16.02.2022
Дата публикации18.02.2022
Кол-во символов33359
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Политика содействия развитию третьих стран, которую сегодня реализует Евросоюз, обусловлена во многом колониальным прошлым европейских стран, хотя складывалась она в период деколонизации и значительно трансформировалась в постколониальную эпоху. Общеевропейская политика содействия развитию зародилась 1950-, когда она была передана в компетенцию Европейской Комиссии с целью оптимизации расходов и формального участия всех государств-членов, в том числе и малых, а не только лидирующих метрополий Великобритании и Франции. С тех пор политика содействия развитию ориентировалась на две, зачастую противоречащие друг другу цели: 1) необходимость предоставления безвозмездной помощи слаборазвитым государствам ввиду морального обязательства европейских стран перед их бывшими колониями; и 2) возможность решить таким образом геополитические задачи объединнной Европы. И хотя крупнейшие бывшие метрополии вс ещ имеют возможность содействовать развитию своих партнров из числа бывших колоний на двусторонней основе, рамки данной статьи не позволяют рассмотреть все многообразные и слабо поддающиеся классификации инструменты прямого и косвенного содействия развитию, практикуемые европейскими странами и институтамив фокусе данной статьи находится именно политика содействия развитию, проводимая на протяжении нескольких десятилетий Европейскими сообществами и Евросоюзом.
2 Эффективность содействия развитию по-разному оценивается как в политических, так и академических кругах. Взгляды политиков и исследователей (У. Ростоу, М. Леви, Д. Лернера, С. Блэка, С. Хантингтона) на необходимость содействия развитию колоний, а в эпоху деколонизации новых независимых государств, опирались до 1960-х на модернизационную концепцию развития, предполагавшую важную роль инвестиций в стимулировании технических изменений, запускающих индустриализацию в странахреципиентах помощи. Однако после доклада 1969 г., представленного бывшим премьер-министром Канады Л. Пирсоном и Президентом Всемирного банка Р. Макнамарой, было признано, что развитие через индустриализацию было малоэффективным.
3 Неомарксисткие теории, в том числе мир-системная теория (И. Валлерстайн) и теория зависимости (А. Франк), критически оценивают политику содействия развитию, отмечая в ней неоколониальные практики и патерналистский подход со стороны развитых государств, закрепляющие сложившееся разделение мира на Север (развитые страны) и Юг (так называемые страны Третьего мира), не поддающееся изменению со стороны современных международных институтов. Неомарксисткие теории под тем же углом рассматривают и современные миграционные тенденции, указывая, что в периоды экономического подъема государства Севера активно пользуются людскими ресурсами Третьего мира, развивая свою экономику, не давая ничего взамен странамдонорам рабочей силы. Однако с приходом кризиса развитые страны отгораживаются от регионовисточников мигрантов нормативными, дискурсивными и физическими барьерами.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 475

Оценка читателей: голосов 0

1. UN list of Least Developed Countries. UNCTAD. Available at: https://unctad.org/en/pages/aldc/Least%20Developed%20Countries/UN-list-of-Least-Developed-Countries.aspx (accessed 11.04.2021).

2. GDP per capita (current US$). The World Bank. Available at: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD (accessed 12.04.2021).

3. Изместьев А.В. Помощь Европейского сообщества развивающимся странам (экономический анализ). Экономический журнал, 2003, № 2 (7), сс. 126-142. [Izmest'ev A.V. The European Union’s Aid to Developing Countries (Economic Analysis). Ekonomicheskii zhurnal, 2003, no. 2 (7), pp. 126-142. (In Russ.)] Available at: http://economicarggu.ru/2003_2/izmestev.pdf (accessed 10.04.2021).

4. Rostow W.W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. Cambridge, Cambridge University Press, 1960. 179 p.

5. Holland M., Doidge M. Development Policy of the European Union. London, Palgrave Macmillan, 2012. 277 p.

6. Bartley G. World Poverty and the Duty of Assistance. Philosophy Now, 2006. Available at: https://philosophynow.org/issues/57/World_Poverty_and_the_Duty_of_Assistance (accessed 10.04.2021).

7. Договоры об учреждении Европейских сообществ. Москва, Право, 1994. 390 c. [Treaties on the European Communities. Moscow, Pravo, 1994. 390 p. (In Russ.)]

8. ACP-EEC Convention Signed at Lomé on 28 February 1975. Available at: http://www.acp.int/content/lome-i-convention (accessed 10.04.2021).

9. Third ACP-EEC Convention Signed at Lomé on 8 December 1984. Available at: http://aei.pitt.edu/4492/1/4492.pdf (accessed 10.04.2021).

10. Fourth ACP-EEC Convention Signed at Lomé on 15 December 1989. Available at: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/5fc60e77-0b35-4b68-88bf-de7b2cf8edd4/language-en (accessed 10.04.2021).

11. Conclusions of the Presidency. European Council in Edinburgh, 11-12 December, 1992. Available at: https://www.consilium.europa.eu/media/20492/1992_december_-_edinburgh__eng_.pdf (accessed 24.03.2021).

12. Садовская А. Политика Европейского Союза в отношении развивающихся стран в 19902000-е гг. Журнал международного права и международных отношений, 2004, № 3, сс. 43-47. [Sadovskaya A. The European Union Policy Towards the Developing Countries in the 19902000s. Journal of International Law and International Relations, 2004, no. 3, pp. 43-47. (In Russ.)]

13. Partnership Agreement between the members of the African, Caribbean and Pacific Group of States of the one part, and the European Community and its Member States, of the other part, signed in Cotonou on 23 June 2000. Official Journal of the European Communities, 15.12.2000. Available at: http://www.acp.int/sites/acpsec.waw.be/files/Cotonou2000.pdf (accessed 10.04.2021).

14. World Migration Report 2020. IOM UN Migration. Available at: https://publications.iom.int/system/files/pdf/wmr_2020.pdf (accessed 16.04.2021).

15. Harnes Ch. Regional Inter-State Consultation Mechanisms on Migration: Approaches, Recent Activities and Implications for Global Governance of Migration. IOM Migration Research Series, no. 45. Available at: http://www.iom.int/files/live/sites/iom/files/What-We-Do/docs/2013-Global-RCP-Background-Study_MRS45.pdf (accessed 18.04.2021).

16. Dennison S., Fine Sh., Gowan R. False Moves: Migration and Development Aid. European Council on Foreign Relations. Policy Brief, 8 October 2019. Available at: https://ecfr.eu/publication/false_moves_migration_and_development_aid/ (accessed 18.04.2021).

17. Overview  Instrument for Pre-accession Assistance. European Commission. Available at: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/instruments/overview_en (accessed 26.03.2021).

18. Financial Information on the European Development Funds. Communication from the Commission to the Council. Bruxelles, 25.5.20024. COM (2004) 382 final. Commission of the European Communities. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52004DC0382&from=EN (accessed 26.03.2021).

19. Pichon E. Understanding Development Effectiveness. Concepts, Players and Tools. European Parliament. Available at: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2017/599401/EPRS_BRI (2017)599401_EN.pdf (accessed 18.04.2021).

20. Over One Million Sea Arrivals Reach Europe in 2015. UNHCR. Available at: http://www.unhcr.org/news/latest/2015/12/5683d0b56/million-sea-arrivals-reach-europe-2015.html (accessed 15.03.2021).

21. Baczynska G., Chalmers J. Exclusive: EU Fumes at Turk Migration 'Blackmail', Mulls More Money for Ankara. Reuters, 03.03.2020. Available at: https://www.reuters.com/article/us-syria-security-eu-turkey-exclusive/exclusive-eu-fumes-at-turk-migration-blackmail-mulls-more-money-for-ankara-idUSKBN20Q2EK (accessed 18.04.2021).

22. Migration Control Conditionality: a Flawed Model. Policy Note no. 25, 2020. European Council on Refugees and Exiles. Available at: https://www.ecre.org/wp-content/uploads/2020/01/PN_25.pdf (accessed 16.04.2021).

23. A European Agenda on Migration. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Brussels, 13.5.2015. COM (2015) 240 final. European Commission. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52015DC0240&from=EN (accessed 23.03.2021).

24. Recipients Data from 2007 to 2021. EU Aid Explorer. European Commission. Available at: https://euaidexplorer.ec.europa.eu/explore/recipients_en (accessed 23.03.2021).

25. Шенфельдт А.А. Использование политики в целях развития для разрешения миграционного кризиса в Европе. Вестник международных организаций, 2018, т. 13, № 4, сc. 195-212. [Shenfeldt A. The European Development Response to the Refugee and Migration Crisis. International Organizations Research Journal, 2018, vol. 13, no. 4, pp. 195-212. (In Russ.)] DOI: 10.17323/1996-7845-2018-04-09

26. D'Alfonso A. European Development Fund. Joint Development Cooperation and the EU Budget: out or in? In-Depth Analysis. European Parliamentary Research Service. Available at: https://www.europarl.europa.eu/EPRS/EPRS-IDA-542140-European-Development-Fund-FINAL.pdf (accessed 16.04.2021).

27. International Migration Trends 19602000. UN Population Division. Available at: https://www.un.org/en/development/desa/population/events/pdf/expert/8/PopulationDivI_pp.pdf (accessed 18.04.2021).

28. Buettner T., Muenz R. Comparative Analysis of International Migration in Population Projections. KNOMAD Working Paper 10, March 2016. Available at: https://www.knomad.org/sites/default/files/2017-04/KNOMAD%20WP%2010%20Comparative%20Analysis%20of%20International%20Migration%20in%20Population%20Projections.pdf (accessed 18.04.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх