Международно-политическая конкуренция на постсоветском центральноазиатском пространстве

 
Код статьиS013122270016893-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-7-106-115
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №7
Страницы106-115
Аннотация

Статья посвящена разноплановому воздействию России, Китая, Турции и  Ирана на современные международные отношения в  Центральной Азии. Анализ новаций, определивших там к  2021 г. основные направления международно-политической конкуренции, позволяет выявить специфические интересы и цели действующих в Центрально-Азиатском регионе внешних сил, показать особенности их взаимодействия друг с другом. Интересам России в Центральной Азии и ее деятельности в сфере безопасности зачастую противостоят глобальные, региональные или же негосударственные акторы. Факторы, играющие в пользу реализации в Центральной Азии инициативы Китая “Один пояс, один путь”, как правило, берут верх над раздражителями, имеющими в центральноазиатских странах разные свойства – начиная с опасений превратиться в сырьевой придаток китайской экономики и заканчивая часто преувеличиваемой угрозой китайской демографической экспансии. Продвигаемые Турцией в среде тюркоязычных народов Центральной Азии альтернативные проекты, как и стремление Ирана использовать свои отношения с центральноазиатскими странами, с Китаем для ослабления своей международно-политической изоляции, имеют серьезные ограничители. Центральная Азия надолго еще останется территорией политического противостояния больших игроков, которые будут соперничать здесь, бороться за влияние, ресурсы и рынки. В таком соперничестве правящие элиты стран Центрально-Азиатского региона станут усматривать возможность извлекать для себя бо`льшие выгоды, и этим соображением будет обусловлено их следование по пути многовекторной политики, открывающей, по их мнению, возможности для маневра.

Ключевые словаконкуренция, постсоветское пространство, Центральная Азия, Россия, безопасность, альтернативы, многовекторность
Дата публикации23.09.2021
Кол-во символов39002
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Приоритетом для бывших советских республик, ныне независимых государств Центральной Азии (ЦА), остается принцип отстаивания своей территориальной целостности и политической независимости. Страны Центрально-Азиатского региона стремятся позиционировать себя как национальные государства и субъекты, а не объекты мировой политики. Региональная интеграция признается ими как эффективная форма отстаивания и продвижения своих интересов. И для активизации регионального сотрудничества в последние годы усилиями ключевых драйверов регионализации – Казахстана и Узбекистана – в ЦА запущен ее новый формат (см. подробнее [1]).
2 Вместе с тем взятая центральноазиатскими странами на вооружение внешнеполитическая стратегия многовекторности, имеющая свои особенности в каждом конкретном случае, открывает разнообразным внешним силам “окно возможностей” для влияния на политические и экономические процессы в Центрально-Азиатском регионе таким образом, что его государства становятся объектами многостороннего соперничества.
3 ЦА привлекает к себе международное внимание вследствие своей возросшей геополитической и геоэкономической значимости. Она определяется, главным образом, выгодным географическим положением Центрально-Азиатского региона, его богатейшим природно-ресурсным потенциалом, создавшимися здесь благоприятными условиями для продвижения разнообразных международных инициатив, нацеливающихся на полномасштабную евразийскую интеграцию.
4 В конкурентную борьбу за доступ к углеводородным и иным ресурсам Центрально-Азиатского региона, за контроль над его транспортно-коммуникационными коридорами, а также и за право дирижировать политическими процессами в странах ЦА вовлечены ныне не только ведущие мировые державы (Китай, Россия, США, Европейский союз), но и региональные акторы, в числе которых – Турция и Иран.
5 В статье анализируются новации, определившие к 2021 г. основные направления и специфические характеристики международно-политической конкуренции в ЦА. Особое внимание уделено в этой связи внешнеполитическим альтернативам, с которыми выступили ведущие партнеры центральноазиатских стран – Россия, Китай, Турция и Иран.
6 Начнем с России, которая включает входящие в Содружество Независимых Государств страны (а значит и обширный центральноазиатский сегмент СНГ), в сферу региональных приоритетов своей внешней политики.
7

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

8 Исчисляющиеся веками связи между Россией и народами ЦА охватывают ныне разнообразные сферы – экономики, торговли, политики, культуры. Ввиду особой заинтересованности РФ в стабильном и бесконфликтном развитии ее центральноазиатских соседей важным направлением сотрудничества с ними остается и область безопасности. Россия твердо намерена также поддерживать и развивать военное сотрудничество со странами ЦА, продвигать на их рынки российскую экспортную структуру, подключать страны региона к реализации стратегического курса, нацеленного на экономическую интеграцию в масштабах всего постсоветского пространства.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 491

Оценка читателей: голосов 0

1. Малышева Д.Б. Проблемы регионализации постсоветской Центральной Азии. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2020, т. 13, № 3, сс. 140-155. [Malysheva D.B. Problemy regionalizatsii postsovetskoi Central'noi Azii [Problems of Regionalization in Post-Soviet Central Asia]. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, 2020, vol. 13, no 3, pp. 140-155]. DOI: 10.23932/2542-0240-2020-13-3-8

2. Шестаков Е. Деньги решают не все. Российская газета, 19.02.2020. [Shestakov E. Den'gi reshayut ne vse [Money is not everything]. Rossiiskaya gazeta, 19.02.2020].

3. Храмчихин А. Российские военные базы на службе Центральной Азии. Военно-промышленный курьер, № 35 (798), 10.09.2019. [Khramchikhin A. Rossiiskie voennye bazy na sluzhbe Tsentral'noi Azii [Russian Military Bases in the Service of Central Asia]. Voenno-Promyshlennyi Kur'er, no. 35 (798), 10.09.2019.]

4. Sridhar V. Sino-Russian Economic Cooperation in Central Asia is Not What It Seems to Be. The Diplomat, 23.09.2020. Available at: https://thediplomat.com/2020/09/sino-russian-economic-cooperation-in-central-asia-is-not-what-it-seems-to-be (accessed 25.09.2020).

5. Мосяков Д.В. Конфликт в Южно-Китайском море и возможные пути его разрешения. Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Вып. XXI. Москва, ИВ РАН, 2013, сс. 16-22. [Mosyakov D.V. Konflikt v Yuzhno-Kitaiskom more i vozmozhnye puti ego razresheniya [The Conflict in the South China Sea and Possible Ways to Resolve it]. Security and Cooperation in the South China Sea. Iss. XXI. Moscow, IV RAN, 2013, pp. 16-22.]

6. Совместное заявление министров иностранных дел Китайской Народной Республики и Российской Федерации по некоторым вопросам глобального управления в современных условиях. МИД РФ, 23.03.2021. [Joint Statement by the Foreign Ministers of China and Russia on Certain Aspects of Global Governance in Modern Conditions. The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, 23.03.2021. (In Russ.)] Available at: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4647776 (accessed 24.03.2021).

7. Turkish Leader Calls Xinjiang Killings “Genocide”. Reuters, 10.07.2009. Available at: https://www.reuters.com/article/us-turkey-china-sb/turkish-leader-calls-xinjiang-killings-genocide-idustre56957d20090710 (accessed 09.02.2020).

8. Alemdaroglu A., Tepe S. Erdogan Is Turning Turkey into a Chinese Client State. Foreign Policy, 16.09.2020. Available at: https://foreignpolicy.com/2020/09/16/erdogan-is-turning-turkey-into-a-chinese-client-state (accessed 09.02.2020).

9. Yellinek R. Why Are Relations Tightening Between China and Turkey? BESA Center Perspectives Paper, no. 576, 09.11.2017. Available at: https://besacenter.org/perspectives-papers/china-turkey-relations/ (accessed 09.02.2021).

10. Иранский фактор в Центральной Азии. ИАЦ, 09.06.2020. [Iranian Factor in Central Asia. IA-CENTR.RU, 09.06.2020. (In Russ.)] Available at: https://ia-centr.ru/han-tengri/oriental/iranskiy-faktor-v-tsentralnoy-azii (accessed 09.06.2020).

11. Hashimova U. Why an Iran-US Conflict Would Be a Disaster for Uzbekistan. The Diplomat, January 14, 2020. Available at: https://thediplomat.com/2020/01/why-an-iran-us-conflict-would-be-a-disaster-for-uzbekistan (accessed 17.06.2020).

12. China government official. Twitter, March 29, 2021. Available at: https://twitter.com/MFA_China/status/1376487739902717954 (accessed 29.03.2021). 13.Foreign Ministry Spokesperson Zhao Lijian's Regular Press Conference on March 29, 2021. Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China, March 29, 2021. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/t1865136.shtml (accessed 29.03.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх