Делийские служанки, или история одного неудавшегося проекта

 
Код статьиS032150750006273-2-1
DOI10.31857/S032150750006273-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: гл.н.с.
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №9
Страницы46-52
Аннотация

Индийский дом должен быть по-настоящему бедным, чтобы в нем не использовался труд прислуги, чаще всего женской. Главной проблемой для многомиллионной армии домашних работниц является даже не столько нищенская зарплата, сколько основанная на кастовых предрассудках дискриминация. В статье исследуется история некоммерческой организации, попытавшейся не только обеспечить служанок приемлемым заработком, но и защитить их человеческое достоинство.

Ключевые словаИндия, домашняя прислуга, служанки, Дели, Гургаон, дискриминация, чистота/осквернение, каста, гендер, некоммерческая организация
Источник финансированияСтатья выполнена как часть проекта «Под небом Южной Азии. Слуга и хозяин: региональная специфика подчинения и доминирования в контексте социокультурной гетерогенности» Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Культурно-сложные общества: понимание и управление».
Получено09.09.2019
Дата публикации09.09.2019
Кол-во символов31001
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Индийский дом, если только его хозяева не принадлежат к многомиллионной армии городской и сельской бедноты, невозможно представить без прислуги.
2 Роскошный особняк или элитные многоуровневые апартаменты в новомодных многоэтажных комплексах, профессорский коттедж в кампусе или уютная квартира представителей среднего класса, даже скромное жилище небогатого горожанина или усадьба зажиточного крестьянина – везде домашние работники убирают, готовят пищу, моют и чистят посуду, нянчат детей, присматривают за больными и престарелыми членами семьи, кормят и выгуливают домашних животных, а также, у богатых хозяев, ухаживают за садом, охраняют дом и водят машину.
3 Проблематика домашнего услужения стала весьма актуальной в гуманитарных науках конца ХХ – начала XXI вв. В различных странах проводятся научные конференции, издаются сборники статей и монографии, посвященные различным аспектам труда, социального статуса и культурной специфики домашней прислуги в ту или иную эпоху (см., например: 1; 2; 3; 4)1. 1. В России исследований такого рода крайне мало. Проект «Слуга и хозяин», предпринятый Центром индийских исследований ИВ РАН как часть мегапроекта «Под небом Южной Азии» (инициатор и руководитель И.П.Глушкова) является первым начинанием такого рода. О проведенных участниками проекта конференции и семинарах см.: >>>>
4 Интерес к этой тематике вызван тем, что, как обнаружили исследователи, она представляет собой удачную точку обзора для изучения самых разных общественных процессов: структуры (классовые, сословные, кастовые и т.д.), иерархия и доминирование, социокультурные конфликты и компромиссы, труд, технология, менталитет и идеологии, а также многое другое, причем на уровне семьи или домовладения (household).
5 Исследование домашнего труда вписывается в различные методологические комплексы, будь то изучение социально-экономических, технологических и этнокультурных аспектов труда (Labour Studies), гендерный анализ, рассматривающий домашних слуг, а также их хозяев, как мужчин и женщин, исполняющих наделенные особыми смыслами роли, исследования миграции и диаспор (во многих современных странах домашние слуги являются, в значительной степени, мигрантами) и т.д. Все это позволяет выявить как общие закономерности, так и местную специфику использования труда домашних работников в семьях на том или ином отрезке истории.
6 Домашние слуги – рабы и вольнонаемные – в Индии существовали всегда, даже в самой глубокой древности. Они были настолько привычной частью обыденной жизни, что о них почти не упоминается в дошедших до нас текстах, за исключением лишь тех случаев, когда, как в эпосе «Рамаяна»2, именно они выступали главными двигателями событий и сюжетов. Причем люди, занимающиеся обслуживанием чужих домов, всегда были весьма многочисленны. 2. В эпосе «Рамаяна» служанка Мантхара, фанатично преданная царице Кайкейи и желавшая видеть на престоле ее сына Бхарату, спровоцировала, вопреки воле отца-императора, объявление Бхараты наследником престола и уход старшего сына Рамы в изгнание (прим. авт.).
7 Во дворцах средневековых правителей и аристократов их насчитывались сотни, в домах даже средней руки британских чиновников и «туземной элиты» колониальной эпохи – десятки; в наше время многие индийцы, в т.ч. далеко не миллионеры, имеют не одного «домашнего помощника» (такова современная политкорректная формула), а несколько (минимум двое – уборщица и повар/повариха). Слуги не просто вели домашнее хозяйство: они поддерживали социальный престиж своих господ, и их нередко нанимали именно для этого, даже если небогатые хозяева несли чувствительные расходы, – эта практика сохраняется и в наши дни. В номенклатуре профессий домашней прислуги средневековых и колониальных времен значились, например, факелоносцы и скороходы, которые сопровождали хозяина при выезде, освещали ему путь и громко выкрикивали его имя и титул, требуя от прохожих уступить дорогу. Той же цели служили, например, чобдарыцеремониймейстеры с особым жезлом, объявлявшие о посетителе и провожавшие его в господские покои.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 322

Оценка читателей: голосов 0

1. Anderson B. Doing the Dirty Work? The Global Politics of Domestic Labour. London and New York, 2000.

2. Fauve-Chamoux Anoinette (ed.). Domestic Service and the Formation of European Identity. Understanding the Globalization of Domestic Work, 16th - 21st Centuries. Bern, 2004.

3. Cox R. The Servant Problem: Domestic Employment in a Global Economy. London - New York, 2006.

4. Meerkerk van Nederveen Elise, Neunsinger Silke and Hoerder Dirk. (ed.). Towards a Global History of Domestic and Caregiving Workers. Leiden, 2015.

5. Юрлова Е.С. От неприкасаемых к далитам. Очерки истории, идеологии и политики. М., 2003. (Yurlova E.S. 2003. From the Untouchables to the Dalits. Essays on History, Ideology and Politics. M.) (In Russ.)

6. Lahiri T. Maid in India. Stories of Opportunity and Inequality Within Our Homes. Delhi, 2017.

7. Frøystad K. Master-Servant Relations and the Domestic Reproduction of Caste in Northern India // Ethnos, Vol. 68, № 1, р. 83.

8. Nizami K.A. Sayid Ahmad Khan. Delhi, 1967.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх