Италия в Средиземноморье: дилеммы “cредней державы”

 
Код статьиS013122270017884-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2022-66-1-80-90
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Европы РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 66 Выпуск №1
Страницы80-90
Аннотация

В статье проанализирована политика Итальянской Республики в Средиземноморском регионе в период первого и второго кабинета Джузеппе Конте (1 июня 2018 – 26 января 2021 гг.) сквозь призму концепции “средней державы”. Выделяются факторы, которые влияют на возможности реализации Италией своих национальных интересов в регионе, в частности: 1) возрастание противоречий внутри евро-атлантического блока (ЕС и НАТО) и обострение геополитической конкуренции в регионе; 2) реактивный, а не стратегический характер политики Рима; 3) все более широкое распространение “жесткой силы” как инструмента достижения своих интересов региональными игроками. По мнению автора, данные политические факторы ограничивают возможности реализации геоэкономических интересов Рима.

Ключевые словаИталия, “средняя держава”, Средиземноморье, БВСА, ЕС, США, Турция, КНР, Ливия, Восточное Средиземноморье
Получено26.03.2021
Дата публикации18.02.2022
Кол-во символов39854
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Итальянскую Республику традиционно принято считать активным игроком в Средиземноморье – “средней державой”, национальные интересы которой с момента образования Республики и по сей день неразрывно связаны с регионом, исторически именуемым в Италии “Mare Nostrum. Средиземноморье прочно занимает 3-е место в списке внешнеполитических приоритетов Италии, после атлантического и европейского “кругов”1. В эпоху биполярного противостояния именно в этом регионе Рим чувствовал себя наиболее самостоятельным актором: поведение союзников на южном фланге отличалось большей свободой [1], чем на восточном. С распадом биполярной системы международных отношений стал актуальным тезис о том, что средние и малые державы в условиях многополярности получат больше возможностей для маневра в сфере внешней политики и развития своих внешнеэкономических отношений. Вслед за известной работой Э. Люттвака [2], многие поверили в то, что геополитику сменит геоэкономика, поэтому в глобализующемся мире главным внешнеполитическим инструментарием станет международная экспансия бизнеса за пределы национальных границ. С тех пор Италия значительно преуспела в развитии и диверсификации своего международного экономического присутствия, в том числе в регионе “расширенного Средиземноморья”, рассматриваемого в качестве стратегического рынка для итальянских компаний. Кроме того, Италия – один из ключевых международных доноров региона, прежде всего Ливии, Туниса и Ирака [3]. 1. Средиземноморье названо третьим “кругом” итальянской внешней политики в стратегическом документе МИД 2007 г.: Rapporto – 2020. Le scelte di politica estera. Ministero degli Affari Esteri. p. 5. Available at: >>>> (accessed 01.02.2021).
2 Тем не менее последние события и текущая динамика в странах Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) демонстрируют, что с распадом биполярной системы геополитика никуда не ушла и продолжает влиять на геоэкономику, а “жесткая сила” все чаще снова становится фактором, ограничивающим влияние экономической взаимозависимости и препятствующим развитию экономического сотрудничества. Полиакторность действительно стала непреложной характеристикой Средиземноморья [4]: как региональные, так и нерегиональные акторы наращивают свои усилия по проникновению в БВСА. Однако участие в этой конкуренции требует вовлечения все больших ресурсов и четкой стратегии. На этом фоне многие итальянские эксперты и исследователи отмечают, что Рим становится более слабым игроком, а сформированная еще в 1980-х годах логика поведения “средней державы” не дает преимуществ на нынешнем этапе [5]. Действительно, влияние Италии в Ливии сокращается, возможности управления миграцией ограничены отсутствием единого мнения в Евросоюзе, сотрудничество с Ираном свернуто из-за возобновления санкций США, инвестиции Китая в портовую инфраструктуру, требующую модернизации, тормозятся позицией Брюсселя и Вашингтона. Разногласия внутри ЕС и НАТО по вопросу взаимодействия с КНР, Турцией, Россией усиливаются [6, 7, 8], что не позволяет Италии надеяться на содействие с их стороны в реализации ее национальных интересов. И тем не менее Италия намерена наращивать присутствие на рынках БВСА и добиваться повышения транспортной и инфраструктурной связности региона [9].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 449

Оценка читателей: голосов 0

1. De Leonardis M. Guerra fredda e interessi nazionali. L’Italia nella politica internazionale del secondo dopo guerra. Rubbettino Editore, Soveria Mannelli, 2014. 323 p.

2. Luttwak Edward N. From Geopolitcs to Geo-Economics: Logic of Conflict, Grammar of Commerce. The National Interest, 1990, no. 20, pp. 17-23.

3. Бартенев В.И. Международная помощь странам Ближнего Востока и Северной Африки: управляя рисками: доклад № 62/2020.Москва, НП РСМД, 2020. 116 с. [Bartenev V.I. International Assistance to the Middle East and North Africa: Managing Risks: Report No. 62/2020. Moscow, NP RIAC, 2020.116 p. (In Russ.)]

4. Звягельская И., Свистунова И., Сурков Н. Ближний Восток в условиях “негативной определенности”. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 6, сс. 94-103. [Zvyagel'skaya I., Svistunova I., Surkov N. The Middle East in the Conditions of “Negative Certainty”. Mirovaya ekonomika I mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, vol. 64, no. 6, pp. 94-103. (In Russ.)] Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-6-94-103

5. Romero F. Rethinking Italy’s Shrinking Place in the International Arena. The International Spectator, 2016, vol. 51, no. 1, pp. 1-12. DOI:10.1080/03932729.2016.1108613

6. Krastev I. After Europe. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 2017. 128 p.

7. Громыко А.А. Расколотый Запад: последствия для евроатлантики. Современная Европа, 2018, № 4, сс. 5-16. [Gromyko Al.A. A Divided West: Consequences for The Euro-Atlantic. Contemporary Europe, 2018, no. 4, pp. 5-16 (In Russ.)]

8. Pierini M. How Far Can Turkey Challenge NATO and the EU in 2020? Carnegie Europe, January 29, 2020. Available at: https://carnegieeurope.eu/2020/01/29/how-far-can-turkey-challenge-nato-and-eu-in-2020-pub-80912 (accessed 12.02.2021).

9. Tanchum M. Italy and Turkey‘s Europe-to-Africa Commercial Corridor: Rome and Ankara‘s Geopolitical Symbiosis Is Creating a New Mediterranean Strategic Paradigm. Austria Institut für Europ a und Sicherheits politik, 2020. Available at: https://www.aies.at/publikationen/2020/fokus-20-10.php (accessed 13.02.2021).

10. Holbraad C. The Role of Middle Powers. Cooperation and Conflict, 1971, vol. 6, no. 1, pp. 77-90.

11. Вершинина В.В. “Державы среднего уровня” в международных отношениях: сравнительный анализ концептуальных подходов. Сравнительная политика, 2020, т. 11, № 3, сс. 25-40. [Vershinina V.V. “Middle-Level Powers” in International Relations: Comparative Analysis of Conceptual Approaches. Comparative Politics, 2020, vol. 11, no. 3. pp. 25-40. (In Russ.)] DOI: 10.24411/2221-3279-2020-10034

12. Cooper A.F., Higgot R., Nossal K. Relocating Middle Powers: Australia and Canada in a Changing World Order. Vancouver, UBC Press, 1993. 240 p.

13. Chapnick A. The Middle Power. Canadian Foreign Policy, 1999, vol. VII, no. 2, pp. 73-82.

14. Valigi M. Le mediepotenze. Teoria e prassi in politica estera. Milano, Vita e pensiero, 2017. 236 p.

15. Барабанов О.Н. Италия после холодной войны: от "средней державы" к "миру протагонистов". Москва, РОССПЭН, 2002. 159 с. [Barabanov O.N. Italya after the Сoldwar: from “Middle Power” to the “World of Protagonists”. Moscow, ROSSPEN, 2002. 159 p. (In Russ.)]

16. Зонова Т.В. История внешней политики Италии. Москва, 2016. 352 c. [Zonova T.V. The History of the Italian Foreign Policy. Moscow, 2016. 352 p. (In Russ.)]

17. Del Sarto R.A., Tocci N. Italy's politics without policy: Balancing Atlanticism and Europeanism in the Middle East. Modern Italy, 2008, vol. 13, no. 2, pp. 135-153. DOI: 10.1080/13532940801962033

18. Rapporto – 2020. Le sceltedi politica estera. Ministero degli Affari Esteri. Available at: https://www.esteri.it/mae/doc/rapporto2020_sceltepoliticaestera_090408.pdf (accessed 01.02.2021).

19. Маслова Е.А., Ушакова Н.В. Средиземноморская политика Италии (начало). Вестник Брянского государственного университета, 2018, № 1 (35), сс. 111-116. [MaslovaE.A., Ushakova N.V. Italian Mediterranean Politics]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, no. 1 (35), pp. 111-116. (In Russ.)]

20. Colombo S. Italia, Francia e Germania di fronte alla crisi libica trainteressinazionali di vergenti e competizione. Italia ed Europa di fronte alle crisi libica. Colombo S. ed. Roma, Edizioni Nuova Cultura, 2020, pp. 87-103.

21. La strategia italiana nel mediterraneo. Stabilizzare le crisi e costruire un’agenda positiva per la regione. Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale, Rome, 2017. Available at: https://www.esteri.it/mae/resource/doc/2017/12/rapporto-med-maeci-ita.pdf (accessed 14.02.2021).

22. Libia, prevale la forza E Serraj chiede armia Italia e Stati Uniti. Corriere della sera, 19.12.2019. Availableat: https://www.corriere.it/opinioni/19_dicembre_19/libia-pericolo-che-prevalga-logica-guerra-044c3d66-228a-11ea-8e32-6247f341a5cc.shtml?refresh_ce (accessed 22.01.2021).

23. Ekim S., Bilotta N. Italian–Turkish Economic Relations: An Overview. Istituto Affari Internazionali, 2020. Available at: https://www.iai.it/sites/default/files/iaip2025.pdf (accessed 10.02.2021).

24. Sbarchi di clandestine triplicati e nel 2021 andrà peggio. Analis difesa.it, 01.01.2021. Available at: https://www.analisidifesa.it/2021/01/sbarchi-di-clandestini-piu-che-triplicati-nel-2020-e-lanno-prossimo-sara-peggio/ (accessed 14.02.2021).

25. L’accordo Italia-Libia, un orrore lungo Quattro anni. Ecco quello che chiediamo al Parlamento. Il Fatto Quotidiano, 02.02.2021. Available at: https://www.ilfattoquotidiano.it/2021/02/02/laccordo-italia-libia-un-orrore-lungo-quattro-anni-ecco-quello-che-chiediamo-al-parlamento/6086633/ (accessed 12.02.2021).

26. Italia–Libia, firmato un nuovo accordo per la Difesa. La Repubblica, 04.12.2020. Available at: https://www.repubblica.it/esteri/2020/12/04/news/italia-libia_firmato_anche_un_nuovo_accordo_per_la_difesa-276999021/ (accessed 10.01.2021).

27. Pescatori italiani in Libia liberati, ma a quale prezzo? "Riconosciuto il dittatore Haftar, mistero sulla contro partita". Libero Quotidiano, 18.12.2020. Available at: https://www.liberoquotidiano.it/news/commenti-e-opinioni/25591756/pescatori-italiani-libia-liberati-a-quale-prezzo-haftar-dubbi-giuseppe-conte.html (accessed 14.02.2021).

28. Turchia e Libia, cosa chiedono gli Usa all’Italia. Parla il gen. Camporini. Formiche, 31.01.2021. Available at: https://formiche.net/2021/01/italia-usa-con-biden-parla-camporini/ (accessed 05.02.2021).

29. Conferenza stampa del Ministro Di Maio con il Ministro degli Affari Esteri turco, Mevlüt Çavuşoğlu, 19.06.2020. Available at: https://www.esteri.it/mae/it/sala_stampa/archivionotizie/approfondimenti/incontro-del-ministro-di-maio-con-il-ministro-degli-affari-esteri-turco-mevluet-cavusoglu.html (accessed 14.02.2021).

30. Tanchum M. Europe-Mediterranean-Africa Commercial Connectivity: Geopolitical Opportunities and Challenges. Konrad Adenauer Stiftung, MED dialogue series, November 2020, no. 31. Available at: https://www.kas.de/en/web/poldimed/single-title/-/content/europe-mediterranean-africa-commercial-connectivity-geopolitical-opportunities-and-challenges (accessed 21.01.2021).

31. President Erdoğan: Algeria is one of Turkey’s strategic partners in North Africa. AkParti, 27.01.2020. Available at: https://www.akparti.org.tr/en/news/president-erdogan-algeria-is-one-of-turkey-s-strategic-partners-in-north-africa-27-01-2020-16-12-22/ (accessed 14.02.2021).

32. D’Amelio D. Dal dragone all’aquila: il porto di Trieste parla di nuovo tedesco. Limes, 2020, no. 10. Available at: https://www.limesonline.com/cartaceo/dal-dragone-allaquila-il-porto-di-trieste-parla-di-nuovo-tedesco?prv=true (accessed 30.09.2021).

33. Port of Trieste, USA boycotts the CCCC. Is the Silk Road in danger? Triestenews, 17.09.2020. Available at: https://www.triesteallnews.it/2020/09/17/port-of-trieste-usa-boycotts-the-cccc-is-the-silk-road-in-danger/ (accessed 10.02.2021).

34. Patuanelli, Trieste is the “Main port for the use of the Recovery Plan”. Triestenews, 14.01.2021. Available at: https://www.triesteallnews.it/2021/01/14/patuanelli-trieste-is-the-main-port-for-the-use-of-the-recovery-plan/ (accessed 14.02.2021).

35. Алексеенкова Е. Дискурсивная сила КНР против нормативной силы ЕС: казус Италии. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 5, сс. 62-72. [Alekseenkova E. Discursive Power of the PRC Versus the Normative Power of the EU: the Case of Italy. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, vol. 64, no. 5, pp. 62-72. (In Russ.)] Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-5-62-72

36. Di Maio L. Siamol’Italia – la settima Potenza mondiale. SkyTG24, 06.12.2020. Available at: https://www.facebook.com/LuigiDiMaio/videos/siamo-litalia-la-settima-potenza-mondiale/3687051834649403/ (accessed 14.02.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх