Фактор европро в отношениях России с США/НАТО

 
Код статьиS013122270017820-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-10-103-111
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №10
Страницы103-111
Аннотация

Выход США из Договора об ограничении систем ПРО в 2002 г. и реализация планов по развертыванию ПРО в Европе (ЕвроПРО) стали предметом серьезной озабоченности в России. В данной статье анализируется проблема ЕвроПРО в динамике ее развития и реакция российских политических, военных и экспертных кругов. Рассматривается история сотрудничества России–США–НАТО по противоракетной обороне театра военных действий (ПРО ТВД) и объясняются причины свертывания проекта Центра обмена данными (ЦОД) и идеи совместной системы ПРО в Европе. Автор дает прогностические оценки перспектив дальнейшей эволюции проблемы ЕвроПРО при администрации Дж. Байдена.

Ключевые словапротиворакетная оборона США, Европейский поэтапный адаптивный подход, ЕвроПРО, стратегическая стабильность, Aegis, Aegis Ashore, пусковая установка Mk-41, Центр обмена данными
Источник финансированияСтатья опубликована в рамках проекта “Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество” по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Получено06.12.2021
Дата публикации13.12.2021
Кол-во символов30245
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В середине 1960-х годов создание новых советских наступательных вооружений УР-100 и Р-36 (SS-11 и SS-9 по западной классификации) с реальными возможностями преодоления систем обороны привело к кардинальной переоценке фактора ПРО в политико-академическом сообществе США. В ходе регулярных советско-американских контактов в конце 1960-х годов представители США убедили руководство СССР в необходимости ограничения не только наступательных, но и оборонительных вооружений.
2 Несмотря на сопротивление сторонников “жесткой линии” в Политбюро, вызванное американскими бомбардировками во Вьетнаме и повреждением советских кораблей в результате минирования гавани Хайфона, в 1972 г. СССР и США удалось подписать Договор об ограничении систем ПРО (ДПРО) и Временное соглашение об ограничении наступательных стратегических вооружений (ОСВ-1), что существенным образом регламентировало ядерный баланс.
3 Впоследствии взгляды Вашингтона по вопросу роли и места ПРО во внешней политике подвергались корректировке – иногда весьма существенной. При президенте Р. Рейгане была предпринята историческая попытка “абсолютизации” роли ПРО в ядерном сдерживании. Предложенная Рейганом в марте 1983 г. идея “Стратегической оборонной инициативы” (СОИ) по созданию эшелонированной системы противоракетной обороны стала предметом тщательного рассмотрения специальной комиссией Сената США (“комиссия Нанна”), которая пришла к выводу о несоответствии испытаний в космосе положениям ДПРО. К тому же программа СОИ, ставившая цель сделать ядерное оружие СССР “бессильным и устаревшим”, подверглась всесторонней критике авторитетными представителями американских и отечественных экспертных кругов и, в конечном итоге, не была реализована.
4 В 1990-х годах выдвигались и иные, менее масштабные планы совершенствования системы ПРО США. Однако если ставились цели для защиты территории американских союзников и партнеров, то договорные ограничения, а именно ст. IX1 ДПРО, препятствовали размещению системы ПРО за пределами государства.  1. Согласно ст. IX Договора об ограничении систем ПРО, “каждая из Сторон обязуется не передавать другим государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или их компоненты, запрещенные настоящим Договором” [1].
5 Демократы, традиционно являясь сторонниками Договора, хотели избежать и выхода из него Соединенных Штатов, и пересмотра отдельных положений. Стремясь сохранить ДПРО, Россия и США в 1997 г. выработали согласованные заявления2. Несмотря на это, республиканцы, победившие на выборах в 2000 г., взяли курс на отмену каких-либо ограничений в развитии ПРО. 2. Стороны разграничили стратегические системы ПРО и системы ПРО театра военных действий. Согласно упомянутым заявлениям, было запрещено испытывать систему ПРО против мишеней со скоростью выше 5 км/с и дальностью выше 3500 км. Скорость ракет-перехватчиков на любом участке траектории не должна превышать 3 км/c. В будущем разрешалась разработка перехватчиков наземного и воздушного базирования со скоростью не более 5.5 км/с и перехватчиков морского базирования со скоростью до 4.5 км/с [2, 3].
6 В декабре 2001 г. президент США Дж. Буш мл. заявил об одностороннем выходе США из Договора по ПРО. К тому времени западные лидеры стали достаточно остро воспринимать растущую ракетно-ядерную угрозу, исходящую со стороны “третьих стран”, в частности Ирана. В связи с растущей озабоченностью европейских союзников, Вашингтон принял решение о выходе из ДПРО. Как заявил американский лидер, в создавшихся условиях требуются “новые рамки, позволяющие строить противоракетную оборону для противодействия различным угрозам современного мира” [4].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 624

Оценка читателей: голосов 0

1. Договор между Соединенными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об ограничении систем противоракетной обороны. 26 мая 1972 г. [Treaty between the United States of America and the Union of Soviet Socialist Republics on the limitation of the anti-ballistic missile systems. May 26, 1972. (In Russ.)] Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/abm.pdf (accessed 12.03.2021).

2. Первое согласованное заявление в связи с договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны. Нью-Йорк, 26 сентября 1997 г. [The first agreed statement relating to the Treaty between the USSR and the USA on the limitation of the ABM systems. New York, September 26, 1997. (In Russ.)] Available at: https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/ny-1abm.htm (accessed 26.04.2021).

3. Второе согласованное заявление в связи с договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны. Нью-Йорк, 26 сентября 1997 г. [The second agreed statement relating to the Treaty between the USSR and the USA on the limitation of the ABM systems. New York, September 26, 1997. (In Russ.)] Available at: https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/ny-2abm.htm (accessed 26.04.2021).

4. Remarks at the National Defense University. The American Presidency Project, 01.05.2001. Available at: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/remarks-the-national-defense-university-4 (accessed 18.05.2020).

5. Заявление в связи с объявлением США о выходе в одностороннем порядке из Договора по ПРО 1972 года. Москва, 13.12. 2001. [A Statement Regarding the Decision of the Administration of the United States to Withdraw from the Antiballistic Missile Treaty of 1972. Moscow, 13.12.2001. (In Russ.)] Available at: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21444 (accessed 27.04.2021).

6. Брезкун С. Пора работать на великую Россию. Военно-промышленный курьер, 02.02.2005. [Brezkun S. It’s time to work for a great Russia. Voenno-promyshlennyi kur'er, 02.02.2005. (In Russ.)] Available at: https://vpk-news.ru/articles/778 (accessed 26.04.2021).

7. Missile Defense Review. U.S. Department of Defense. Washington DC, 2019. Available at: https://media.defense.gov/2019/Jan/17/2002080666/-1/-1/1/2019-MISSILE-DEFENSE-REVIEW.pdf (accessed 25.03.2021).

8. Remarks by the President on Strengthening Missile Defense in Europe. The White House, September 17, 2009. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/remarks-president-strengthening-missile-defense-europe (accessed 18.05.2020).

9. Ballistic Missile Defense Review Report. U.S. Department of Defense. Washington DC, 2010. Available at: https://archive.defense.gov/bmdr/docs/BMDR%20as%20of%2026JAN10%200630_for%20web.pdf (accessed 18.09.2019).

10. Заявление Президента в связи с ситуацией, которая сложилась вокруг системы ПРО стран НАТО в Европе. Московская область, Горки, 23.11.2011. [Statement in connection with the situation concerning the NATO countries’ missile defence system in Europe. Gorki, Moscow Region, 23.11.2011. (In Russ.)] Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/13637 (accessed 25.04.2021).

11. Chicago Summit Declaration Issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Chicago on May 20, 2012. NATO, Press Release, 20.05.2012. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_87593.htm#missile (accessed 20.03.2020).

12. Warsaw Summit Communiqué Issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Warsaw July 08−09, 2016. NATO, Press Release, 08−09.07.2016. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_133169.htm?selectedLocale=en (accessed 20.03.2020).

13. Пленарное заседание Восточного экономического форума. 05.09.2019. Приморский край, остров Русский. [Plenary session of the Eastern Economic Forum. 05.09.2019. Russky Island, Primorye Territory. (In Russ.)] Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/61451 (accessed 25.04.2021).

14. Ахмеров Д., Ахмеров E., Валеев М. По-быстрому не получится. Военно-промышленный курьер, 19.10.2015. [Akhmerov D., Akhmerov E., Valeev M. It's not gonna happen fast. Voenno-promyshlennyi kur'er, 19.10.2015. (In Russ.)] Available at: https://www.vpk-news.ru/articles/27617 (accessed 27.11.2019).

15. Goodman D.J. Microphone Catches a Candid Obama. New York Times, 26.03.2012. Available at: https://www.nytimes.com/2012/03/27/us/politics/obama-caught-on-microphone-telling-medvedev-of-flexibility.html?_r=0 (accessed 18.03.2021).

16. Judson J. Poland’s Aegis Ashore delayed to 2022 with new way forward coming soon. Defense News, 18.02.2020. Available at: https://www.defensenews.com/smr/federal-budget/2020/02/18/polands-aegis-ashore-delayed-to-2022-with-new-way-forward-coming-soon/#:~:text=Poland's%20Aegis%20Ashore%20site%20is,Romania%20that%20are%20both%20operationa (accessed 13.04.2021).

17. Navy Aegis Ballistic Missile Defense (BMD) Program: Background and Issues for Congress. Updated June 30, 2021. Congressional Research Service. Available at: https://fas.org/sgp/crs/weapons/RL33745.pdf (accessed 13.04.2021).

18. One Hundred Sixteenth Congress of the United States of America AT THE SECOND SESSION. H.R. 6395, January 03, 2020. Available at: https://www.congress.gov/116/bills/hr6395/BILLS-116hr6395enr.pdf (accessed 13.04.2021).

19. Генштаб назвал главную цель создания американской системы ПРО. РИА Новости, 11.10.2016. [The General Staff named the main goal of creating an American missile defense system. RIA Novosti, 11.10.2016. (In Russ.)] Available at: https://ria.ru/20161011/1478944563.html (accessed 13.04.2021).

20. Коротченко И. Юрий Соломонов: “Стратегические ядерные силы являются наиважнейшей составляющей национальной безопасности государства”. Национальная оборона, 2011. [Korotchenko I. Yuri Solomonov: “Strategic nuclear forces are the most important component of the national security of the state”. Natsional'naya oborona, 2011. (In Russ.)] Available at: http://www.oborona.ru/includes/periodics/defense/2011/0617/10566340/print.shtml (accessed 13.04.2021).

21. Есин В., Севостьянов Е. ЕвроПРО без мифов и политики. Независимое военное обозрение,13.04.2012. [Esin V., Sevost'yanov E. Euro BMD without myths and politics. Nezavisimoe voennoe obozrenie, 13.04.2012. (In Russ.)] Available at: https://nvo.ng.ru/armament/2012-04-13/1_pro.html (accessed 13.04.2021).

22. Press point by NATO Secretary General Jens Stoltenberg following the meeting of the NATO–Russia Council. NATO, 05.07.2019. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_167680.htm?selectedLocale=en (accessed 13.04.2021).

23. Меморандум о договоренности между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о создании совместного центра обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомления о пусках ракет. 04 июня 2000 г. [Memorandum of Agreement Between the United States of America and the Russian Federation on the Establishment of a Joint Center for the Exchange of Data from Early Warning Systems and Notifications of Missile Launches. June 04, 2000. (In Russ.)] Available at: https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/0604summit-jc.htm (accessed 11.04.2021).

24. Совместная декларация Президента В.В. Путина и Президента Дж. Буша о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки. 24.05.2002. [Joint Declaration by President George W. Bush and President Vladimir V. Putin on the New Strategic Relationship Between the United States of America and the Russian Federation. 24.05.2002. (In Russ.)] Available at: https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/jointdecl0602.htm (accessed 13.04.2021).

25. NATO–Russia Council Joint Statement at the meeting of the NATO–Russia Council held in Lisbon on 20 November 2010. NATO, 20.11.2010. Available at: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_68871.htm?selectedLocale=en (accessed 13.04.2021).

26. Арбатов А.Г. Не вышло и не выйдет? О причинах неудачи противоракетного сотрудничества России и США. Полис. Политические исследования, 2016, № 2, сс. 49-61. [Arbatov A.G. Didn't work out and won't work out? On the reasons for the failure of anti-missile cooperation between Russia and the United States. Polis. Political Studies, 2016, no. 2, pp. 49-61. (In Russ.)] DOI: 10.17976/jpps/2016.02.05

27. Дворкин В.З. Пришло время забыть об угрозах ЕвроПРО. Независимое военное обозрение, 30.09.2011. [Dvorkin V.Z. It's time to forget about the threats of EuroBMD. Nezavisimoe voennoe obozrenie, 30.09.2011. (In Russ.)] Available at: https://nvo.ng.ru/concepts/2011-09-30/1_pro.html (accessed 13.04.2021).

28. Pifer S. Should U.S. Missile Defenses be a part of arms control negotiations with Russia? The National Interest, January 26, 2021. Available at: https://nationalinterest.org/feature/should-us-missile-defenses-be-part-arms-control-negotiations-russia-177092 (accessed 13.04.2021).

29. Sanger D., Bumiller E. U.S. to Pull Out of ABM Treaty, Clearing Path for Antimissile Tests. The New York Times, 12.12.2001. Available at: https://www.nytimes.com/2001/12/12/world/us-to-pull-out-of-abm-treaty-clearing-path-for-antimissile-tests.html?auth=linked-google (accessed 13.04.2021).

30. Remarks by President Trump and Vice President Pence Announcing the Missile Defense Review. 17.01.2019. Available at: https://trumpwhitehouse.archives.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-vice-president-pence-announcing-missile-defense-review/ (accessed 13.04.2021).

31. Владимир Путин предложил НАТО взаимные проверки. Коммерсантъ, 26.10.2020. [Vladimir Putin offered NATO mutual checks. Kommersant, 26.10.2020. (In Russ.)] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4548866 (accessed 13.04.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх