Платформы как многосторонние рынки эпохи цифровизации

 
Код статьиS013122270009004-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-3-12-19
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор экономического факультета
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: РФ, 119991 Москва, Ленинские горы, 3-й учебный корпус
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №3
Страницы12-19
Аннотация

В статье анализируются особенности многосторонних платформ как специфического формата многосторонних рынков в цифровой экономике. Особое внимание уделено общим принципам применяемых платформами многосторонних стратегий ценообразования. Раскрыта сущность интернализации сетевых экстерналий с целью максимизации прибыли платформы. Обозначены перспективы экономики платформ, связанные с усилением конкуренции между платформами и развитием Интернета вещей.

Ключевые словацифровая экономика, платформы, многосторонние рынки, экономика платформ, сетевые экстерналии, монетизация сетевых внешних эффектов, ценообразование, ненейтральная структура цен, платформенная бизнес-модель, Интернет вещей
Получено29.03.2020
Дата публикации29.03.2020
Кол-во символов29461
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Благодаря технологическому прогрессу специфическим форматом многосторонних рынков в цифровой экономике стали многосторонние платформы. Инновации в информационно-коммуникационной сфере дали толчок глобальному развитию платформ как среды для контактов двух и более заинтересованных сторон с целью заключения сделок. Так возникла экономика платформ (platform economy).
2

ПЛАТФОРМЫ – МНОГОСТОРОННИЕ РЫНКИ XXI ВЕКА

3 Основы исследования экономики платформ заложены в фундаментальных трудах Ж.-Ш. Роше и Ж. Тироля [1, 2], Б. Кайо и Б. Жюлльена [3], а также М. Армстронга [4], М. Рисмана [5], Д. Эванса [6]. В работах российских экономистов акцент сделан на анализе современных многосторонних рынков, определении сетевых эффектов их функционирования, выработке подходов к ценообразованию [7, 8, 9, 10].
4 Согласно Ж.-Ш. Роше и Ж. Тиролю, многосторонние платформы – это рынки, которые могут обеспечить взаимодействие между конечными пользователями и “принять две (или несколько) сторон на борт” через установление для каждой из них соответствующей цены [2, р. 645]. Выделяют несколько наиболее характерных черт многосторонних платформ [6, pр. 14-17; 7, с. 60]:
  • налаживание непосредственного контакта между имеющими осознанный интерес к заключению сделки участниками благодаря инфраструктуре и правилам игры, генерируемым платформой;
  • возникновение значительных сетевых экстерналий, когда, к примеру, увеличение числа участников повышает индивидуальную полезность для каждого агента на той же стороне платформы (положительные прямые экстерналии) и рост числа участников на одной стороне платформы приводит к росту индивидуальной полезности, получаемой на другой стороне платформы (положительные перекрестные экстерналии)1;
  • “ненейтральность структуры цен”, которая позволяет платформе влиять на количество заключающихся на ней сделок с помощью установления разных цен для участников.
1. Прямые и перекрестные сетевые экстерналии могут быть и отрицательными, когда увеличение числа участников понижает индивидуальную полезность для каждого на той же стороне платформы и рост числа участников на одной стороне платформы приводит к снижению индивидуальной полезности, получаемой участниками на другой стороне платформы.
5 Перечень успешных и быстро растущих многосторонних платформ настолько обширен (достаточно упомянуть таких гигантов, как Apple, Microsoft, Google, Amazon, eBay, Airbnb, Uber, Visa, Sony), что позволяет выделить четыре их типа в зависимости от основного результата деятельности [1, p. 992; 6, pр. 5-9]:
  1. Мэтчинговые (от англ. matching – соответствие) платформы, на которых происходит стыковка продавцов и покупателей, заключающих сделки с минимальными трансакционными издержками. К ним относятся интернет-магазины (торгующие по схемам P2P, P2B, B2B2), туристические агентства, билетные операторы, сайты знакомств, бюро по трудоустройству и другие виды бизнеса, которые взаимодействуют с большим количеством участников на стороне спроса и предложения, обеспечивая обменные сделки. Согласование взаимных интересов рыночных агентов с помощью платформ также происходит в “экономике совместного потребления”, или “шеринговой экономике” (sharing economy). Наиболее известные примеры – услуги такси (Uber, Gett, Яндекс.Такси), аренда жилья (Airbnb).
  2. Мультимедиа-сервисы и средства массовой информации (телевидение, веб-порталы, газеты, журналы и другие СМИ), которые предоставляют пользователям собственный либо приобретенный контент (чаще бесплатно или по минимальной цене) вместе с рекламой, оплачиваемой рекламодателями.
  3. Платежные системы (к примеру, MasterCard, Visa, Diners Club, American Express), позволяющие осуществлять расчеты между продавцами и покупателями посредством обслуживаемых ими пластиковых карт.
  4. Компьютерные платформы, создающие среду для разработки и приобретения программных продуктов для компьютеров и цифровых мобильных устройств, а также видеоигр.
2. P2P: человек – человеку (person-to-person); P2B: человек – бизнесу (person-to-business); B2B: бизнес – бизнесу (business-to-business).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1534

Оценка читателей: голосов 0

1. Rochet J., Tirole J. Platform Competition in Two-Sided Markets. Journal of the European Economic Association, 2003, vol. 1, no. 4, pp. 990-1029.

2. Rochet J., Tirole J. Two-Sided Markets: a Progress Report. The RAND Journal of Economics, 2006, vol. 37, no. 3, pp. 645-667.

3. Caillaud B., Jullien B. Chicken and Egg: Competition among Intermediation Service Providers. The RAND Journal of Economics, 2003, vol. 34, no. 2, pp. 309-328.

4. Armstrong M. Competition in Two-Sided Markets. The RAND Journal of Economics, 2006, vol. 37, no. 3, pp. 668-691.

5. Rysman M. The Economics of Two-Sided Markets. Journal of Economic Perspectives, 2009, vol. 23, no. 3, pp. 125-143.

6. Evans D.S. Platform Economics: Essays on Multi-Sided Businesses. Chicago, Competition Policy International (CPI), 2011. 449 p. Available at: https://www.competitionpolicyinternational.com/assets/Hot-Tubs/SSRN-id1974020.pdf (accessed 05.10.2019).

7. Яблонский С.А. Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики. Российский журнал менеджмента, 2013, т. 11, № 4, сс. 57-78. [Yablonskii S.A. Mnogostoronnie platformy i rynki: osnovnye podkhody, kontseptsii i praktiki [Multi-sided platforms and markets: main approaches, concepts and practices]. Rossijskii zhurnal menedzhmenta, 2013, vol. 11, no. 4, pp. 57-78.]

8. Розанова Н.М. Сетевая конкуренция как фактор конфигурации современных рынков. Мировая экономика и международные отношения, 2016, т. 60, № 4, сc. 13-20. [Rozanova N.M. Setevaya konkurenciya kak faktor konfiguracii sovremennykh rynkov [Network competition as determinant of contemporary markets’ configuration]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2016, vol. 60, no. 4, pp. 13-20.]

9. Стрелец И.А. Мультипликационные эффекты в сетях. Мировая экономика и международные отношения, 2017, т. 61, № 6, сс. 77-83. [Strelets I.A. Mul'tiplikatsionnye effekty v setyakh [Multiplier effects in networks]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2017, vol. 61, no. 6, pp. 77-83.] DOI:10.20542/0131-2227-2017-61-6-77-83

10. Антипина О.Н. Сколько стоит цифра? О природе цены благ в цифровой экономике. Общественные науки и современность, 2019, № 5, сс. 5-16. [Antipina O.N. Skol'ko stoit tsifra? O prirode tseny blag v tsifrovoi ekonomike [How much is the Digit? On the nature of value in the digital economy]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’, 2019, no. 5, pp. 5-16.] DOI:10.31857/S086904990006558-5

11. Reillier L.C., Reillier B. Platform Strategy: How to Unlock the Power of Communities and Networks to Grow Your Business. London, New York, Routledge, 2017. 221 p.

12. Keller W. Entrepreneur Magazine’s Ultimate Guide to Platform Building. Irvine, Entrepreneur Press, 2016. 202 p.

13. Parker G.G., Alstyne van M.W., Choudary S.P. Platform Revolution: how Networked Markets are Transforming the Economy – and how to Make Them Work for You. London, New York, W.W. Norton & Company, 2017. 336 p.

14. Столбов М.И., Бренделева Е.А., ред. Основы цифровой экономики: учебное пособие. Москва, Издательский дом “Научная библиотека”, 2018. 238 с. [Stolbov M.I., Brendeleva E.A., eds. Osnovy tscifrovoi ekonomiki: uchebnoe posobie [The fundamentals of the digital economy]. Moscow, Izdatel'skii dom “Nauchnaya biblioteka”, 2018. 238 p.]

15. Tapscott D. The Digital Economy 20th Anniversary Edition: Rethinking Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence. New York, McGraw-Hill Education, 2015. 413 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх