Бельгия на пути к конфедерации: проблемы и перспективы

 
Код статьиS013122270016889-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-7-80-88
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Дипломатическая академия МИД России
Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №7
Страницы80-88
Аннотация

В статье проанализированы причины и основные направления трансформации бельгийской федерации и политической системы Бельгии. Выявлены факторы как способствующие, так и препятствующие постепенному “дрейфу” страны в  направлении конфедеративного устройства. Развивающаяся децентрализация позволяет минимизировать издержки поэтапного разделения двух основных общностей, населяющих Бельгию, вместе с  тем создавая условия для дальнейшего углубления раскола. Пандемия COVID-19 способствовала кристаллизации указанных противоречивых тенденций, не препятствуя их дальнейшему развитию.

Ключевые словаБельгия, федерация, конфедерация, Фландрия, Валлония, децентрализация, европейская интеграция
Дата публикации23.09.2021
Кол-во символов32018
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Среди многонациональных европейских стран Бельгийское королевство занимает особое место. Преобразование Бельгии в 1994 г. из унитарного в федеративное государство стало, безусловно, значительной, но далеко не последней вехой в трансформации бельгийского государственного устройства, которая продолжается и сегодня. Перспективы такой эволюции, как и ее отдаленные последствия, до конца не ясны. Парадоксальным образом, несмотря на крупные политические кризисы последнего времени, эта относительно небольшая страна Европы продолжает демонстрировать высокие темпы роста экономики и остается донором Европейского союза. С учетом изменений, переживаемых политической системой Бельгии, представляется интересным обратиться к комплексному рассмотрению данной проблематики, заострив внимание на анализе причин и основных направлений трансформации бельгийской федерации, а также на выявлении факторов, усугубляющих или, наоборот, сдерживающих развитие разделительных тенденций в стране.
2

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТРАНСФОРМАЦИИ БЕЛЬГИЙСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ

3 Специфика исторического, экономического и культурного развития предопределила разделение Бельгийского королевства на две основные части – франкоязычную Валлонию и говорящую на нидерландском языке Фландрию, создав основу для федерализации и дальнейшего формального разъединения двух культурно-лингвистических общностей страны [1]. Земли, входящие сегодня в состав единой Бельгийкой федерации, изначально отличались друг от друга по своему ландшафту – если Север был равнинным, благоприятным для земледелия, открытым морским просторам пространством, то Юг – замкнутым и гористым. Местные племена испытывали на себе влияние культур различных европейских народов. Будущую Бельгию не обошли стороной и религиозные расколы, из-за которых северные земли оказались населенными в основном протестантами, тогда как на юге доминировали католики.
4 В 1830 г. Бельгия, получив независимость от Нидерландов, впервые обретает собственную правосубъектность и становится централизованным государством с монархической формой правления. Единственным государственным языком признается французский, несмотря на то что подавляющее большинство в королевстве составляли не только франкоязычные валлоны, но и говорящие по-нидерландски фламандцы. Характер такого государственного устройства был обусловлен прежде всего недавним сильным влиянием Франции, а также разрывом в уровнях социально-экономического развития между Фландрией и Валлонией в пользу последней [2, сc. 256-259].
5 За годы существования единого бельгийского государства происходило постепенное изменение соотношения сил между двумя крупнейшими частями Бельгии, создавая основу для пересмотра системы языкового и административного доминирования франкофонов. После окончания Второй мировой войны эти тенденции начали проявляться особенно активно. Причинами дальнейших перемен стал упадок угольной, сталелитейной промышленности и тяжелой металлургии Валлонии вследствие перехода на другие виды сырья и новые энергоносители, а также создания в 1951 г. Европейского объединения угля и стали. Ощутимый удар по этим отраслям Валлонии был нанесен мировым энергетическим кризисом 1973–1975 гг. В отличие от франкофонной провинции экономика Фландрии в послевоенный период стала чувствовать себя лучше, чем до войны. Важную роль в экономическом развитии этой области Бельгии сыграли вторые по значению северные морские ворота Европы – порт Антверпен, через который в соответствии с планом Маршалла в Западную Европу потекли товары из США, а также американские капиталы, привлеченные благоприятным инвестиционным климатом и относительно дешевой тогда рабочей силой. К 1970 г. Фландрия превзошла по уровню дохода на душу населения сначала Валлонию, а в 1988 г. – самый развитый бельгийский регион – Брюссель [3].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 557

Оценка читателей: голосов 0

1. Бирюков С.В. Бельгийский федерализм как модель кризиса европейского федерализма. Вестник Московского Университета. Серия 18. Социология и политология, 2009, № 4, cс. 21-37. [Biryukov S.V. Bel'giiskii federalizm kak model' krizisa evropeiskogo federalizma [Belgian Federalism as a model of the crisis of European federalism]. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, 2009, no. 4, pp. 21-37.]

2. Швейцер В.Я., под ред. Государства Альпийского региона и страны Бенилюкс в меняющейся Европе. Москва, Весь мир, 2009. 544 с. [Shveitser V.Ya., ed. Gosudarstva Al'piiskogo regiona i strany Benilyuks v menyayushcheisya Evrope [Alpine States and Benelux countries in a changing Europe]. Moscow, Ves' mir, 2009. 544 p.]

3. Vandermotten Ch. Les configurations de l’espace economique. Une Belgique prospere en crise politique 2010–2011. OpenEdition Journals. Available at: https://journals.openedition.org/echogeo/12359?lang=en (accessed 08.09.2020).

4. Lionel Artige. La Wallonie est-elle vraiment distancée par la Flandre? 07 avril 2014. Available at: https://www.rtbf.be/info/opinions/detail_la-wallonie-est-elle-distancee-par-la-flandre?id=8241261 (accessed 20.11.2020).

5. Arcq E., de Coorebyter V, Istasse C. Fédéralisme et confédéralisme. Dossiers du CRISP 2012/1, no. 79. 125 p. Available at: https://www.cairn.info/revue-dossiers-du-crisp-2012-1-page-11.htm (accessed 10.11.2020).

6. Étude sur la répartition des pouvoirs entre l'Union européenne, les États membres et les collectivités régionales et locales. Institut universitaire européen de Florence. 379 p. Available at: https://cor.europa.eu/en/engage/studies/Documents/Study-Division-Powers/Etude-repartition-des-pouvoirs_FR.pdf (accessed 10.11.2020).

7. Forniès D. Confederal Belgium in the making? Nationalia, 20.05.2019. Available at: https://www.nationalia.info/new/11215/confederal-belgium-in-the-making (accessed 20.11.2020).

8. Wynsberghe C. Van. The Belgian “Example”. Weaknesses of the Federal Formula as Implemented in Belgium. Catholic University of Louvain, Department of Social and Political Sciences. Available at: https://dial.uclouvain.be/pr/boreal/object/boreal:123519/datastream/PDF (accessed 05.11.2020).

9. Witvrouw F. Stephanie D'Hose, nouvelle présidente du Sénat. Available at: https://www.lecho.be/economie-politique/belgique/federal/stephanie-d-hose-nouvelle-presidente-du-senat/10255936.html (accessed 20.12.2020).

10. Осколков П.В. Правый популизм в Европейском союзе. Москва, Институт Европы РАН, 2019. 164 с. [Oskolkov P.V. Pravyi populizm v Evropeiskom soyuze [Right-wing populism in the European Union]. Moscow, Institut Evropy RAN, 2019. 164 p.]

11. Jamart A. Belgique: laboratoire de l’Europe ou pays brisé? Esprit, Janvier 2012. Available at: https://esprit.presse.fr/article/annick-jamart/belgique-laboratoire-de-l-europe-ou-pays-brise-36593 (accessed 20.11.2020).

12. La sixième réforme de l’Etat. Available at: https://www.belgium.be/fr/la_belgique/connaitre_le_pays/histoire/la_belgique_a_partir_de_1830/constitution_de_l_etat_federal/sixieme_reforme_etat#transfert_competences (accessed 02.10.2020).

13. Qui fait quoi en matiere de soin de sante. Available at: https://www.rtbf.be/info/belgique/detail_refederaliser-la-sante-encore-faut-il-savoir-qui-fait-quoi?id=9942353 (accessed 20.11.2020).

14. Les Belges jugent la crise dans notre grand sondage: la claque pour De Block, Wilmès convainc, Emmanuel André superstar. Available at: https://www.ln24.be/2020-06-09/les-belges-jugent-la-crise-la-claque-pour-de-block-wilmes-convainc-emmanuel-andre (accessed 10.11.2020).

15. Stroobants J.-P. En Belgique, l’absence de gouvernement depuis un an ne pénalise pas l’activité. Le Monde, 22.01.2020. Available at: https://www.lemonde.fr/economie/article/2020/01/22/en-belgique-l-absence-de-gouvernement-ne-penalise-pas-l-activite_6026808_3234.html (accessed 20.11.2020).

16. Mieux légiférer en Europe: Belgique/2008. Available at: https://www.oecd.org/gov/regulatory-policy/45393872.pdf (accessed 20.10.2020).

17. Faniel J., Sägesser C. La Belgique entre crise politique et crise sanitaire (mars-mai 2020). Courrier hebdomadaire du CRISP 2020/ 2, no. 2447, pp. 5-46. Available at: https://www.cairn.info/revue-courrier-hebdomadaire-du-crisp-2020-2-page-5.htm (accessed 18.11.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх