Трансформация стратегий европейских автомобильных ТНК на российском рынке

 
Код статьиS013122270010248-3-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-5-93-100
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, Профсоюзная ул., 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №5
Страницы93-100
Аннотация

Статья посвящена анализу современного российского авторынка и работе европейских автомобильных транснациональных компаний (ТНК) в России. Рассмотрено состояние отечественного автомобилестроения, проанализирована динамика производства, продаж, экспорта и импорта легковых автомобилей. Выявлены кардинальные изменения в структуре российского авторынка, связанные с активным выпуском автомобилей иностранными компаниями. Показано, как европейские автомобильные ТНК корректируют свои стратегии в условиях снижения спроса и в соответствии с особенностями проводимой в стране промышленной политики.

Ключевые словаавтомобилестроение, российский автомобильный рынок, стратегии автомобильных компаний, легковые автомобили, европейские автопроизводители
Источник финансированияСтатья подготовлена в ИМЭМО РАН в рамках гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых (проект № МК-6258.2018.6) “Перестройка экономических связей России и Европейского союза: факторы и перспективы”.
Получено14.04.2020
Дата публикации16.04.2020
Кол-во символов20650
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Современная российская автомобильная промышленность переживает кризисное время и находится под пристальным вниманием экспертов. Перспективам развития отрасли в целом посвящены работы Ю.А. Курилова [1], С.А. Афанасьева [2], А.Ю. Платко, Е.А. Наянова [3] и других ученых. Однако такому важному аспекту современного российского автомобилестроения, как изменению поведения зарубежных компаний на рынке, в отечественной научной литературе внимания уделяется недостаточно. Зарубежные исследователи часто дают негативные оценки перспективам развития отрасли и реализации инвестиционных проектов на территории России. Например, в мае 2016 г. специалисты Boston Consulting Group предрекали закрытие нескольких заводов крупнейших автомобильных ТНК [4], активно ведущих деятельность на территории страны с 2005 г., когда было принято Постановление Правительства № 166 “О внесении изменений в Таможенный тариф РФ в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки” (см. подробнее [5]). По прошествии нескольких лет можно проанализировать изменения, произошедшие в стратегиях компаний, и оценить роль, которую для них играет российский рынок в настоящее время.
2

РОССИЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3 Основания для неблагоприятных прогнозов и возможного ухода с рынка зарубежных автокомпаний, в том числе европейских, действительно были. Едва оправившись от последствий мирового экономического кризиса, российский рынок вновь стал демонстрировать отрицательную динамику. В 2013 г. продажи и производство легковых автомобилей в России стали плавно снижаться после уверенного роста нескольких послекризисных лет. В 2015 г. на фоне обострения политической ситуации произошло резкое ослабление национальной валюты, платежеспособность населения значительно снизилась, а объем производства и продаж на российском рынке в 2015 г. упал на 28% и 45% соответственно (рис. 1).
4 Необходимость оценки перспектив дальнейшей деятельности зарубежных автомобильных ТНК на российском рынке в кризисный период связана с тем, что на современном этапе на долю иномарок суммарно приходится 74% всех проданных автомобилей. При этом наибольший вес (57%) имеют автомобили, выпущенные на территории России в рамках реализации инвестиционных проектов ведущих мировых автопроизводителей (табл. 1).
5 В условиях падения спроса, реализации постановлений о промышленной сборке и активно проводимой политики импортозамещения в период 2012–2018 гг. импорт легковых автомобилей в Россию сократился в 3.7 раза (с 1 млн до 293 тыс. ед.) (рис. 2).
6 По данным аналитического агентства “Автостат”, за 9 месяцев 2019 г. среди европейских автомобильных компаний минимальными показателями доли импорта отличаются Renault (1.6%), Skoda (2%) и Volkswagen (12.5%). Доля импорта в продажах Citroen составила 57.3%, BMW – 58.7%, Peugeot – 80.3%. [10]. Доля автомобилей Audi, собираемых на заводе Volkswagen в Калужской области, незначительна – компания импортирует 93% проданных автомобилей. До недавнего времени Daimler полностью обеспечивал спрос на легковые автомобили Mercedes за счет импорта, однако благодаря открытию в Московской области собственного предприятия 1.5% продаж за рассматриваемый период пришлось на продукцию, выпущенную на территории России. FiatChrysler только ввозит небольшое количество уже собранных Fiat 500.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1184

Оценка читателей: голосов 0

1. Курилов К.Ю. Перспективы развития мировой и российской автомобильной промышленности. Проблемы прогнозирования, 2012, № 5(134), сс. 72-87. [Kurilov К.Yu. Perspektivy razvitiya mirovoi i rossiiskoi avtomobil'noi promyshlennosti [Prospects for the development of the world and Russian automobile industry]. Studies on Russian Economic Development, 2012, no. 5(134), pp. 72-87.]

2. Афанасьев С.А. Перспективы развития российской автомобильной промышленности. Российское предпринимательство, 2014, № 12 (258), сс. 92-102. [Afanas'ev S.A. Perspektivy razvitiya rossiiskoi avtomobil'noi promyshlennosti [Prospects for the Russian automotive industry development]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo, 2014, no. 12 (258), pp. 92-102.]

3. Платко А.Ю., Наянов Е.А. Перспективы устойчивого развития российской автомобильной промышленности. Автомобильная промышленность, 2014, № 5, сс. 1-3. [Platko A.Yu., Nayanov E.A. Perspektivy ustoichivogo razvitiya rossiiskoi avtomobil'noi promyshlennosti [Prospects for Russian automotive industry sustainable development] Avtomobil'naya promyshlennost', 2014, no. 5, pp. 1-3.]

4. Открыть автомобильный завод непросто, но закрыть его намного сложнее. [Opening a car factory is not easy, but closing it is much more difficult (In Russ.)] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/2981604 (accessed 02.10.2019).

5. Баронина Ю.А. Иностранные инвестиции в российское автомобилестроение. Мировая экономика и международные отношения, 2016, том 60, №6, cc. 61-69. [Baronina Yu.A. Inostrannye investitsii v rossiiskoe avtomobilestroenie [Foreign investment in the Russian automotive industry]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2016, vol. 60, no. 6, pp. 61-69.] DOI:10.20542/0131-2227-2016-60-6-61-69

6. World Motor Vehicle Production. Available at: http://www.oica.net/production-statistics/ (accessed 05.01.2019).

7. Инфографика. Аналитическое агентство “Автостат”. [Infographics. Analytical agency “Avtostat” (In Russ.)] Available at: http://www.autostat.ru/infographics (accessed 26.09.2018).

8. Автомобильный рынок России и СНГ. [Automotive market in Russia and the CIS (In Russ.)] Available at: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-automotive-sector-overview-2019-rus/$FILE/ey-automotive-sector-overview-2019-rus.pdf (accessed 02.04.2019).

9. Экспорт и импорт Российской Федерации по товарам. [Export and import of the Russian Federation by goods (In Russ.)] Available at: http://customs.ru/folder/515 (accessed 22.12.2019).

10. У каких марок выше доля продаж импортных автомобилей? [Which brands have a higher share of sales of imported cars? (In Russ.)] Available at: https://www.autostat.ru/news/41501/ (accessed 26.09.2018).

11. Автомобильный рынок в 2019 г. [Automotive Market in 2019 (In Russ.)] Available at: https://aebrus.ru/upload/iblock/bda/rus-car-sales-in-december-2019.pdf (accessed 15.01.2020).

12. Трауб-Мерц Р. Российский автопром – между взлетом и падением. Экономический кризис и промышленная политика – альтернативные пути возвращения к росту России. Москва, Политическая энциклопедия, 2016, сс. 185-205. [Traub-Merts R. Rossiiskii avtoprom – mezhdu vzletom i padeniem [Russian auto industry – between rise and fall]. Ekonomicheskii krizis i promyshlennaya politika – al'ternativnye puti vozvrashcheniya k rostu Rossii [Economic crisis and industrial policy - alternative ways to return to Russia’s growth]. Moscow, Political Encyclopedia, 2016, pp. 185-205.]

13. Volkswagen Group Rus запустил в Калуге программу дуального образования. [Volkswagen Group Rus launched a dual education program in Kaluga (In Russ.)] Available at: https://vwgroup.ru/press/news/11782/ (accessed 02.06.2019).

14. Приказ Минпромторга России от 23.04.2010 №319 “Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года”. [Order of the Ministry of Industry and Trade of Russia dated April 23, 2010 No. 319. “On approval of the Development strategy of the automotive industry of the Russian Federation for the period until 2020” (In Russ.)] Available at: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minpromtorga-rossii-ot-23042010-n-319/ (accessed 15.12.2018).

15. VIII международный форум по развитию автомобилестроения и производства автокомпонентов в России. [VIII International Forum on the development of automotive and automotive component production in Russia (In Russ.)] Available at: http://arrko.ru/uploads/heralds/143/2a1c16ee23ed5dd57a24.pdf (accessed 04.09.2018).

16. Баронина Ю.А. Перспективы зарубежных автомобильных компаний на российском рынке. [Baronina Yu.A. Perspektivy zarubezhnykh avtomobil'nykh kompanii na rossiiskom rynke [Prospects of foreign automobile companies in the Russian market]] Available at: https://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=2334&p=2 (accessed 23.06.17).

17. Стратегия развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года. [The Strategy for the development of exports of automotive products in the Russian Federation for the period until 2025 (In Russ.)] Available at: http://static.government.ru/media/files/Gm80bGAY20Pj1szROuP3rQVF82r3eJVc.pdf (accessed 04.01.19).

18. Заработали миллиарды: куда экспортируют автомобили из России. [Billions have earned: where cars are exported from Russia (In Russ.)] Available at: https://www.autostat.ru/articles/38025/ (accessed 18.01.2020).

19. Штанов В., Дербилова Е., Воробьев А. В Калуге будут выпускать Mitsubishi Pajero Sport и LCV Peugeot и Citroen. [Shtanov V., Derbilova E., Vorob'ev A. V Kaluge budut vypuskat' Mitsubishi Pajero Sport i LCV Peugeot i Citroen [Mitsubishi Pajero Sport and LCV Peugeot and Citroen will be produced in Kaluga]. Available at: https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2017/06/05/692982-kaluzhskii-psa-group (accessed 24.11.18).

20. Volkswagen Group Rus и Федеральная таможенная служба подписали соглашение, направленное на поддержку экспорта. [Volkswagen Group Rus and Federal Customs Service signed export support agreement (In Russ.)] Available at: https://vwgroup.ru/press/news/39838/ (accessed 27.11.18).

21. Россия освободит Volkswagen Group от пошлин на детали для экспортной продукции. [Russia will exempt Volkswagen Group from duties on parts for export products (In Russ.)] Available at: https://www.vedomosti.ru/auto/news/2018/01/23/748712-rossiya-volkswagen (accessed 27.11.18).

22. Штанов В. Volkswagen начинает экспорт двигателей российского производства. [Shtanov V. Volkswagen nachinaet eksport dvigatelei rossiiskogo proizvodstva [Volkswagen starts exporting Russian-made engines]. Available at: https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2018/01/24/748764-volkswagen-eksport-dvigatelei (accessed 27.11.18).

23. Renault объявила о поставках в Монголию автомобилей из России. [Renault announced cars deliveries from Russia to Mongolia (In Russ.)] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3713973 (accessed 27.11.18).

24. Renault в 2019 году установила рекорд по экспорту автомобилей российской сборки. [Renault in 2019 set a record for export of cars of Russian assembly (In Russ.)] Available at: https://www.autostat.ru/news/42610/ (accessed 18.01.20).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх