Протекционистский вектор торговой политики администрации Трампа

 
Код статьиS013122270008977-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-2-15-23
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №2
Страницы15-23
Аннотация

Администрации Трампа заявляет о своем праве применять односторонние протекционистские меры в отношении торговых партнеров. При этом любые ответные действия рассматриваются как неправомерные и используются в качестве повода для дальнейшей эскалации агрессии. Маловероятно, что до президентских выборов склонность США к протекционизму уменьшится. Имеются также опасения, что позиция администрации, которая придет на смену действующей, может оказаться не менее жесткой.

Ключевые словаглобализация, протекционизм, США, Китай, международная торговля, торговая политика, национальная безопасность, экономический национализм
Получено27.03.2020
Дата публикации29.03.2020
Кол-во символов33606
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 “Мы должны защитить наши границы от разрушительных действий других стран, производящих наши товары, ворующих наши компании и разрушающих наши рабочие места. Дональд Трамп [1]
2 С момента своего прихода к власти администрация Трампа взяла курс на единоличное лидерство США в сфере международных экономических отношений и активное противодействие укреплению позиций Китая в качестве глобальной технологической и торговой сверхдержавы. Осуществленные Трампом экономические преобразования, включая налоговую реформу, оказались недостаточными для того, чтобы преодолеть негативные последствия деиндустриализации. За последнее десятилетие США потеряли порядка 60 тыс. предприятий, при этом значительная часть производственных мощностей была выведена в Мексику и страны ЮВА. Ответственность за это Белый дом возложил на администрацию Обамы, глобализацию и действия конкурентов, в первую очередь Китая. Именно по этим причинам, как утверждает Трамп, страна недосчиталась 4.2 млн рабочих мест в обрабатывающей промышленности. Акцентируя внимание на этом факте, Вашингтон призывает к “решительным действиям” с тем, чтобы “положить конец этой серьезной экономической несправедливости”1. 1. По оценке Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, “Китай уже является подлинной экономической сверхдержавой с растущими ресурсами и неуклонно улучшающейся технологической базой… Ясно также, что экономическое влияние Китая уже превышает влияние Соединенных Штатов по некоторым аспектам. Если эти нынешние тенденции сохранятся, Китай может сравняться или превзойти экономику и вооруженные силы США в течение ближайших двух десятилетий” [2].
3

ПРОТЕКЦИОНИЗМ ПРИЖИВАЕТСЯ НА АМЕРИКАНСКОЙ ПОЧВЕ

4 Идеи экономического национализма вновь стали популярными, причем не только в администрации Белого дома, но и в обеих палатах Конгресса США, руководстве профсоюзов, а также среди электората Трампа2. Радикализация торговой политики, ее переориентирование в сторону проблем национальной безопасности официально обосновываются необходимостью “сделать Америку снова великой”, защитить рабочие места, “принудить другие страны серьезно относиться” к приоритетам американского народа, “восстановить справедливые и равные” условия конкуренции на рынке и лишить торговых партнеров возможности “получать выгоды” за счет американцев. 2. Д. Трамп: “Будущее не принадлежит глобалистам. Будущее принадлежит патриотам. Будущее принадлежит суверенным и независимым государствам, которые защищают своих граждан, уважают своих соседей и чтят различия, которые делают каждую страну особенной и уникальной… Глобализм был религией для бывших лидеров, заставлявшей их игнорировать наши собственные национальные интересы” [3].
5 В соответствии с доктриной Трампа любые уступки США в сфере ВЭД, в том числе сделанные предшествующими администрациями, непременно должны быть компенсированы их торговыми партнерами в полном объеме. Недовольство общепринятыми правилами внешнеэкономического обмена проявляется также в заявленном Белым домом курсе на пересмотр “устаревших и несбалансированных” многосторонних торговых соглашений в пользу договоренностей с ограниченным числом участников и реформирование ключевых экономических институтов в сфере ВЭД, которые, по его мнению, используются в ущерб американским интересам3. 3. Д. Трамп: “Соединенные Штаты остаются независимым государством, и наша торговая политика будет делаться здесь, а не в Женеве… США намереваются жестко противостоять любым попыткам посягательства на национальный суверенитет” [4].
6 В соответствии с исповедуемыми Белым домом принципами дефицит внешнеторгового баланса, который, кстати, не особенно беспокоил американцев на протяжении свыше 40 лет, признается “спровоцированным политиками бедствием”, доказательством того, что остальные страны манипулируют валютными курсами и проводят дискриминационную политику в отношении американских компаний. По убеждению Трампа, экспорт и импорт обязательно должны быть сбалансированными, причем не только в целом, но и по основным странам и товарным группам, иначе конкуренты получат “на кусок пирога больше”4. 4. Как опытный переговорщик, Трамп не может не понимать, что у США сейчас нет шансов выровнять торговый баланс, тем не менее он активно использует этот аргумент для выторговывания уступок у партнеров и зарабатывания политических дивидендов.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 925

Оценка читателей: голосов 0

1. Cordesman A. China and the United States: Cooperation, Competition, and/or Conflict. Washington, CSIS, October 1, 2019. Available at: https://www.csis.org/analysis/china-and-united-states-cooperation-competition-andor-conflict (accessed 01.10.2019).

2. The Inaugural Address. Washington, January 20, 2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/the-inaugural-address/ (accessed 01.10.2019).

3. Remarks by President Trump to the 74th Session of the United Nations General Assembly. New York, September 24, 2019. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-74th-session-united-nations-general-assembly (accessed 01.10.2019).

4. Trade Policy Agenda and 2018 Annual Report of the President of the United States on the Trade Agreements Program. Washington, March 1, 2019, p. 373. Available at: https://ustr.gov/sites/default/files/files/Press/Reports/2018/AR/2018%20Annual%20Report%20FINAL.PDF (accessed 01.10.2019).

5. US Government is Putting the World Trade System at Risk by Blocking the WTO. BDI. April 3, 2018. Available at: https://english.bdi.eu/article/news/us-government-is-putting-the-world-trade-system-at-risk-by-blocking-the-wto/ (accessed 01.10.2019).

6. Escalating U.S. Tariffs: Affected Trade. Washington, June 21, 2019. Available at: https://www.everycrsreport.com/reports/IN10971.html (accessed 01.10.2019).

7. Bown C. The US-China Trade War: The Guns of August. Washington, PIIE, September 20, 2019. Available at: https://www.piie.com/blogs/trade-and-investment-policy-watch/us-china-trade-war-guns-august (accessed 01.10.2019).

8. Shott J. US-China Trade Friction: The WTO Dimension. Washington, PIIE, January 23, 2019. Available at: https://www.piie.com/system/files/documents/schott2019-01-23ppt.pdf (accessed 01.10.2019).

9. Михеев В., Луконин С. Китай–США: многовекторность “торговой войны”. Мировая экономика и международные отношения, 2019, т. 63, № 5, сс. 57-66. [Mikheev V., Lukonin S. Kitai–SShA: mnogovektornost' “torgovoi voiny” [China–USA: Multiple Vector of “Trade War”]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya, 2019, vol. 63, no. 5, pp. 57-66. DOI:10.20542/0131-2227-2019-63-5-57-66 Available at: https://www.imemo.ru/jour/meimo/index.php?page_id=685&id=9128&jid=9115&jj=49 (accessed 01.10.2019).

10. Bown C., Kolb M. Trump`s Trade War Timeline: An Up-to-date Guide. Washington, PIIE, May 17, 2019. Available at: https://piie.com/blogs/trade-investment-policy-watch/trump-trade-war-china-date-guide (accessed 01.10.2019).

11. Platiau С. France Against Negotiating Customs Duties with US – French Foreign Ministry. REUTERS, May 4, 2018 Available at: https://sputniknews.com/europe/201805041064157133-france-us-custom-duties-negotiation/ (accessed 01.10.2019).

12. Трамп призвал американские компании уйти из Китая (Twitter). ИНОСМИ, 23.08.2019. Available at: https://inosmi.ru/news/20190823/245692803.html (accessed 01.10.2019).

13. What`s Senator Warren`s Plan for U.S. Trade Policy? Washington, CSIS, August 1, 2019. Available at: https://www.csis.org/analysis/whats-senator-warrens-plan-us-trade-polic (accessed 01.09.2019).

14. Roubini N. Could the US-China Trade Row Become a Global Cold War? The Guardian, 21.05.2019. Available at: https://www.theguardian.com/business/2019/may/20/us-china-trade-war-donald-trump-xi-jinping (accessed 01.10.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх