Контроль США над международными каналами трансферта технологий: вызовы, механизмы, тенденции

 
Код статьиS013122270016890-0-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-7-89-97
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №7
Страницы89-97
Аннотация

С окончанием Второй мировой войны США ведут постоянную борьбу за глобальное технологическое лидерство, претендуя на доминирующие позиции в этой области. Контроль над международными каналами трансферта технологий рассматривается Соединенными Штатами как важнейший механизм сохранения своего лидерства. В статье анализируются три “волны ужесточения” контроля над трансфертом технологий, связанные с появляющимися вызовами американскому технологическому лидерству и угрозами национальной безопасности: в период холодной войны, в 80-е годы в ответ на развернувшуюся конкуренцию с Японией и на современном этапе.

Ключевые словаСША, технологическое лидерство, национальная безопасность, трансферт технологий, неосязаемые технологии, критические технологии, экспортный контроль, Комитет по иностранным инвестициям
Дата публикации23.09.2021
Кол-во символов29596
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 США – крупнейшая технологическая держава, на которую приходится почти треть мировых расходов на НИОКР. Прирост инновационного потенциала обеспечивают широкое развитие научно-технического и венчурного предпринимательства, значительные затраты частного капитала на НИОКР, высокое качество ресурсного обеспечения, сформированные региональные хайтек-кластеры глобального значения, государственное стимулирование. Государство поддерживает технологическое лидерство, во-первых, формируя механизмы стимулирования инновационного развития, финансируя НИОКР, во-вторых, открывая американским компаниям доступ к мировым достижениям в области науки и инноваций, помогая бороться с конкуренцией на мировых рынках, в-третьих, предотвращая попадание технологий, важных с точки зрения национальной безопасности, в нежелательные руки (нередко это иностранный конкурент). В этой области важнейшим инструментом является контроль над международными каналами передачи технологий.
2 Согласно американским правилам регулирования экспорта, технология – это информация как в осязаемой, так и в неосязаемой форме, которая может быть применена для конструирования, производства, использования или модернизации товаров, включая математическое обеспечение. США чувствительно относятся к появлению новых прорывных технологий в гражданских и оборонных областях. Лидерство в таких технологиях способствует поддержанию военного потенциала и экономической безопасности, обеспечивает преимущества в конкурентной борьбе на мировых рынках.
3 США постоянно совершенствуют механизмы контроля над передачей технологий, расширяя охват каналов такой передачи. К настоящему времени под контроль попадают все традиционные коммерческие каналы международного трансферта технологий: международная торговля, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), совместные предприятия, стратегические альянсы, продажа патентов и лицензий на их использование, реинжиниринг, легальное трансграничное перемещение персонала. Особое внимание уделяется контролю над так называемыми неосязаемыми каналами трансферта технологий. К ним относятся как визуальные контакты (научные конференции, научные обмены, консультации, техническая помощь, контакты с иностранными специалистами на работе, обучение иностранных студентов и т. д.), так и виртуальное общение по электронным сетям, телефону. Естественно, США пытаются перекрыть нелегальные каналы трансферта технологий.
4 Рассмотрим три “волны ужесточения” контроля США над трансфертом технологий, связанные с появляющимися вызовами американскому технологическому лидерству.
5

КОНТРОЛЬ АД ПЕРЕДАЧЕЙ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕРИОД ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

6 Созданный в США механизм экспортного контроля (ЭК) является важным инструментом регулирования торговли вооружением, продукцией двойного назначения, включая высокие технологии. Американский режим ЭК над продукцией двойного назначения стал одним из ключевых средств борьбы за сохранение технологического лидерства1. 1. Об особенностях экспортного контроля над продукцией военного назначения см. подробнее [1].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 584

Оценка читателей: голосов 0

1. Кириченко Э.В. Экспортный контроль как инструмент внешней политики США. США и Канада: экономика, политика и культура, 2015, № 10, сс. 40-52. [Kirichenko E.V. Eksportnyi kontrol' kak instrument vneshnei politiki SShA [Export Controls as the Means of U.S. Foreign Policy]. SShA i Kanada: ekonomika, politika i kul'tura, 2015, no. 10, pp. 40-52.]

2. Кириченко Э.В. Экспортный контроль как инструмент поддержания лидерства США в меняющемся мире. Полис. Политические исследования, 2020, т. 29, № 1, сс. 74-88. [Kirichenko E.V. Eksportnyi kontrol' kak instrument podderzhaniya liderstva SShA v menyayushchemsya mire [Export Controls as a Tool to Maintain U.S. Leadership in a Changing World]. Polis. Politicheskie issledovaniya. 2020, vol.29, no. 1, pp. 74-88.] Available at: https://doi.org/10.17976/jpps/2020.01.06

3. Bertsch G., Vogel H., Zielonka J. East-West Trade and Technology Transfer in the 1990s. Boulder, Westview Press, 1991. 227 p.

4. Fact Sheet: Implementation of Export Control Reform. March 8, 2013. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2013/03/08/fact-sheet-implementation-export-control-reform (accessed 11.03.2021).

5. Дынкин А.А., отв. ред. Инновационные перспективы США, ЕС, Японии. Москва, ИМЭМО РАН, 2004. 108 с. [Dynkin A.A., ed. Innovatsionnye perspektivy SShA, ES, Yaponii [Innovative Perspectives of the USA, EU, Japan]. Moscow, IMEMO, 2004. 108 p.]

6. The Omnibus Foreign Trade and Competitiveness Act of 1988. Section 5021. Available at: https://www.govtrack.us/congress/bills/100/hr4848/text (accessed 11.03.2021).

7. The Committee on Foreign Investment in the United States (CFIUS). Updated. Congressional Research Service, February 26, 2020. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/RL/RL33388 (accessed 21.12.2020).

8. Schacht Wendy H. Technology Transfer: Use of Federally Funded Research and Development. CRS, December 3, 2012. Available at: https://www.nist.gov/system/files/documents/2017/05/09/Technology_Transfer_Use_of_federally_funded_research_-development.pdf (accessed 18.12.2020).

9. Михеев В.В., Швыдко В.Г., ред. Дисбалансы транстихоокеанского пространства. Москва, Магистр, 2014. 235 с. [Mikheev V.V., Shvydko V.G., eds. Disbalansy transtikhookeanskogo prostranstva [TRANS-Pacific Imbalances]. Moscow, Magistr, 2014. 235 p.]

10. Иванова Н., Мамедьяров З. Наука и инновации: конкуренция нарастает. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 5, сс. 47-56. [Ivanova N., Mamed'yarov Z. Nauka i innovatsii: konkurentsiya narastaet [Science and Innovation: Competition is Growing]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2019, vol. 63, no. 5, pp. 47-56.] Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2019-63-5-47-56

11. Журавлева В. Трамп 2020: протестный президент в расколотой стране. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 10, сс. 17-28. [Zhuravleva V. Tramp 2020: protestnyi prezident v raskolotoi strane [Trump 2020: Protest President in Polarized Country]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, vol. 64, no. 10, pp. 17-28.] Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-10-17-28

12. CFIUS Annual Report to Congress. 2019. Available at: https://home.treasury.gov/system/files/206/CFIUS-Public-Annual-Report-CY-2019.pdf (accessed 18.12.2020).

13. Минфин США ужесточил правила инвестирования для иностранцев. РБК, 14.01.2020. [Treasury tightens investment rules for foreigners. RBK, 14.01.2020. (In Russ.)] Available at: https://www.rbc.ru/economics/14/01/2020/5e1d60109a79472644d4a38e (accessed 18.12.2020).

14. Objectives of the ANPRM and Guidance on Public Comments. Available at: https://www.whitecase.com/publications/alert/department-commerce-review-export-controls-emerging-technologies (accessed 18.12.2020).

15. A National Strategy for Critical and Emerging Technologies. Washington, October 2020. Available at: https://trajectorymagazine.com/a-national-strategy-for-critical-and-emerging-technologies/ (accessed 21.12.2020).

16. Top Countries by R&D Spending Worldwide 2020. Nov. 26, 2020. Available at: https://www.statista.com/statistics/732247/worldwide-research-and-development-gross-expenditure-top-countries/ (accessed 21.12.2020).

17. Дмитриев С. Американо-китайское технологическое соперничество: от “высокомерия” к бойкоту. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 12, сс. 70-77. [Dmitriev S. Amerikano-kitaiskoe tekhnologicheskoe sopernichestvo: ot “vysokomeriya” k boikotu [U.S.-China Technological Rivalry: From “Arrogance” to Boycott]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2020, vol. 64, no. 12, pp. 70-77.] Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-12-70-77

18. Богаевская О.В., Борисова А.Р. и др. Третий год Трампа в Белом доме: идейный раскол и международная конфликтность. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2020, № 1, сс. 23-50. [Bogaevskaya O.V., Borisova A.R. i dr. Tretii god Trampa v Belom dome: ideinyi raskol i mezhdunarodnaya konfliktnost' [The Third Year of Trump in the White House: Ideological Divisions and the International Conflict]. Analysis and Forecasting. IMEMO Journal, 2020, no. 1, pp. 23-50.] DOI: 10.20542/afij-2020-1-23-50

19. The US Tightens Export Controls, Targeting China. Available at: https://www.wilmerhale.com/en/insights/client-alerts/20180802-the-us-tightens-export-controls-targeting-china (accessed 21.12.2020).

20. Executive Order on Securing the Information and Communications Technology and Services Supply Chain. 15.05.2019. Available at: https://www.govinfo.gov/content/pkg/FR-2019-05-17/pdf/2019-10538.pdf (accessed 30.10.2020).

21. Interim National Security Strategic Guidance. March 3, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/03/03/interim-national-security-strategic-guidance/ (accessed 09.03.2021).

22. The Bill Aims to Imbue Democratic Values in Technologies. Available at: https://www.nextgov.com/cio-briefing/2021/03/bill-aims-counter-china-international-technology-partnership/172481/ (accessed 09.03.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх