FRG and Biden’s Transatlantic Strategy: Unsolved Problems and New Challenges

 
PIIS013122270016960-7-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-9-56-68
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO)
Address: Moscow, Russian Federation
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 65 Issue 9
Pages56-68
Abstract

This article addresses the most significant changes in German-American relations since the election of J. Biden; unveils the main factors influencing Berlin’s transatlantic policy in relations with Russia and China; analyzes approaches to the climate agenda and problems associated with the fulfillment of Germany’s allied obligations in NATO; reveals new trends in Germany’s approach to the issue of strategic autonomy of the EU; investigates the discrepancies on security issues between the main German parties ahead of the parliamentary elections in September 2021. The first steps of the Biden administration to normalize the transatlantic ties undermined by Trump (the return of the United States to participation in international negotiations and organizations) were seen in Berlin as evidence of significant changes in Washington’s positions on international problems of vital importance to Germany. At the same time, Berlin has no illusion that with the arrival of Biden, transatlantic relations will once again be the same as they were before Trump’s presidency. The most important stumbling block in the beginning process of resetting the transatlantic relations was the set of problems associated with the completion of the Nord Stream 2 gas pipeline construction. It is clear that Biden is just as harshly rejecting this project as his predecessor did, and will continue to obstruct its commissioning. After the elections to the Bundestag in September 2021, the internal political situation in Germany may change significantly. In any case, the Nord Stream 2 issue will remain a subject of disputes and serious disagreements between Germany, the USA, the EU and Russia for a long time. In Germany it is assumed that in the coming decades, the transatlantic agenda will be largely determined by the growing influence and policy of China, and the relationship between the United States and the EU with China will affect not only the economic interests of the FRG, but also the sphere of its security. The climate agenda today remains one of the few areas where it is possible not only to revive the transatlantic interaction, but also to intensify cooperation between the United States, the EU, China and Russia with an eye to interaction in solving other problems, not necessarily related to the climate agenda. The most important U.S. demand for Germany remains an increase in its material and financial contribution to NATO. Berlin’s readiness to meet these requirements has increased significantly. However, the thesis that the Europeans are faced with a choice – a course towards strategic autonomy or restoration of close ties with Washington and reliance on the United States and NATO – seems simplified. Representatives of all German parties are unanimous in the opinion that the renewal of the transatlantic partnership, which has begun under Biden, will be accompanied by a reduction in American commitments in Europe. Therefore, the EU will have to invest more in its own security and (in the longer term) strategic autonomy.

KeywordsGermany, USA, EU, China, Russia, transatlantic relations, climate agenda, security policy, strategic autonomy, Bundeswehr, defense spending
Publication date27.09.2021
Number of characters51238
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Прочные и широко разветвленные трансатлантические связи, тесное взаимодействие с США в решении важнейших международных проблем являлись основополагающим императивом внешней политики ФРГ на протяжении всего послевоенного времени. Наряду с основной для Берлина задачей расширения и углубления европейской интеграции опора на США и НАТО в качестве незаменимой основы стратегии безопасности не ставится под вопрос ни одним немецким правительством. Вместе с тем глубокие изменения в международно-политической ситуации и усилившееся соперничество великих держав, новые вызовы безопасности обусловили необходимость определенной корректировки как самой трансатлантической политики Берлина, так и традиционного баланса между атлантизмом и европеизмом.
2 В связи с распадом СССР, объединением Германии и вступлением ряда центрально- и восточно-европейских стран в ЕС и НАТО в определенной мере снизилась потребность европейских союзников США в американских гарантиях безопасности. Эти гарантии (за исключением ядерных) продолжали рассматриваться как необходимые, но перестали считаться “жизненно важными”. Это, среди прочего, позволило европейцам, и особенно ФРГ, существенно сократить численность вооруженных сил и расходы на оборону, увеличив инвестиции в социальную и научную сферу, в НИОКР и развитие инфраструктуры и т. д. За время после окончания холодной войны экономические возможности и политическое влияние Германии в мире и прежде всего в ЕС существенно возросли. Германо-французский тандем стал признанным “мотором” европейской интеграции, а важнейшей внешнеполитической задачей Берлина было объявлено строительство сильной и более самостоятельной в обеспечении своих интересов, включая сферу безопасности, Европы, с целью укрепления ее суверенитета, а в более отдаленной перспективе – достижения стратегической автономии [1].
3 Неопределенность и непредсказуемость политики США при Д. Трампе придали дополнительный импульс этой наметившейся значительно раньше тенденции1. Ни одна из стран – союзниц США не испытала такого разочарования в американской политике при Д. Трампе, как ФРГ. Обвинения Германии в иждивенчестве и огромной задолженности перед США и НАТО, угрозы отказаться от “защиты” европейцев, объявленное без всякого предупреждения сокращение американского военного присутствия в Германии, протекционистские меры в торговой политике, резкая критика внутренней и внешней политики ФРГ и грубые высказывания в адрес А. Меркель вызвали в Германии возмущение и рост недоверия к политике и союзническим обязательствам США. 1. О необходимости повышения Германией и Евросоюзом собственной роли во внешней и оборонной политике руководители ФРГ заявляли еще в 2014 г. на Мюнхенской конференции по безопасности.
4 Тем не менее на протяжении всех четырех лет президентства Трампа в Берлине не теряли надежды, что к мнению ФРГ и ЕС в Вашингтоне все же прислушаются и по важнейшим для обеих сторон вопросам удастся договориться. Вместо этого, после выхода США из особо значимого для Германии (об этом см. далее) Парижского соглашения по климату последовал их выход из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в отношении ядерной программы Ирана и российско-американского Договора по ракетам средней дальности (ДРСМД). Против важного для ФРГ германо-российского проекта “Северный поток-2” (далее – СП-2) Вашингтон ввел санкции в отношении участвующих в нем фирм (в основном немецких). К концу пребывания Трампа на президентском посту разногласия между Берлином и Вашингтоном в подходах к решению важнейших международно-политических и двусторонних проблем продолжали нарастать. По мнению большинства ответственных немецких политиков, включая президента страны Ф.-В. Штайнмайера, германо-американские отношения оказались в самом глубоком кризисе после Второй мировой войны. Как отмечали в Берлине, трансатлантизм превратился в инструмент обеспечения интересов США и ограничения возможностей сотрудничества их союзников с Китаем, Россией и другими государствами. В Германии все чаще стали звучать требования переосмыслить политику в отношении США и более настойчиво отстаивать собственные интересы (разумеется, представленные как согласованная позиция Евросоюза). Исходя из этого, правительство А. Меркель занялось выработкой новой внешнеполитической стратегии ФРГ во взаимоотношениях с США. В ее основу заложено представление о “сбалансированном партнерстве”, в котором Германия в качестве лидера сильной и независимой Европы могла бы взять на себя роль противовеса США в случае принципиальных расхождений интересов, опираясь не только на партнеров по ЕС, но и на такие страны, как Канада, Япония и Южная Корея.

Number of purchasers: 3, views: 434

Readers community rating: votes 0

1. Arbatova N., Kokeev A., pod red. Strategicheskaya avtonomiya ES i perspektivy sotrudnichestva s Rossiej. Moskva, Ves' mir, 2020. 368 s. [Arbatova N., Kokeev A., eds. Strategic autonomy of the EU and prospects for cooperation with Russia. Moscow, Ves' mir, 2020. 368 p. (In Russ.)]

2. Kitzman J. Deutsche sehen in USA größere Bedrohung als in China oder Russland. Der Spiegel, 05.05.2021. Available at: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/deutsche-sehen-in-usa-groessere-bedrohung-als-in-china-oder-russland-a-d616341d-b1b7-4d87-949d-c2a2959a205b (accessed 03.06.2021).

3. Amerikaner und Deutsche starten mit unterschiedlichen Meinungen über die transatlantische Allianz in das Jahr 2021. Pew Research Center, 23.11.2020. Available at: https://www.pewresearch.org/global/2020/11/23/amerikaner-und-deutsche-starten-mit-unterschiedlichen-meinungen-uber-die-transatlantische-allianz-in-das-jahr-2021/ (accessed 06.03.2021).

4. Rede von Bundeskanzlerin Angela Merkel anlässlich des virtuellen Forums der Münchner Sicherheitskonferenz am 19. Februar 2021 (Videokonferenz). Available at: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/rede-von-bundeskanzlerin-angela-merkel-anlaesslich-des-virtuellen-forums-der-muenchner-sicherheitskonferenz-am-19-februar-2021-videokonferenz--1860126 (accessed 13.04.2021).

5. Maas H. Es ist Zeit für einen transatlantischen Neuanfang. Die Welt, 25.10.2020. Available at: https://www.welt.de/debatte/kommentare/article218520574/US-Wahlkampf-Es-ist-Zeit-fuer-einen-transatlantischen-Neuanfang.html (accessed 06.05.2021).

6. Gabriel: Nord Stream 2 geht USA nichts an. Die Welt, 18.02.2021. Available at: https://www.welt.de/regionales/mecklenburg-vorpommern/article226591245/Gabriel-Nord-Stream-2-geht-USA-nichts-an.html (accessed 12.03.2021).

7. Westphal K. Nord Stream 2 – Deutschlands Dilemma. Stiftung Wissenschaft und Politik, 20.04.2021. Available at: https://www.swp-berlin.org/publikation/nord-stream-2-deutschlands-dilemma/ (accessed 02.06.2021).

8. Glucroft W. USA und Deutschland: 500 weitere Soldaten. Deutsche Welle, 13.04.2021. Available at: https://www.dw.com/de/usa-und-deutschland-500-weitere-soldaten/a-57178428 (accessed 27.04.2021).

9. Wesel B Meinung: Europas Partnerschaft mit den USA hat ihren Preis. Deutsche Welle, 24.03.2021. Available at: https://www.dw.com/de/meinung-europas-partnerschaft-mit-den-usa-hat-ihren-preis/a-56976778 (accessed 06.04.2021).

10. Die Volksrepublik China ist erneut Deutschlands wichtigster Handelspartner. Statistisches Bundesamt. Available at: https://www.destatis.de/DE/Themen/Wirtschaft/Aussenhandel/handelspartner-jahr.html (accessed 02.06.2021).

11. Hein M. Deutschland und China: Beziehung unter Stress. Deutsche Welle, 28.04.2021. Available at: https://www.dw.com/de/deutschland-und-china-beziehung-unter-stress/a-57354038 (accessed 30.04.2021).

12. Schrader C. Mehrheit der Deutschen für konsequenten Klimaschutz - trotz Corona. Süddeutsche Zeitung, 10.05.2020. Available at: https://www.sueddeutsche.de/wissen/corona-klimaschutz-umfrage-1.4902185 (accessed 17.05.2021).

13. Nikiforov O. Plyusy i minusy klimaticheskogo sammita Dzho Bajdena. Nezavisimaya gazeta, 17.05.2021. [Nikiforov O. The pros and cons of Joe Biden's climate summit. Nezavisimaya gazeta, 17.05.2021. (In Russ.)] Available at: https://www.ng.ru/ng_energiya/2021-05-17/9_8149_summit.html (accessed 21.05.2021).

14. Deutschland und Europa sind weiter auf Klimaschutzkurs. Die Bundesregierung, 22.04.2021. Available at: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/merkel-leaders-summit-on-climate-1895578 (accessed 30.04.2021).

15. Carstens P. Nicht bereit zur kollektiven Verteidigung. Frankfurter Allgemeine Zeitung, 28.01.2020. Available at: https://www.faz.net/aktuell/politik/inland/wehrbeauftragter-bartels-kritisiert-den-zustand-der-bundeswehr-16604787.html (accessed 08.03.2021).

16. Wiegold T. Pläne für die “Bundeswehr der Zukunft”: Weniger Stäbe, mehr Einsatzbereitschaft – Neufassung (m. Pressekonferenz). 18.05.2021. Available at: https://augengeradeaus.net/2021/05/plaene-fuer-die-bundeswehr-der-zukunft-weniger-staebe-mehr-einsatzbereitschaft-neufassung-m-pressekonferenz/ (accessed 22.05.2021).

17. Misik L. “Vechnaya problema”: Germanii ne khvataet deneg na novyj tank i istrebitel'. Gazeta.ru, 11.05.2021. [Misik L. "Eternal problem”: Germany does not have enough money for a new tank and fighter. Gazeta.ru, 11.05.2021. (In Russ.)] Available at: https://www.gazeta.ru/army/2021/05/11/13588844.shtml#:~:text=%D0%9B%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%8F%20%D0%9C%D0%B8%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA-,11.05.2021,-%2C%2018%3A206 (accessed 24.05.2021).

18. Auch Deutschland gibt mehr aus Globale Militärausgaben steigen erneut an. 26.04.2021. Available at: https://www.n-tv.de/politik/Globale-Militaerausgaben-steigen-erneut-an-article22513732.html#:~:text=Deutschland%20steigerte%20seine%20Milit%C3%A4rausgaben%20um,Jahr%202020%20dem%20Jahresbericht%20zufolge (accessed 30.04.2021).

19. Mützenich fordert Abkehr vom Zwei-Prozent-Ziel der Nato. Frankfurter Allgemeine Zeitung, 28.04.2021. Available at: https://www.faz.net/aktuell/politik/inland/ruestungsausgaben-muetzenich-fordert-abkehr-von-zwei-prozent-ziel-der-nato-17316429.html (accessed 30.04.2021).

20. Kramp-Karrenbauer A. Europe still needs America. Politico, 02.11.2020. Available at: https://www.politico.eu/article/europe-still-needs-america/ (accessed 22.05.2021).

21. Thuman M. Die EU muss ihre Position zu den USA neu vermessen. Zeit Online, 26.11.2020. Available at: https://www.zeit.de/politik/ausland/2020-11/strategische-autonomie-europa-verteidigung-emmanuel-macron-annegret-kramp-karrenbauer?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (accessed 06.04.2021).

22. Hanke T. Wie erfolgreich ist die Idee der europäischen Souveränität? Eine Zwischenbilanz. Handelsblatt, 02.04.2021. Available at: https://www.handelsblatt.com/politik/international/essay-wie-erfolgreich-ist-die-idee-der-europaeischen-souveraenitaet-eine-zwischenbilanz/27062976.html?ticket=ST-14350308-4z7Er0cL9U4XME9Pxiv9-ap5 (accessed 16.04.2021).

23. Transatlantisches Verhältnis: Eine neue Härte. Available at: https://taz.de/Transatlantisches-Verhaeltnis/!5743191/ (accessed 16.04.2021).

Система Orphus

Loading...
Up