Международное конвенциональное регулирование частных военизированных и охранных компаний

 
Код статьиS013122270015672-0-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-5-95-106
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт международных исследований МГИМО МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №5
Страницы95-106
Аннотация

В статье рассматриваются предпосылки разработки конвенционального документа ООН о  частных военизированных и охранных компаниях (ЧВОК). Ставится вопрос о заинтересованных в создании такого документа акторах, и через призму противоречий, связанных с разработкой международно-правовых норм в отношении как уже известного явления – наемничества, так и новых военно-силовых структур. Делается попытка объяснить, почему конвенция осталась на уровне проекта. Анализируются проблемы определения статуса ЧВОК и  отделения их от таких незаконных акторов, как наемники. Исследуются трудности, связанные с продвижением международной конвенции ООН по регулированию, надзору и контролю над деятельностью ЧВОК, которые возникают как в научном сообществе, так и внутри самой ООН.

Ключевые слованегосударственные акторы, частные военизированные и охранные компании (ЧВОК), наемники, ООН, вооруженные конфликты, частные силовые функции, международно-правовое регулирование, приватизация права.
Источник финансированияМатериал подготовлен в рамках гранта ИМИ МГИМО № 1921-01-07: “Новые формы стратегической конкуренции великих держав в XXI веке” по направлению “Анализ и прогнозирование эволюции международных отношений в контексте смены технологического уклада”.
Дата публикации27.06.2021
Кол-во символов43163
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Отсутствие общепринятой единообразной практики привлечения государствами частных военизированных и охранных компаний (ЧВОК) на контрактной основе на международном уровне в условиях вооруженного конфликта, а также при проведении миротворческих операций зачастую чревато негативными последствиями. Приватизация такими компаниями государственных услуг в сфере безопасности в отсутствии должного регулирования затрагивает основные права и свободы человека, ставит его безопасность под угрозу. Международная конвенция о контроле, надзоре и мониторинге за частными военизированными и охранными компаниями, разработанная Рабочей группой ООН [1], или иной международный юридически обязывающий документ представляются важным шагом для создания эффективного механизма регулирования деятельности частных военизированных компаний на основе норм международного права.
2 Одновременно с трансформацией сферы безопасности и появления в ней новых акторов существует проблема эволюции правовой действительности. На международное право сегодня оказывают влияние не только государства, но и бизнес. То есть “в настоящее время формирование и имплементация международного права все в большей степени зависят не от традиционных политических властей, а от частных лиц” [2, c. 40]. Подобно тому, как и сфера услуг в области безопасности, которая в некоторой степени приватизирована ЧВОК, международное право также оказалось подвержено приватизации.
3 Наконец, неоднозначная оценка деятельности тех или иных ЧВОК постоянно приводит как к противоречиям при попытке разделить частные компании на охранные и военизированные, так и к привязыванию таких компаний к наемникам, статус которых уже закреплен в различных международных конвенциях и в национальном законодательстве многих стран1. Следствием этого становится путаница не только на научном, академическом и экспертном уровнях, но и в ООН, где также нет единообразия. Здесь часто возникает вопрос об эффективности ЧВОК, действующих на международном рынке безопасности и во время вооруженных конфликтов, и при их участии в гуманитарных и миротворческих миссиях в период постконфликтного восстановления. 1. Protocol Additional to the Geneva Conventions of 12 August 1949, and relating to the Protection of Victims of International Armed Conflicts (Protocol I). June 8, 1977; The UN International Convention Against the Recruitment, Use, Financing and Training of Mercenaries. December 4, 1989; The Organization of African Unity Convention for the Elimination of Mercenarism in Africa. July 3, 1977; South African Private Security Industry Regulation Act no 56 of 2001. January 25, 2002; Prohibition of Mercenary Activities and Prohibition and Regulation of Certain Activities in Areas of Armed Conflict bill no 27 of 2006. November 16, 2007.
4

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧВОК: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

5 За последние десятилетия сложился значительный объем научных исследований, посвященных самым разным аспектам, касающимся ЧВОК, месту и роли государства, а также проблемам в области соблюдения прав и свобод человека в связи с их действиями. Однако все исследователи так или иначе затрагивают несколько основных проблем. Первая касается истоков приватизационных тенденций в сфере безопасности, то есть причин бурного роста спроса на услуги ЧВОК. Многие ученые называют самые разные причины возникновения и усиления данного феномена. В целом, какие бы причины не стояли за истоками приватизационных тенденций и ростом спроса на услуги ЧВОК, очевидно, что данные процессы, охватив силовую сферу, привели к частичной приватизации и сферы регулирования данной области. Современную законодательную систему сегодня институционально дополняют организации, которые либо представляют альтернативу, либо подменяют государственные институты, – кодексы поведения или саморегуляции бизнеса [2, c. 40]. Образцом перетекания приватизационных тенденций в военно-силовом бизнесе сегодня служит Международный кодекс поведения ЧВОК, принятый 9 ноября 2010 г. [3].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 815

Оценка читателей: голосов 0

1. Draft International Convention on the Regulation, Oversight and Monitoring of Private Military and Security Companies. July 13, 2009. Available at: https://mgimo.ru/files/121626/draft.pdf (accessed 25.07.2020).

2. Энтин М.Л., Энтина Е.Г. Обратно в юридическое средневековье? Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, 2018, № 2 (69), cc. 35-43. [Entin M.L., Entina E.G. Obratno v yuridicheskoe srednevekov'e? [Back to The Middle Age Law?]. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2018, no. 2 (69), cc. 35-43.]

3. International Code of Conduct for Private Security Service Providers. November 9, 2010. Available at: https://studylib.net/doc/14926477/international-code-of-conduct-for-private-security-service (accessed 27.07.2020).

4. Gumedze S. Pouring old wine into new bottles? The debate around mercenaries and private military and security companies. Elimination of Mercenarism in Africa: A Need for a New Continental Approach. Gumedze S., ed. Institute for Security Studies (ISS), Monograph series, 2008, no. 147, pp. 21-44. Available at: https://www.files.ethz.ch/isn/103672/MONO147FULL.pdf (accessed 27.07.2020).

5. Саваськов П.В., Сафранчук И.А. Новые аспекты военной безопасности: Пиратство и частные военные (силовые) компании. Современные международные отношения. Учебник МГИМО (У) МИД РФ. Торкунов А.В., Мальгин А.В., ред. Москва, АСПЕКТ ПРЕСС, 2012, сс. 519-537. [Savas’kov P.V., Safranchuk I.A. Novye aspekty voennoi bezopasnosti: Piratstvo I chastnye voennye (silovye) kompanii [New Aspects of Military Security: Piracy and Private Military (Security) Companies]. Sovremennye mezhdunarodnye otnosheniya. Uchebnik MGIMO (U) MID RF [Modern International Relations. Tutorial of MGIMO (U) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation]. Torkunov A.V., Mal’gin A.V., eds. Moscow, ASPEKT PRESS, 2012. pp. 519-537.]

6. Lumina C. Counting the cost: the impact of corporate warfare on the human rights of women and children in Africa. Elimination of Mercenarism in Africa: A Need for a New Continental Approach. Gumedze S., ed. Institute for Security Studies (ISS), Monograph series, 2008, no. 147, pp. 101-120. Available at: https://www.files.ethz.ch/isn/103672/MONO147FULL.pdf (accessed 27.07.2020).

7. Сырхаев А. Приватизация войны в США. История государства и права, 2012, № 16, cc. 46-48. [Syrkhaev A. Privatizatsiya voiny v SShA [Privatization of War in USA]. Istoriya gosudarstva i prava, 2012, no. 16, pp. 46-48.]

8. Coady C.A.J. Mercenary Morality. International Law and Armed Conflict. Conference Proceedings. ARSP. Beiheft, no. 46. Bradney A.G.D., ed. Stuttgart, Franz Steiner Verlag, 1992, pp. 55-71.

9. Mandel R. Armies Without States: the Privatization of Security. London, Lynne Rienner Publishers, 2002.169 p.

10. Fallah K. Corporate Actors: the Legal Status of Mercenaries in Armed Conflict. International Review of the Red Cross, 2006, vol. 88, no. 863, pp. 599-611.

11. Shearer D. Outsourcing War. Foreign Policy, 1998. Available at: https://foreignpolicy.com/1998/09/15/outsourcing-war/ (accessed 27.07.2020).

12. Ndlovu-Gatsheni J.S., Dzinesa A.G. One man’s volunteer is another man’s mercenary? Mapping the extent of mercenarism and its impact on human security in Africa. Elimination of Mercenarism in Africa: A Need for a New Continental Approach. Gumedze S., ed. Institute for Security Studies (ISS). Monograph series, 2008, no. 147, pp. 75-91. Available at: https://www.files.ethz.ch/isn/103672/MONO147FULL.pdf (accessed 27.07.2020).

13. Schwartz M. The Department of Defense’s Use of Private Security Contractors in Afghanistan and Iraq: Background, Analysis, and Options for Congress. Congressional Research Service. Report for Congress. May 2011. 23 p. Available at: http://www.fas.org/sgp/crs/natsec/R40835.pdf (accessed 27.07.2020).

14. Protocol Additional to the Geneva Conventions of 12 August 1949, and relating to the Protection of Victims of International Armed Conflicts (Protocol I). June 8, 1977. Available at: https://www.icrc.org/en/doc/assets/files/other/icrc_002_0321.pdf (accessed 25.07.2020).

15. The Organization of African Unity Convention for the Elimination of Mercenarism in Africa. July 3, 1977. Available at: https://au.int/sites/default/files/treaties/37287-treaty-0009_-_oau_convention_for_the_elimination_of_mercenarism_in_africa_e.pdf (accessed 25.07.2020).

16. International Covenant on Civil and Political Rights. December 16, 1966. Available at: https://www.ohchr.org/en/professionalinterest/pages/ccpr.aspx (accessed 27.07.2020).

17. International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights, International Covenant on Civil and Political Rights. December 16, 1966. Available at: https://www.ohchr.org/en/professionalinterest/pages/cescr.aspx (accessed 27.07.2020).

18. The UN International Convention Against the Recruitment, Use, Financing and Training of Mercenaries. December 4, 1989. Available at: https://legal.un.org/avl/ha/icruftm/icruftm.html (accessed 25.07.2020).

19. Report submitted by Mr. Enrique Bernales Ballesteros, Special Rapporteur. The right of peoples to self-determination and its application to peoples under colonial or alien domination or foreign occupation. Use of mercenaries as a means of violating human rights and impeding the exercise of the right of peoples to self-determination. United Nations. Economic and Social Council. Doc. UN E/CN.4/2004/15. December 24, 2003. 21 p. Available at: https://ap.ohchr.org/documents/dpage_e.aspx?m=105 (accessed 27.07.2020).

20. Fact Sheet no. 28. The Impact of Mercenary Activities on the Right of Peoples to Self-Determination. UN Office of the High Commissioner for Human Rights (OHCHR). March 2002. Available at: https://www.refworld.org/docid/479477460.html (accessed 27.07.2020).

21. Resolution Adopted by the General Assembly 54/151 on the report of the Third Committee (A/54/604). Use of mercenaries as a means of violating human rights and impeding the exercise of the right of peoples to self-determination. United Nations. General Assembly. Doc. UN A/RES/54/151. February 29, 2000. 3 p. Available at: https://undocs.org/pdf?symbol=en/A/RES/54/151 (accessed 27.07.2020).

22. Human Rights Resolution 2005/2: The Use of Mercenaries as a Means of Violating Human Rights and Impeding the Exercise of the Right of Peoples to Self-determination, UN Commission on Human Rights. Doc. UN E/CN.4/RES/2005/2. April 7, 2005. 6 p. Available at: https://www.refworld.org/docid/45377c39c.html (accessed 27.07.2020).

23. Note by the United Nations High Commissioner for Human Rights. The right of peoples to self-determination and its application to peoples under colonial or alien domination or foreign occupation. United Nations. Economic and Social Council. Doc. UN E/CN.4/2005/23. January 18, 2005. 26 p. Available at: https://ap.ohchr.org/documents/alldocs.aspx?doc_id=10740 (accessed 27.07.2020).

24. Badell-Sánchez D. The Age of Outsourcing: UN Peacekeeping Operations. Peacekeeping: Global Perspectives, Challenges and Impacts. Fernández Sánchez P.A., ed., New York, Nova Science Publishers, Inc, 2018, pp. 125-138.

25. Небольсина М.А. Сотрудничество ООН с ЧВОК в миротворческих миссиях и в операциях по постконфликтному восстановлению. Дискурс, политика, управление. Материалы IX Конвента РАМИ. Мальгин А.В., ред. Москва, МГИМО-Университет, 2016, cc. 17-27. [Nebol'sina M.A. Sotrudnichestvo OON s ChVOK v mirotvorcheskikh missiyakh i v operatsiyakh po postkonfliktnomu vosstanovleniyu [Cooperation of the UN with PMSCs in peacekeeping missions and post-conflict reconstruction]. Diskurs, politika, upravlenie. Materialy IX Konventa RAMI [Discourse, politics, management. Proceedings of the IX RAMI Convention]. Mal'gin A.V., ed. Moscow, MGIMO-University, 2016, pp. 17-27.]

26. Transforming Wartime Contracting. Controlling Costs, Reducing Risks. Final Report to Congress, August 2011. 248 p. Available at: https://www.hsdl.org/?abstract&did=685405 (accessed 27.07.2020).

27. Schahill J. Blackwater. The Rise of the World’s Most Powerful Mercenary Army. New York, Nation books, 2008. 480 p.

28. Resolution adopted by the Human Rights Council 15/26. Open-ended intergovernmental working group to consider the possibility of elaborating an international regulatory framework on the regulation, monitoring and oversight of the activities of private military and security companies. United Nations. Human Rights Council. Doc. UN A/HRC/RES/15/26. October 7, 2010. 2 p. Available at: https://ap.ohchr.org/documents/dpage_e.aspx?si=A/HRC/RES/15/26 (accessed 07.07.2020).

29. Королькова Е.Е. Международно-правовое регулирование деятельности частных военных и охранных компаний. Дисс. канд. юр. наук. Москва, 2019. 217 с. [Korol'kova E.E. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie deyatel'nosti chastnykh voennykh i okhrannykh kompanii. Diss. kand. yur. nauk [International Legal Regulation of Private Military and Security Companies. Cand. Diss. (Juridical Sciences)]. Moscow, 2019. 217 p.]

30. Report of the open-ended intergovernmental working group to consider the possibility of elaborating an international regulatory framework on the regulation, monitoring and oversight of the activities of private military and security companies on its sixth session. A/HRC/36/36. August 4, 2017. 9 p. Available at: https://ap.ohchr.org/documents/dpage_e.aspx?si=A/HRC/36/36 (accessed 27.07.2020).

31. Resolution Adopted by the Security Council 1540 (2004). United Nations. Security Council. Doc. UN S/RES/1540 (2004). April 28, 2004. 4 p. Available at: https://undocs.org/S/RES/1540 (2004) (accessed 27.07.2020).

32. Progress report of the open-ended intergovernmental working group to elaborate the content of an international regulatory framework, without prejudging the nature thereof, to protect human rights and ensure accountability for violations and abuses relating to the activities of private military and security companies on its first session. A/HRC/42/36. July 16, 2019. 15 p. Available at: https://ap.ohchr.org/documents/dpage_e.aspx?si=A/HRC/42/36 (accessed 27.07.2020).

33. Remarks by Gabor Rona. UN Working Group on the Use of Mercenaries, Montreux +5 Conference, December 11–13, 2013. Available at: https://newsarchive.ohchr.org/EN/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=14105&LangID=E (accessed 27.07.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх