Персоналии и приоритеты нового правительства Канады

 
Код статьиS268667300008241-5-1
DOI10.31857/S268667300008241-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 2
Страницы61-77
Аннотация

В статье проанализированы состав и приоритеты либерального правительства Канады, пришедшего к власти по итогам федеральных выборов 2019 г. Одержавший нелегко доставшуюся ему победу премьер-министр Дж. Трюдо избран на второй срок. Новый кабинет, как и предыдущий, сформированный в 2015 г., «молодой» по возрасту его членов (средний возраст 49 лет) и гендерно сбалансированный, включает равное число женщин и мужчин. Однако новый кабинет, в отличие от предыдущего, является «правительством меньшинства». К тому же он «однобокий», имеет резко выраженные региональные диспропорции. Почти половина министров избраны в парламент от провинции Онтарио, в то время как богатые Альберта и Саскачеван в кабинете не представлены вообще. Такая расстановка сил будет создавать серьёзные трудности при разработке и проведении правительственной политики. Приоритеты нового правительства были провозглашены в тронной речи генерал-губернатора Канады на открытии федерального парламента 43-го созыва. Как и ожидалось, основные положения речи совпали с пунктами предвыборной платформы Либеральной партии. Красной нитью проходила идея национального примирения и согласия, которые будут главной задачей нового кабинета.

Ключевые словавнутренняя политика Канады, правительство Канады, «правительство меньшинства», премьер-министр Канады, парламент Канады, Либеральная партия Канады, Квебек, Онтарио, Квебекский блок, Альберта, Саскачеван.
Получено10.02.2020
Дата публикации10.02.2020
Кол-во символов39253
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Одержав нелегко доставшуюся победу на федеральных выборах 2019 г., избранный на второй срок премьер-министр Канады Дж. Трюдо приступил к формированию правительства. Ему не удалось повторить блестящий электоральный результат 2015 г., когда либералы получили абсолютное большинство мест в парламенте и наибольшее число голосов избирателей [Комкова Е.Г. 2020]. Итог кампании 2019 г. был для либералов гораздо более скромным: они смогли создать лишь «правительство меньшинства», проиграв своим главным соперникам – консерваторам по количеству голосов электората.

2 «Правительства меньшинства» – отнюдь не редкость для политического ландшафта Канады. С начала 1950-х годов у власти в Канаде было девять таких правительств, причём некоторые из них вошли в историю как очень успешные. К положительным моментам аналитики относят готовность партий к рассмотрению альтернативных предложений, склонность к уступкам и компромиссам.
3 Вместе с тем формат «правительства меньшинства» создаёт определённые сложности для победившей Либеральной партии. Во-первых, при разработке законодательных инициатив либералам придётся «оглядываться» на оппозицию, которая может блокировать их инициативы или выносить вотум недоверия. Например, за последние 10 лет два кабинета министров в Канаде были вынуждены уйти в отставку после вынесения им вотума недоверия – правительство П. Мартина (в 2005 г.) и правительство С. Харпера (в 2011 г.).
4 Во-вторых, Дж. Трюдо придётся уделять гораздо большее внимание своему собственному кокусу и позициям заднескамеечников (в Вестминстерской системе это рядовые члены Парламента, не являющиеся министрами, членами теневого кабинета, парламентскими партийными организаторами или официальными представителями). При «правительстве большинства» их влияние на законодательный процесс относительно невелико, в то время как в условиях меньшинства возрастающее значение приобретает каждый голос. В-третьих, как показал опыт, «правительства меньшинства», обычно недолговечны: в среднем они живут полтора-два года, намного меньше обычного четырёхлетнего срока.
5

КАБИНЕТ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ КАНАДЫ

 

Учитывая все эти соображения, Дж. Трюдо тщательно и продуманно подбирал кандидатуры членов нового кабинета. На его формирование ушёл целый месяц интенсивных консультаций с лидерами оппозиционных партий, главами провинциальных правительств, ведущими деятелями Либеральной партии и советниками, принадлежащими к «внутреннему кругу» Дж. Трюдо. Напомним, что распределение министерских портфелей в 2015 г. заняло всего две с лишним недели, прошло на пике послевыборной эйфории, поспешно, без должного внимания к опыту политического руководства кандидатов и навыкам работы в команде. Позже выяснилось, что многие назначенцы не соответствуют своим должностям, не соблюдают этических норм или не умеют общаться с подчинёнными. В результате кабинет первого правительства Дж. Трюдо пережил немало перестановок, отставок и громких скандалов, которые нанесли серьёзный репутационный ущерб либералам. Составляя новый кабинет, Дж. Трюдо старался не повторять прошлые ошибки.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 969

Оценка читателей: голосов 0

1. Данилов С.Ю., Шило В.Е. Политико-государственный механизм современной Канады. М.: Наука, 1991. 135 с.

2. Исраелян Е.В., Капустова Е.И. Гендерная политика в современной Канаде. Женщина в российском обществе. 2018, № 4, с. 3–14 DOI: 10.21064/WinRS.2018.4.1

3. Канада: современные тенденции развития. К 150-летию государства / Отв. ред. В.И. Соколов. М: «Весь мир». 2017. 431 с.

4. Комкова Е.Г. Итоги всеобщих выборов в Канаде: правительство «меньшинства у либералов». США & Канада: экономика, политика, культура. 2020. № 1, с. 10-31. DOI: 10.31857/S268667300008054-9

5. Комкова Е.Г. Важные перестановки в правительстве Дж. Трюдо. Россия и Америка в ХХI веке [электронный ресурс]. 2017. № 1. Available at: http://www.rusus.ru/?act=read&id=549 (accessed 1.12.2019). DOI: 10.18254/S207054760004928-7

6. Экономика и политика Канады / Отв. ред. В.И. Соколов М.: Инфо-да. 2013. 328 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх