Сетевая текстура мировой политики: трансрегионализм БРИКС

 
Код статьиS013122270013265-2-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-11-124-131
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Преподаватель
Аффилиация: МГИМО (Университет) МИД России
Адрес: РФ, 119454 Москва, пр-т Вернадского, 76
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №11
Страницы124-131
Аннотация

В постоянно усложняющемся мире неформальные, гибкие, уравновешенные, кооперационные, ресурсоемкие и многоуровневые трансрегиональные сети становятся эффективным форматом складывающейся системы глобального управления. Одним из таких объединений является БРИКС. Опираясь на системный подход, автор анализирует природу, потенциал, ресурсы, механизмы и институты БРИКС, ставшего важным элементом глобального управления. В условиях нарастающей конкуренции со стороны других трансрегиональных объединений и проектов БРИКС стремится использовать открытость своей сети, инициируя “БРИКС+”, который представляет собой еще более сложную сеть взаимодействий, способную обеспечить пятерке лидерство в мировой политике.

Ключевые словаБРИКС, трансрегионализм, сетевой подход, сеть, мировая политическая система, глобальное управление
Получено29.12.2020
Дата публикации29.12.2020
Кол-во символов28257
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Современная мировая политическая система переживает сложные структурные трансформации и на уровне [1] национальных государств, столкнувшихся с обострением проблем внутренней и международной безопасности; и системы международных отношений, переживающей сложное волнообразное движение к полицентричности; и самой Вестфальской системы мира, находящейся под влиянием противоречий по линии трендов упорядочивания и хаотизации, глобализации и изоляционизма, интеграции и дезинтеграции, демократизации и дедемократизации [2]. Сложное взаимодействие данных контртрендов Вестфаля значительно ускорило и усилило циклы стабилизации и дестабилизации мира. Более того, современный мир переживает не только экономические кризисы, но все чаще ‒ кризисы идентичности, глобальный кризис идей, способных оживить мировую экономику, стабилизировать политическое взаимодействие и задать траекторию дальнейшего глобального развития. Этот кризис связан и с наступлением так называемой “постзападной” реальности, в рамках которой разрастается дискурс о разложении западно-либеральной модели глобализации в условиях распространения другого дискурса – об эффективности незападных моделей – государственного капитализма, Пекинского консенсуса, Консенсуса Буэнос-Айреса, незападной/нелиберальной демократии и т.д.
2 В целом система международных отношений, основанная исключительно на силе и иерархии, доказала свою неэффективность с крушением биполярности, ускорением процессов глобализации и транснационализации, когда на смену ей пришел “глобальный рынок”, захвативший все – от экономики и культуры до политических и межличностных отношений. Но и эти рыночные принципы оказались далекими от формирования эффективной системы распределения благ, не спасли мир от дестабилизации и сформировали множество новых расколов по новым линиям Север‒Юг, Запад‒не-Запад, центр‒периферия и т.п. Недовольство эффективностью такой модели глобализации еще в 2000-е годы отразилось в риторике, прежде всего тех государств развивающегося мира, которые смогли преодолеть свою периферийность и вырваться в ранг двигателей мировой экономики, при этом не получив никакого международно-политического ресурса: новый расклад сил не отразился на положении этих государств ни в международных политических, ни в финансово-экономических институтах. “Рынок” не смог обеспечить “справедливые” правила игры, цементируя превосходство богатых и архаизацию мирового андеграунда, формируя иллюзию эффективности либеральной экономической модели, которая была безуспешно имплементирована в ряде регионов мира. Это привело к переоценке существующей структурной и институциональной конструкции системы международных отношений, в результате чего активно стали возникать формы взаимодействия нового типа, основанного на более справедливой системе влияния и обмена. Такой альтернативой стала сеть – сложная многоуровневая система взаимосвязей и взаимозависимостей, в результате которых происходит формирование “ворот” сети, через которые она взаимодействует с внешней средой. Формирование сетевого глобального пространства стало возможным в результате сопряжения нескольких одновременно действующих тенденций, главные из которых – глобализация, понимаемая в терминах транснационализации, региональная и трансрегиональная интеграция, в целом демократизация мира, а также расширяющиеся масштабы информационного постиндустриального уклада. Это легло в основу новой системы, принятую называть сетевой формой глобального управления [3]. Вместе с тем можно говорить и о трансформации всей системы политической организации мира в сетевой формат, находящийся в противоречии как со сформировавшейся рыночной системой, так и с элементами старой иерархизированной и институциональной системой международных отношений [4].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 891

Оценка читателей: голосов 0

1. Лебедева М.М. Система политической организации мира: “идеальный шторм”. Вестник МГИМО-Университета, 2016, № 2 (47), сс. 125-133. [Lebedeva M.M. Sistema politicheskoi organizatsii mira: “ideal'nyi shtorm” [System of World Political Organization: “Ideal Storm”]. MGIMO Review of International Relations, 2016, no. 2 (47), pp. 125-133.]

2. Лебедева М.М., под общ. ред. Метаморфозы мировой политики. Москва, МГИМО-Университет, 2012. 505 с. [Lebedeva M.M., ed. Metamorfozy mirovoi politiki [Metamorphoses of World Politics]. Moscow, MGIMO-Universitet, 2012. 505 p.]

3. Харкевич М.В. К вопросу о формах глобального управления в современной мировой политике. Вестник МГИМО-Университета, 2015, № 6, сс. 133-137. [Kharkevich M.V. K voprosu o formakh global'nogo upravleniya v sovremennoĭ mirovoĭ politike [Forms of Global Governance in Modern World Politics]. MGIMO Review of International Relations, 2015, no. 6, pp. 133-137.]

4. Гурова Т. Проблема XXI века. ЭкспертOnline, 17.09.2001. [Gurova T. Problema XXI veka [The Problem of the XXI Century]. ExpertOnline, 17.09.2001.] Available at: https://expert.ru/expert/2001/34/34ex-terror3_26340/ (accessed 19.12.2019).

5. Moaz Z., Terris L.G., Kuperman R.D., Talmud I. International Relations: A Network Approach. New Directions for International Relations: Confronting the Method-of-Analysis Problem. Mintz A., ed. Lexington, Yale University, 2003, pp. 35-64.

6. Таранова Н.В. Сетевой подход в исследованиях международных отношений и процесса глобализации. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2008, № 1, сс. 173-180. [Taranova N.V. Setevoi podkhod v issledovaniyakh mezhdunarodnykh otnoshenii i protsessa globalizatsii [Network Approach in the Study of International Relations and the Process of Globalization]. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 6, 2008, no. 1, pp. 173-180.]

7. Дегтярев Д.А. Сетевой анализ международных отношений. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2015, № 4, сс. 119-138. [Degtyarev D.A. Setevoi analiz mezhdunarodnykh otnoshenii [Network Analysis of International Relations]. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 6, 2015, no. 4, pp. 119-138.]

8. Мирошниченко И.В. Сетевой подход в политических исследованиях: содержание и направления развития. Человек. Сообщество. Управление, 2013, № 3, сс. 68-86. [Miroshnichenko I.V. Setevoi podkhod v politicheskikh issledovaniyakh: soderzhanie i napravleniya razvitiya [Network Approach in Political Research: Content and Directions of Development]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravleniye, 2013, no. 3, pp. 68-86.]

9. Сморгунов Л.В. Сетевой подход к политике и управлению. Полис. Политические Исследования, 2001, № 3, сс. 103-112. [Smorgunov L.V. Setevoi podkhod k politike i upravleniyu [Network Approach to Policy and Management]. Polis. Political Studies, 2001, no. 3, pp. 103-112.]

10. Borzel T. What's So Special About Policy Networks? An Exploration of the Concept and Its Usefulness in Studying European Governance. European Integration Online Papers (EIoP), 1997, no. 1 (16), pp. 1‑24.

11. Воскресенский А.Д., под. ред. Мировое комплексное регионоведение: учебник. Москва, Магистр, ИНФРА-М, 2014. 416 с. [Voskresenskii A.D., ed. Mirovoe kompleksnoe regionovedenie: uchebnik [World Comprehensive Regional Studies: A Textbook]. Moscow, Magistr, INFRA-M, 2014. 416 p.]

12. Singh S.P., Dube M. BRICS and the World Order: A Beginner’s Guide, 2017. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2443652 (accessed 19.12.2018).

13. Пильщиков Ю.С. Торговля между странами БРИКС: состояние и перспективы. KANT, 2016, № 4, сс. 175-182. [Pil'shchikov Yu.S. Torgovlya mezhdu stranami BRIKS: sostoyanie i perspektivy [Trade between the BRICS Countries: State and Prospects]. KANT, 2016, no. 4, pp. 175-182.]

14. Ильин И.В., Леонова О.Г. Зарубежные подходы к анализу феномена трансрегионализма БРИКС. Сравнительная политика, 2017, № 8 (2), сс. 130-139. [Il'in I.V., Leonova O.G. Zarubezhnye podkhody k analizu fenomena transregionalizma BRIKS. [Foreign Approaches to the Analysis of the Phenomenon of Transregionalism of BRICS]. Comparative Politics Russia, 2017, no. 8 (2), pp. 130-139.] DOI:10.18611/2221-3279-2017-8-2-130-139

15. Колдунова Е.В. Роль стран БРИКС в глобальном управлении. Сравнительная политика, 2014, № 5 (1(14)), сс. 60-64. [Koldunova E.V. Rol' stran BRIKS v global'nom upravlenii [Role of BRICS in Global Governance]. Comparative Politics Russia, 2014, no. 5 (1(14)), pp. 60-64.] Available at: https://doi.org/10.18611/2221-3279-2014-5-1 (14)-60-64

16. Панова В.И. БРИКС: проблемы взаимодействия и потенциал сотрудничества. Обозреватель-Observer, 2013, № 1, сс. 39-53. [Panova V.I. BRIKS: problemy vzaimodeistviya i potentsial sotrudnichestva [BRICS: Problems of Interaction and Cooperation Potential]. Obozrevatel'-Observer, 2013, no. 1, pp. 39-53.]

17. Лисоволик Я.Д. БРИКС-плюс: альтернативная глобализация? Валдайские записки, 2017, № 69. [Lisovolik Ya.D. BRIKS-plyus: al'ternativnaya globalizatsiya? [BRICS-Plus: Alternative Globalization?] Valdayskiye zapiski, 2017, no. 69.] Available at: https://ru.valdaiclub.com/a/valdai-papers/valdayskaya-zapiska-69/ (accessed 19.12.2018).

18. Кузнецов Д.А. Трансрегионализм как инструмент внешней политики ведущих держав. “25 лет внешней политике России”: сб. материалов Х Конвента РАМИ (Москва, 8−9 декабря 2016 г.). В 5 тт. Мальгин А.В., общ. ред. Москва, МГИМО-Университет, 2017. Т. 1, сс. 109-119. [Kuznetsov D.A. Transregionalizm kak instrument vneshnei politiki vedushchikh derzhav [Transregionalism as a Tool of Foreign Policy of the Leading World Powers]. “25 let vneshnei politike Rossii”: sb. materialov X Konventa RAMI [“25 Years of Russian Foreign Policy”: Materials of the X Convention RAMI] (Moscow, December 8−9, 2016). In Five Volumes]. Mal'gin A.V., ed. Moscow, MGIMO-University, 2017. Vol. 1, pp. 109-119.]

19. Rüland Jürgen. Balancers, Multilateral Utilities or Regional Identity Builders? International Relations and the Study of Interregionalism. Journal of European Public Policy, 2010, no. 17, pp. 1271-1283.

20. Виноградов А.В. Диалоговый формат БРИКС и его роль в становлении многополярного мира. Сравнительная политика, 2014, № 4, сс. 47-52. [Vinogradov A.V. Dialogovyi format BRIKS i yego rol' v stanovlenii mnogopolyarnogo mira [The Dialogue of BRICS and Its Role in the Formation of a Multipolar World]. Comparative Politics Russia, 2014, no. 4, pp. 47-52.]

21. Цинсун Вань. Роль БРИКС в глобальном управлении и трансформации мирового порядка: китайский взгляд. Государственное управление. Электронный вестник, 2015, № 48, сс. 273-284. [Qingsong Wan. Rol’ BRIСS v global'nom upravlenii i transformatsii mirovogo poryadka: kitaiskii vzglyad [The Role of BRICS in Global Governance and Transformation of the World Order: A Chinese Perspective]. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyi vestnik, 2015, no. 48, pp. 273-284.]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх