The Impact of the German Corporate Tradition on Formation of Foreign Economic Support System for Business

 
PIIS013122270007799-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-11-56-65
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Research Associate
Affiliation: Institute of Europe, Russian Academy of Sciences (IE RAS)
Address: 11, build. 3, Mokhovaya Str., Moscow, 125009, Russian Federation
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 63 Issue 11
Pages56-65
Abstract

The German system of foreign economic activity support is traditionally divided into a number of components, including financial and functional measures (direct and indirect support, respectively). It is important to note, that indirect incentive mechanisms play a significant role in economic policy. In considering an export-supporting system, indirect support is no less important than direct government funding. The article analyses the formation of German institutions for business functional supporting. Special attention is paid to the concept of so-called “Three pillars of foreign economic support”. The author identifies a number of fundamental characteristics that could be the cause of the institutional evolution of business environment, and comes to a conclusion that the developed elements of corporatism, such as the institutionalization of interest groups and forms of their will as well as enhancing cooperation between private and public institutions, has played an important role in the future design of the whole system. This contributes to formation of various framework conditions in which economic players acquire greater resources allowing them to independently determine and reproduce the best practices in the field of international activity. The development and, accordingly, the complexity of business environment, as also wide communication capabilities, are the key to its resource base and potential for building an appropriate institutional system. The main principles of the foreign economic support system, formed under the influence of corporate tradition are also identified: 1) delegation of sovereign tasks to private economic agents; 2) the desire of the state to establish effective communication chains between all existing subjects of economic relations; 3) involvement of the largest possible number of stakeholders in the information exchange (in the process of elaboration, implementation and decision-making, in the exchange of economic information between private and public entities). So, policies that stimulate the corporate relations (or special interest groups) become a bridge between economic interests and state authorities, allowing the institutional system to determine the direction of its advancement.

KeywordsGermany, business unions, corporatism, interest groups, social market economy, Three Pillars Concept
Received04.12.2019
Publication date09.12.2019
Number of characters40317
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Современное мировое хозяйство склонно к гомогенизации механизмов взаимодействия экономических субъектов как внутри страны, так и за ее пределами. Наиболее успешные практики, упрощающие ведение бизнеса, в той или иной степени перенимаются игроками международных отношений. Как известно, для эффективного воспроизведения того или иного институционального опыта в новых условиях необходимо определить его природу и основополагающие принципы. Учитывая региональное лидерство ФРГ по экспорту и в целом по уровню вовлеченности в мировую торговлю, понятна заинтересованность в исследованиях немецкой модели поддержки внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов и возможности внедрения ее элементов в устройство менее развитых экономик.
2 Современная система немецкой поддержки бизнеса включает ряд компонентов, в их числе финансовые и функциональные меры содействия внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – прямая и косвенная поддержка, соответственно.
3 Косвенные меры стимулирования играют не последнюю роль в экономической политике ФРГ: в большинстве релевантных исследований, при рассмотрении системы содействия экспорту, косвенная поддержка по важности приравнивается к механизмам прямого государственного субсидирования, так как она направлена на сокращение транзакционных издержек при выходе на иностранный рынок – одну из основных проблем интернационализации малого и среднего бизнеса. Функциональные меры поддержки реализуются через сотрудничество государственных органов власти с негосударственными экономическими агентами (объединениями защиты интересов – лоббистами и организациями с общественными функциями)1. В основе их взаимодействия лежат универсальные механизмы институциональной кооперации, представляющие собой несущую конструкцию поступательного развития ВЭД. В этом контексте политика ФРГ по интернационализации бизнеса включает в себя:
  1. поддержку выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
  2. торгово-политические меры;
  3. информационно-консультационные меры [1].
1. Среди исследований современных мер стимулирования экспорта и/или внешнеэкономического лоббизма немецких НПО в Германии следует упомянуть работы таких авторов, как: В.П. Гутник, В.Б. Белов, К.С. Вяткин, А.В. Зверев, Р.О. Райнхард, Д.Н. Нечаев, С.П. Сиротенко, П.С. Каневский, А.С. Денисов. Однако они не ставили своей целью выявить природу современной институциональной среды ФРГ, ее характерные черты и принципы формирования.
4 Последние два параметра тесно сопряжены с соблюдением в ФРГ принципа "трех столпов", установленного во второй половине XX в.2 2. В ряде русскоязычных источниках также носит наименование "концепция трех опор" [2].
5 В широком смысле подобный принцип подразумевает институционализацию информационных потоков, то есть возложение на учреждения задачи по обмену данными и сведениями различного характера с целью вовлечь в определенное информационное поле как можно больше заинтересованных акторов.
6 В узком смысле под "столпами" понимаются три типа организаций, которые позволяют обеспечить эффективную поддержку внешнеэкономической активности за счет разделения своих информационных функций. В ФРГ они представлены ведомством при Министерстве экономики и энергетики German Trade and Invest, двусторонними внешнеторговыми палатами (ВТП) в системе Объединения германских торгово-промышленных палат (DIHK), а также экономическими отделениями в составе германских консульств.

Number of purchasers: 1, views: 1191

Readers community rating: votes 0

1. Zverev A.V. O sisteme podderzhki natsional'nogo ehksporta Germanii. Finansovaya analitika: problemy i resheniya, 2009, № 8, cc. 42-49. [Zverev A.V. O sisteme podderzhki natsional'nogo eksporta Germanii [National Export Support System in Germany]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya, 2009, no. 8, pp.42-49.]

2. Rajnkhardt R.O. Sovremennaya sistema ehkonomicheskoj diplomatii FRG. Vestnik MGIMO-Universiteta, 2015, № 3(42), ss. 225-231. [Reinhardt R.O. Sovremennaya sistema ekonomicheskoi diplomatii FRG [The Contemporary System of German Economic Diplomacy]. MGIMO Review of International Relations, 2015, no. 3(42), pp. 225-231.]

3. Teuber J. Interessenverbände und Internationalisierung Dachverbände, Automobil Industrie und Einzelhandel in Europäische Union. Wiesbaden, VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2009. 270 s. DOI:10.1007/978-3-531-91588-3

4. Zeise R. Zur Genesis und Funktion der Handelskammern und des Deutschen Handelstages bis zur Reichsgründung 1871. Jahrbuch für Wirtschaftsgeschichte 1976/4. Zigler D., ed. Berlin, Akademie-Verlag, 1976, ss. 63-81. DOI:10.1524/jbwg.1976.17.4.63

5. Der bremische Kaufmann im Mittelalter. IHK Bremen. Available at: https://www.handelskammer-bremen.de (accessed 24.08.2017).

6. Gutnik V. Politika khozyajstvennogo poryadka v sotsial'noj rynochnoj ehkonomike: kontseptsii i praktika realizatsii. Moskva, IMEhMO RAN, 2001. 182 s. [Gutnik V. Politika khozyaistvennogo poryadka v sotsial'noi rynochnoi ekonomike: kontseptsii i praktika realizatsii [The Policy of Economic Order in a Social Market Economy: Concepts and Implementation Practice]. Moscow, IMEMO RAN, 2001. 182 p.]

7. Gol'dshmidt N., Vol'gemut M. Kontseptual'nye osnovy sotsial'nogo rynochnogo khozyajstva v Germanii. Sotsial'noe rynochnoe khozyajstvo: osnovopolozhniki i klassiki. Moskva, Ves' mir, 2017, cc. 18-26. [Goldschmidt N., Wolgemut M. Kontseptual'nye osnovy sotsial'nogo rynochnogo khozyaistva v Germanii [Conceptual Foundations of a Social Market Economy in Germany]. Sotsial'noe rynochnoe khozyaistvo: osnovopolozhniki i klassiki [Social Market: Founders and Greats]. Moscow, Ves' mir, 2017, rp. 18-26.]

8. Fischer W. Wirtschaft und Gesellschaft im Zeitalter der Industrialisierung. Aufsätze, Studien, Vorträge. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1972. 547 S.

9. Gesetz über die Industrie- und Handelskammern Vom 24. Februar 1870, i.d.F.d.B. v. 31.12.1971. Available at: https://goo-gl.ru/4Ruo (accessed 08.07.2018).

10. Bundesverwaltungsgericht im Namen des Volkes Urteil. Urteil vom 23.06.2010. BVerwG 8 C 20.09. Available at: http://www.ihkvv.de/fileadmin/pdf/A1_Urteil_BverwG.pdf (accessed 08.07.2018).

11. Eucken W. Die Grundlagen der Nationalökonomie. Berlin, Heidelberg, Springer-Verlag, Auflage 9, 1989. 279 s. DOI:10.1007/978-3-642-61337-1.

12. Schmitter P. Neo-corporatism and the consolidation of Neo-democracy. The Challenges of Theories on Democracy. Stein U.L., ed. Michigan, Social Science Monographs, 2000, rp. 30-54.

13. Wiesemann J. Auslandshandelskammern: 100 Jahre Dienstleister für die Wirtschaft. Berlin, Deutscher Industrie-und Handelstag, 1999. 190 S.

14. Schultes N. Deutsche Außenwirtschaftsförderung. Deutsche Außenpolitik. Jäger T., Höse A., Opperman K., eds. Wiesbaden, VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2007, ss. 333-353. DOI:10.1007/978-3-531-90356-9.

15. Ullmann H.-P. Interessenverbände in Deutschland. Frankfurt, Suhrkamp, 1988. 308 S.

16. Kahn D. Die Steuerung der Wirtschaft durch Recht im nationalsozialistischen Deutschland. Frankfurt am Main, Vittorio Klostermann Verlag, 2006. 556 S.

17. Gesetz über Maßnahmen zur Förderung des Aussenhandels von 18.10.1993. Deutsches Reichsgesetzblatt Teil I 1867-1945. Alex. Historische Rechts-und Gesetzestexte online. Available at: https://clck.ru/Fg7gd (accessed 08.07.2018).

18. Gesetz zur Vorbereitung des organischen Aufbaus der deutschen Wirtschaft („Wiederaufbaugesetz“) vom 27. Februar 1934. RGBl. 1934 I, S. 185f. Available at: http://www.documentarchiv.de/ns/1934/wirtschaft_ges.html (accessed 12.08.2019).

19. Der BDI und seine Präsidenten, 1949–2016. BDI. Available at: https://bdi.eu/der-bdi/historie/#/artikel/news/der-bdi-und-seine-praesidenten-1949-2016/ (accessed 06.10.2018).

20. Bührer W. Auf dem Weg zum Korporatismus? Der Bundesverband der Deutschen Industrie in zeitgeschichtlicher Perspektive. Unternehmerverbände und Staat in Deutschland. Bührer W., Grande E., eds. Baden-Baden, Nomos Verlagsgesellschaft, 2000, ss. 44-47.

21. Bührer W. Geschichte und Funktion der Deutschen Wirtschaftsverbände. Handbuch Arbeitsgeber-und Wirtschaftsverbände in Deutschland. Schroeder W., Weßels B., eds. Kassel, Springes VS, 2010, ss. 53-85. DOI:10.1007/978-3-531-92452-6.

22. Belov V.B., red. Sovremennaya Germaniya: ehkonomika i politika. Moskva, Institut Evropy RAN, Ves' Mir, 2015. 720 c. [Belov V.B., ed. Sovremennaya Germaniya: ekonomika i politika [Modern Germany: Economics and Politics]. Moscow, Institute of Europe RAN, Ves' Mir, 2015. 720 p.]

Система Orphus

Loading...
Up