Социально-экономическая реальность в зеркале восприятия

 
Код статьиS013122270017804-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-10-54-63
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №10
Страницы54-63
Аннотация

Различные социально-экономические реалии (безработица, миграция, инфляция, неравенство и т. п.) имеют статистическое измерение, претендующее на объективность. В то же время обыденные представления об этих явлениях зачастую сильно отличаются от официальной точки зрения. Расхождения связаны как с ограниченностью объективных индикаторов, построенных на формальных конвенциях, так и с особенностями человеческого восприятия действительности. Формирование субъективных оценок во многом коррелирует с доверием государственным институтам, идеологическими установками, ценностями и закрепляется мнением референтной группы и СМИ.

Ключевые словавосприятие, общественное сознание, субъективные оценки, объективные показатели, безработица, миграция, инфляция, доверие, референтная группа, СМИ
Получено06.12.2021
Дата публикации13.12.2021
Кол-во символов35207
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Разработка концепции восприятия окружающей реальности берет начало в трудах философов античной Греции1. Она волновала еще мыслителей Нового времени, но с прошлого века оказалась в центре исследований самых разных, порой весьма далеких друг от друга научных дисциплин. Таких, например, как социология или квантовая физика2. 1. Истоки продолжающейся без малого 2.5 тыс. лет дискуссии о том, насколько наше восприятие действительности сообразно ей самой, восходят к широко известному мифу о пещере, приведенному Платоном в седьмой книге диалога “Государство” для того, чтобы показать обманчивость нашего представления о вещах, процессах и явлениях реального мира.

2. Расхожая сентенция: сколько людей, столько и мнений – находит подтверждение в физике [1].
2 Упомянем лишь три знаковые, с нашей точки зрения, работы, которые подарил нам ХХ век. В 20-х годах американскими социологами, сначала У. Липпманом [2], а вслед за ним У. и Д. Томасами [3], была высказана идея, что поведение людей определяется не действительностью, в которой они существуют, а субъективной картиной мира, формирующейся в их головах. Почти семь десятилетий спустя, размышляя о сложной взаимосвязи объективного и субъективного, наш соотечественник, известный ученый Г. Дилигенский приходит к выводу, что отношения этих категорий “представляют собой взаимодействие, в котором нет неизменного разделения ролей между определяемым и определяющим” [4, с. 13].
3 Эти работы вводят нас в воображаемый мир, создаваемый людскими эмоциями, предлагая решать крайне сложную задачу осмысления того, как иллюзии, страхи и заблуждения влияют на существование индивидов, социальных групп и человеческого сообщества в целом. Нет никаких оснований полагать, что в дальнейшем академический интерес к этой теме сойдет на нет. Напротив, в ее разработку, по-видимому, будут вовлечены представители еще более широкого спектра научных дисциплин.
4 Важное логическое следствие изучения восприятия окружающего мира – поиски ответа на вопрос, как преломление действительности в сознании людей влияет на их поведение. Его фундаментальное значение определяется тем, что субъективные оценки, проходя через “испытание реальностью”, становятся для индивидов внутренними убеждениями и сокровенными “смыслами”, которые обусловливают их поступки и взаимоотношения с властью [5].
5 Каждой дисциплине, занимающейся исследованиями такого рода, свойственно свое понимание человека и мотивации его действий [6]. По понятным причинам пальма первенства здесь принадлежит философам, психологам и социологам. Однако свой вклад вносит и экономическая наука. Долгое время она безоговорочно придерживалась (и в значительной степени придерживается по сей день) теории рационального выбора. Основанная на классической политической экономии А. Смита, эта концепция предполагает, что человек экономический (homo оeconomicus) действует разумно и наделен способностью принимать решения, максимально соответствующие его личным интересам3. Однако в реальности люди редко когда бесстрастны и последовательны. Они подвержены эмоциям, страдают от нехватки знаний, способностей, времени или других ресурсов и совершают систематические ошибки4. 3. Разумеется, в мире А. Смита действовали не бесстрастные, рациональные и эгоистичные индивиды, а многомерные и живые человеческие существа. Его пристальное внимание к природе и причинам богатства народов во многом объясняется той главенствующей ролью, которую играла в удовлетворении человеческих потребностей экономика второй половины XVIII в.

4. Результатом учета этих факторов стало появление в 50-х годах прошлого века концепции ограниченной рациональности [7].
6 Признавая существование человеческих слабостей, экономисты, по словам отечественного исследователя Р. Капелюшникова, “начали в массовом порядке пересекать … традиционные границы, обращаясь к темам, относящимся скорее к области психологии, причем сегодня это воспринимается как самый передний край экономической науки” [8].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 58

Оценка читателей: голосов 0

1. A quantum experiment suggests there’s no such thing as objective reality. MIT technology Review, March 12, 2019. Available at: https://www.technologyreview.com/2019/03/12/136684/a-quantum-experiment-suggests-theres-no-such-thing-as-objective-reality/ (accessed 20.01.2021).

2. Lippman W. Public Opinion. Wading River, Long Island, 1921. 250 p. Available at: http://image.sciencenet.cn/olddata/kexue.com.cn/upload/blog/file/2010/11/20101113143833504463.pdf (accessed 20.01.2021).

3. Thomas W.I., Thomas D.S. Chapter 13. The Child in America: Behavior Problems and Programs. The Metodology of Behavior Study. New York, Alfred A. Knopf, 1928. pp. 553-576. Available at: https://brocku.ca/MeadProject/Thomas/Thomas_1928_13.html (accessed 20.01.2021).

4. Дилигенский Г. Социально-политическая психология. Москва, Наука, 1994. 303с.

5. Данилова Е.Н. Институциональные нововведения в социальной сфере: подход к изучению. Социологические исследования, 2019, № 11, сс. 18-28. [Danilova E.N. Institutional innovation in the social sphere: an approach to learning. Sociological Studies, 2019, no. 11, pp.18-28. (In Russ.)] DOI: 10.31857/S013216250007446-3

6. Автономов В.С. Модель человека в экономической теории и других социальных науках. Москва, ГУ ВШЭ, 1998. 71 c. [Avtonomov V.S. Human Model in Economic Theory and Other Social Sciences. Moscow, GU VShE, 1998. 71 p. (In Russ.)] Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/628/639/1219/003Avtonomov.pdf (accessed 02.02.2021). (In Russ.).

7. Simon H.A. Models of Man: social and rational. New York, John Wiley & Sons, 1957. 287 p.

8. Капелюшников Р.И. Кто такой homo oeconomicus? Препринт WP3/2019/07 Серия WP3 Проблемы рынка труда. Москва, 2019. 40 с. [Kapelushnikov R.I. Who is homo oeconomicus? Preprint WP3/2019/07. Seriya WP3 Labor market problems. Moscow, 2019. 40 p. (In Russ.)] Available at: https://wp.hse.ru/data/2019/07/30/1483814672/WP3_2019_07_______________.pdf (accessed 02.02.2021).

9. Arthur B.W. Complexity and the Economy. 1st edition. Oxford, Oxford University press, 2014. 240 p.

10. Europeans’ Knowledge of Economic Indicators. Special Eurobarometer 323. The European Commission, Brussels, Belgium. January 2010. 87 p. Available at: https://europa.eu/eurobarometer/surveys/detail/927 (accessed 10.12.2020).

11. Ipsos MORI. Available at: https://www.ipsos.com/ipsos-mori/en-uk (accessed 10.12.2020).

12. Гоффе Н.В., Монусова Г.А. Восприятие социальных реалий и субъективное благополучие в развитых странах. Москва, ИМЭМО РАН, 2020. 166 c. [Goffe N.V., Monusova G.A. Perception of social realities and subjective well-being in developed countries. Moscow, IMEMO, 2020. 166 p. (In Russ.)] DOI: 10.20542/978-5-9535-0580-2

13. Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. New York, Farrar, Straus and Giroux, 2011. 499 p.

14. Caplan B. The Myth of the Rational Voter. Why Democracies Choose Bad Policies. Policy Analyses, 2007, no. 594. Available at: https://www.cato.org/policy-analysis/myth-rational-voter-why-democracies-choose-bad-policies (accessed 25.06.2020).

15. The European Social Survey 2014. Available at: https://www.europeansocialsurvey.org/data/ (accessed 11.12.2020).

16. The European Social Survey 2016. Available at: https://www.europeansocialsurvey.org/data/ (accessed 11.12.2020).

17. Cardoso A., Loviglio A., Piemontese L. Misperceptions of unemployment and individual labor market outcomes. IZA Journal of Labor Policy, 2016, vol. 5, no. 13. DOI: 10.1186/s40173-016-0069-6

18. Alesina A., Miano A., Stantcheva S. Immigration and Redistribution. NBER Working Paper 24733, 2018. 81 p. DOI: 10.3386/w24733

19. Gimpelson V., Triesman D. Misperceiving Inequality. Economics & Politics, 2018, vol. 30, no. 1, pp. 27-54. Available at: https://doi.org/10.1111/ecpo.12103 (accessed 11.12.2020).

20. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. Москва, Канон+, 2002. 368 с. [Dubrovskii D.I. The problem of the ideal. Subjective reality. Moscow, Kanon+, 2002. 368 p. (In Russ.)]

21. OCDE Data. Inflation (CPI). Available at: https://data.oecd.org/price/inflation-cpi.htm (accessed 11.12.2020).

22. Федеральная служба государственной статистики. [Federal State Statistics Service. (In Russ.)] Available at: https://rosstat.gov.ru (accessed 11.12.2020).

23. Card D. Origins of the Unemployment Rate: The Lasting Legacy of Measurement without Theory. American Economic Review: Papers & Proceedings, 2011, vol. 101, no. 3, pp. 552-557. DOI: 10.1257/aer.101.3.552

24. Refugees and Migrants. Definitions. UN. Available at: https://refugeesmigrants.un.org/definitions (accessed 09.09.2020).

25. Trust and Public Policy: How Better Governance Can Help Rebuild Public Trust. OECD Public Governance Reviews. Paris, OECD Publishing, March 27, 2017. 162 p. DOI: 10.1787/9789264268920-en

26. OECD.Stat. Available at: https://stats.oecd.org/ (accessed 09.08.2020).

27. Duffy B. Why We're Wrong About Nearly Everything: A Theory of Human Misunderstanding. New York, 2019. 304 p.

28. All you need is trust. Informing the role of government in the COVID-19 context. The OECD Statistics Newsletter, iss. 73. 3 p. December 2020. Available at: http://www.oecd.org/gov/all-you-need-is-trust-statistics-newsletter-12-2020.pdf (accessed 01.03.2021).

29. Evans M.D.R., Kelley J., Kolosi T. Images of class: Public perceptions in Hungary and Australia. American Sociological Review, 1992, vol. 57, no. 4, pp. 461-482. DOI: 10.2307/2096095

30. Genest-Grégoire A., Guay J., Godbout L. Never too rich to be middle-class: an assessment of the reference-group theory and implications for redistributive taxation. What Drives Inequality? Decancq K., Van Kerm Ph., eds. Bingley (UK), vol. 27, 2019, pp. 123-137. DOI: 10.1108/S1049-258520190000027009

31. Gorvett Z. How the news changes the way we think and behave. BBC, 12.05.2020. Available at: https://www.bbc.com/future/article/20200512-how-the-news-changes-the-way-we-think-and-behave (accessed 24.02.2021).

32. Part 2. How people get news: The internet as a news supplement. Pew Research Center, October 27, 2004. Available at: https://www.pewresearch.org/internet/2004/10/27/part-2-how-people-get-news-the-internet-as-a-news-supplement/ (accessed 24.02.2021).

33. Digital News Report. Interactive. Reuters Institute, University of Oxford, 2020. Available at: https://www.digitalnewsreport.org/interactive/ (accessed 24.02.2021).

34. Hester J.B., Gibson R. The Economy and Second-Level Agenda Setting: A Time-Series Analysis of Economic News and Public Opinion about the Economy. Journalism & Mass Communication Quarterly, 2003, vol. 80, no. 1, pp. 73-90. DOI: 10.1177/107769900308000106

35. Dalen A. van, Vreese C. de, Albæk E. Economic News Through the Magnifying Glass. How the media cover economic boom and bust. Journalism Studies, 2017, vol. 18, no. 7, pp. 890-909. DOI: 10.1080/1461670X.2015.1089183

Система Orphus

Загрузка...
Вверх