Опыт институционализации и уровень здоровья как факторы поведения привязанности у детей в замещающих семьях

 
Код статьиS020595920002249-9-1
DOI10.31857/S020595920002249-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Адыгейский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Должность: профессор
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 1
Страницы47-58
Аннотация

Проведено сравнительное исследование проявления поведения привязанности у детей с разным уровнем здоровья, имеющих опыт институционализации, после их принятия в замещающие семьи. Группу детей в замещающих (приемных и опекунских) семьях составили 196 человек (104 ребенка – типично развивающихся и 92 ребенка – с ограниченными возможностями здоровья; возраст – 4–10 лет), в биологических семьях – 125 детей (65 – типично развивающихся и 60 – с ограниченными возможностями здоровья; возраст – 4–13 лет). Исследование осуществлялось с помощью методики оценки негативных проявлений поведения привязанности (Attachment Disorder Сhecklist). Определено, что отрицательные проявления поведения привязанности у детей зависят от типа замещающей семьи, наличия ограниченных возможностей здоровья, а также пола ребенка (больше у мальчиков). Установлено, что у детей с опытом институционализации, проживающих в течение месяца в замещающих семьях, значения общих и частных отрицательных проявлений поведения привязанности в среднем выше по сравнению с детьми, от рождения воспитывающихся в семьях биологических родителей. Полученные результаты описаны с позиции представлений о роли первичного социально-эмоционального окружения в формировании у детей паттернов поведения привязанности. Высказано предложение о необходимости психологического сопровождения и поддержки взаимодействия ранее депривированных детей с замещающими родителями с целью формирования у них адаптивных стратегий поведения и паттернов привязанности.

Ключевые словадети, опыт институционализации, замещающая семья, поведение привязанности.
Получено26.02.2019
Дата публикации26.02.2019
Кол-во символов30950
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Работы последних лет о детях, воспитывающихся в сиротских учреждениях, показывают, насколько глубоко наблюдаемые в них депривационные условия влияют на различные области развития ребенка [15; 23; 28], в том числе его социально-эмоциональное развитие, поведение [23; 26], а также способность формирования отношений привязанности с близким взрослым [8; 30]. Существует немало работ, направленных на изучение развития и поведения детей при изменении условий проживания с институциональных на семейные. Основная часть таких исследований посвящена международному усыновлению [26; 29]. В большинстве своем это срезовые исследования, изучающие детей определенных возрастов. Среди лонгитюдных необходимо выделить работы группы М. Раттера, изучавшей детей-сирот из Румынии, усыновленных британскими семьями [26; 27]. Авторам удалось выделить особые изменения поведения у этих детей, которые были объединены в депривационно-специфический психологический паттерн (deprivation-specific psychological pattern) или институциональный депривационный синдром, включающий, наряду с расстройством внимания и гиперактивностью, общими когнитивными нарушениями и квази-аутичным поведением, нарушение привязанности по расторможенному типу [26].
2 Подавляющее большинство российских исследований, посвященных замещающим семьям, направлено на изучение системы отбора кандидатов в замещающие родители [4; 10], диагностики их личностных особенностей [5], психологического сопровождения замещающих семей [7]. Исследования детей, переданных на воспитание в отечественные замещающие семьи (приемные и семьи усыновителей) немногочисленны, и представлены работами, направленными на изучение их социально-психологической адаптации [11], развития [1] и поведения [2], состояния и характеристик личности [9], а также факторов риска возврата приемного ребенка [3].
3 Анализ литературы свидетельствует, что исследований, направленных на изучение поведения, в том числе поведения, связанного со сформированным типом привязанности, у детей в отечественных замещающих семьях, немного. В российско-американском лонгитюдном исследовании детей с опытом ранней депривации изучались различные стороны поведения и его нарушений у детей, переведенных из домов ребенка Санкт-Петербурга в российские замещающие семьи или в семьи усыновителей в США [22]. В том числе в связи со спецификой социального окружения дома ребенка – типичного или семейного типа [20], а также в связи с возрастом перевода в семью и типом российской замещающей семьи [21]. В тоже время число работ, посвященных изучению поведения детей с долговременным опытом институционализации, включая воспитание в детском доме, при переводе в замещающую семью, ограничено и представлено, в частности, анализом случая расстройства поведения у подростка в приемной семье [13]. В известной нам отечественной литературе наблюдается недостаток исследований, направленных на изучение поведения привязанности, включая его негативные проявления, у детей в замещающих семьях. При этом исследование данной проблемы представляет собой большую значимость как для понимания закономерностей психического развития ребенка с опытом проживания в депривационных условиях, так и для решения проблем детско-родительских отношений в замещающих семьях и совершенствования системы их психологического сопровождения.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 248

Оценка читателей: голосов 0

1. Закиров Ф. И. Сравнительный анализ состояния нервно-психического развития детей, воспитывающихся в домах ребенка и находящихся в приемной семье // Аспирантский вестник Поволжья, 2014. № 56. С. 39–42.

2. Иванова С. П. Межличностные отношения детей в замещающей семье как фактор отклоняющегося поведения // Психолого-педагогические проблемы девиантного поведения личности: исследования, профилактика, преодоление (Материалы Международной научно-практической конференции) / Под ред. Д. Я. Грибановой, 2015. С. 39–52.

3. Куфтяк Е. В. Замещающая семья: факторы риска возврата приемного ребенка // Семейная психология и семейная терапия, 2012. № 4. С. 44.

4. Махнач А. В., Лактионова А. И., Постылякова Ю. В. Роль ресурсности семьи при отборе кандидатов в замещающие родители // Психологический журнал, 2015. Т. 36. № 1. С. 108–122.

5. Мелешева Ю. Б. Личностные особенности кандидатов в замещающие родители // Психология образования в поликультурном пространстве, 2013. Т. 4. № 24. С. 90–95.

6. Николаева Е. И., Меренкова В. С. Психологические и психофизиологические механизмы влияния качества ухода за ребенком на его здоровье // Психологический журнал, 2015. Т. 36. № 3. С. 49–56.

7. Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии, 2001. № 4. С. 39–52.

8. Плешкова Н. Л., Мухамедрахимов Р. Ж. Отношение привязанности у детей в семьях и домах ребенка // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / Под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 220–240.

9. Попова Т. А. Эмоционально-личностные особенности подростков из детского дома, родительской и патронатной семьи // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки, 2014. № 1. С. 162175.

10. Поставнев В. М., Поставнева И. В. Психологическая готовность кандидатов в приемные родители / Монография. М.: Экон-Информ, 2015.

11. Прядко Н. А., Бережная О. В. Адаптация ребенка в условиях замещающей семьи // Вестник Ставропольского государственного университета, 2011. Вып. 73. С. 155–160.

12. Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов (F94) // МКБ 10 – Международная классификация болезней 10-го пересмотра: Онлайн версия Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, 1999. URL: http://mkb-10.com/index.php?pid=4465 (дата обращения: 15.02.2017).

13. Ремизова Л. В. Несоциализированное расстройство поведения у подростка в приемной семье (клинический случай) // Прикладные информационные аспекты медицины, 2014. Т. 17. № 1. С. 152–155.

14. Сорокин В. М. Психологическое содержание реакций родителей на факт рождения больного ребенка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2008. Вып. 3. С. 166–171.

15. Чернего Д. И., Васильева М. Ю., Солодунова М. Ю., Никифорова Н. В., Пальмов О. И., МакКолл Р.Б., Гроарк К., Мухамедрахимов Р. Ж. Психологическое развитие недоношенных детей, воспитывающихся в домах ребенка разного типа // Психологический журнал, 2017. № 1. С. 55–65.

16. Ainsworth M. D.S., Blehar M., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the Strange Situation. NJ: Erlbaum, 1978.

17. Bowlby J. Attachment and loss: Volume 1 Attachment. NY: Tavistock Institute of Human Relations, 1969/1982.

18. Brown J. D., Rodger S. Children with disabilities: Problems faced by foster parents // Children and Youth Services Review, 2009. V. 31. P. 40–46.

19. Chaffin M., Hanson R., Saunders B. E., Nichols T., Barnett D., Zeanah Ch., Berliner L., Egeland B., Newman E., Lyon T., LeTourneau E., Miller-Perrin C. Report of the APSAC Task Force on Attachment Therapy, Reactive Attachment Disorder, and Attachment Problems // Child Maltreatment, 2006. V. 11. № 1. P. 76–89.

20. McCall R.B., Muhamedrahimov R. J., Groark C. J., Palmov O. I., Nikiforova N. V., Salaway J. L., Julian M. M. The development of children placed into different types of Russian families following an institutional intervention // International Perspectives in Psychology: Research, Practice, Consultation, (2016). V. 5(4). P. 255–270.

21. McCall R.B., Muhamedrahimov R. J., Groark C. J., Palmov O. I., Nikiforova N. V., Salaway J. L., Julian M. M. The development of post-institutionalized vs. parent-reared Russian children as a function of age at placement and family type // Development and Psychopathology, 2016b. V. 8(1). P. 251–264.

22. Muhamedrahimov R. J., Agarkova V. V., Vershnina E. A., Palmov O. I., Nikiforova N. V., McCall R.B., Groark C. J. Behavior problems in children transferred from a socioemotionally depriving institution to St. Petersburg (Russian Federation) families // Infant Mental Health Journal, 2014. V. 35. № 2. P. 111–122.

23. Nelson Ch.A., Fox N. A., Zeanah Ch. H. Romania’s Abandoned Children: Deprivation, Brain Development, and the Struggle for Recovery. Cambridge, MA, USA: Harvard University Press, 2014.

24. O’Connor T. G. Attachment disorders in infancy and childhood // Child and Adolescent Psychiatry: Modern Approaches (4th ed.) / Eds: Rutter M., Taylor E. Oxford, UK: Blackwell Scientific publications, 2002. P. 776–792.

25. Reber K. Children at Risk for Reactive Attachment Disorder: Assessment, Diagnosis and Treatment // Progress: Family Systems Research and Therapy, 1996. V. 5. P. 83–98.

26. Rutter M., Beckett C., Castle J., Colvert E., Kreppner J., Mehta M., et al. Effects of profound early institutional deprivation: An overview of findings from a UK longitudinal study of Romanian adoptees // International advances in adoption research for practice / Eds: Wrobel G., Neil B. Chichester, UK: John Wiley & Sons, 2009. P. 147–168.

27. Rutter M., Sonuga-Barke E.J., Castle J. Investigating the impact of early institutional deprivation on development: background and research strategy of the English and Romanian adoptees (ERA) study // Monographs of the Society for Research in Child Development, 2010. V. 75. № 1. P. 120.

28. The St. Petersburg–USA Orphanage Research Team. The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children // Monographs of the Society for Research in Child Development, 2008. V. 73.

29. Van IJzendoorn M.H., Juffer F. Adoption as intervention: Meta-analytic evidence for massive catch-up and plasticity in physical, socio-emotional and cognitive development // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2006. V. 47. P. 1228–1245.

30. Vorria P., Papaligoura Z., Dunn J., van IJzendoorn M.H., Steele H., Kontopoulou A., Sarafidou Y. Early experiences and attachment relationships of Greek infants raised in residential group care // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2003. V. 44(8). P. 1208–1220.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх