Корпоративная традиция в формировании функциональной поддержки ВЭД ФРГ

 
Код статьиS013122270007799-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-11-56-65
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт Европы РАН
Адрес: РФ, 125009 Москва, ул. Моховая, 11-3в
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №11
Страницы56-65
Аннотация

Исследуя эволюцию институтов поддержки внешнеэкономической деятельности (ВЭД) компаний в Германии, автор выделяет ряд основополагающих характеристик/процессов, которые могли быть причиной институциональной эволюции деловой среды. Автор также приходит к выводу о важной роли развитых элементов корпоративизма в становлении данной системы. Особое внимание уделяется так называемой концепции трех столпов внешнеэкономической поддержки.

Ключевые словаГермания, деловые союзы, корпоративизм, группы интересов, социальное рыночное хозяйство, концепция трех столпов, концепция трех опор
Получено04.12.2019
Дата публикации09.12.2019
Кол-во символов40317
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Современное мировое хозяйство склонно к гомогенизации механизмов взаимодействия экономических субъектов как внутри страны, так и за ее пределами. Наиболее успешные практики, упрощающие ведение бизнеса, в той или иной степени перенимаются игроками международных отношений. Как известно, для эффективного воспроизведения того или иного институционального опыта в новых условиях необходимо определить его природу и основополагающие принципы. Учитывая региональное лидерство ФРГ по экспорту и в целом по уровню вовлеченности в мировую торговлю, понятна заинтересованность в исследованиях немецкой модели поддержки внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов и возможности внедрения ее элементов в устройство менее развитых экономик.
2 Современная система немецкой поддержки бизнеса включает ряд компонентов, в их числе финансовые и функциональные меры содействия внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – прямая и косвенная поддержка, соответственно.
3 Косвенные меры стимулирования играют не последнюю роль в экономической политике ФРГ: в большинстве релевантных исследований, при рассмотрении системы содействия экспорту, косвенная поддержка по важности приравнивается к механизмам прямого государственного субсидирования, так как она направлена на сокращение транзакционных издержек при выходе на иностранный рынок – одну из основных проблем интернационализации малого и среднего бизнеса. Функциональные меры поддержки реализуются через сотрудничество государственных органов власти с негосударственными экономическими агентами (объединениями защиты интересов – лоббистами и организациями с общественными функциями)1. В основе их взаимодействия лежат универсальные механизмы институциональной кооперации, представляющие собой несущую конструкцию поступательного развития ВЭД. В этом контексте политика ФРГ по интернационализации бизнеса включает в себя:
  1. поддержку выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;
  2. торгово-политические меры;
  3. информационно-консультационные меры [1].
1. Среди исследований современных мер стимулирования экспорта и/или внешнеэкономического лоббизма немецких НПО в Германии следует упомянуть работы таких авторов, как: В.П. Гутник, В.Б. Белов, К.С. Вяткин, А.В. Зверев, Р.О. Райнхард, Д.Н. Нечаев, С.П. Сиротенко, П.С. Каневский, А.С. Денисов. Однако они не ставили своей целью выявить природу современной институциональной среды ФРГ, ее характерные черты и принципы формирования.
4 Последние два параметра тесно сопряжены с соблюдением в ФРГ принципа "трех столпов", установленного во второй половине XX в.2 2. В ряде русскоязычных источниках также носит наименование "концепция трех опор" [2].
5 В широком смысле подобный принцип подразумевает институционализацию информационных потоков, то есть возложение на учреждения задачи по обмену данными и сведениями различного характера с целью вовлечь в определенное информационное поле как можно больше заинтересованных акторов.
6 В узком смысле под "столпами" понимаются три типа организаций, которые позволяют обеспечить эффективную поддержку внешнеэкономической активности за счет разделения своих информационных функций. В ФРГ они представлены ведомством при Министерстве экономики и энергетики German Trade and Invest, двусторонними внешнеторговыми палатами (ВТП) в системе Объединения германских торгово-промышленных палат (DIHK), а также экономическими отделениями в составе германских консульств.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1192

Оценка читателей: голосов 0

1. Зверев А.В. О системе поддержки национального экспорта Германии. Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2009, № 8, cc. 42-49. [Zverev A.V. O sisteme podderzhki natsional'nogo eksporta Germanii [National Export Support System in Germany]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya, 2009, no. 8, pp.42-49.]

2. Райнхардт Р.О. Современная система экономической дипломатии ФРГ. Вестник МГИМО-Университета, 2015, № 3(42), сс. 225-231. [Reinhardt R.O. Sovremennaya sistema ekonomicheskoi diplomatii FRG [The Contemporary System of German Economic Diplomacy]. MGIMO Review of International Relations, 2015, no. 3(42), pp. 225-231.]

3. Teuber J. Interessenverbände und Internationalisierung Dachverbände, Automobil Industrie und Einzelhandel in Europäische Union. Wiesbaden, VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2009. 270 s. DOI:10.1007/978-3-531-91588-3

4. Zeise R. Zur Genesis und Funktion der Handelskammern und des Deutschen Handelstages bis zur Reichsgründung 1871. Jahrbuch für Wirtschaftsgeschichte 1976/4. Zigler D., еd. Berlin, Akademie-Verlag, 1976, ss. 63-81. DOI:10.1524/jbwg.1976.17.4.63

5. Der bremische Kaufmann im Mittelalter. IHK Bremen. Available at: https://www.handelskammer-bremen.de (accessed 24.08.2017).

6. Гутник В. Политика хозяйственного порядка в социальной рыночной экономике: концепции и практика реализации. Москва, ИМЭМО РАН, 2001. 182 с. [Gutnik V. Politika khozyaistvennogo poryadka v sotsial'noi rynochnoi ekonomike: kontseptsii i praktika realizatsii [The Policy of Economic Order in a Social Market Economy: Concepts and Implementation Practice]. Moscow, IMEMO RAN, 2001. 182 p.]

7. Гольдшмидт Н., Вольгемут М. Концептуальные основы социального рыночного хозяйства в Германии. Социальное рыночное хозяйство: основоположники и классики. Москва, Весь мир, 2017, cc. 18-26. [Goldschmidt N., Wolgemut M. Kontseptual'nye osnovy sotsial'nogo rynochnogo khozyaistva v Germanii [Conceptual Foundations of a Social Market Economy in Germany]. Sotsial'noe rynochnoe khozyaistvo: osnovopolozhniki i klassiki [Social Market: Founders and Greats]. Moscow, Ves' mir, 2017, рp. 18-26.]

8. Fischer W. Wirtschaft und Gesellschaft im Zeitalter der Industrialisierung. Aufsätze, Studien, Vorträge. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1972. 547 S.

9. Gesetz über die Industrie- und Handelskammern Vom 24. Februar 1870, i.d.F.d.B. v. 31.12.1971. Available at: https://goo-gl.ru/4Ruo (accessed 08.07.2018).

10. Bundesverwaltungsgericht im Namen des Volkes Urteil. Urteil vom 23.06.2010. BVerwG 8 C 20.09. Available at: http://www.ihkvv.de/fileadmin/pdf/A1_Urteil_BverwG.pdf (accessed 08.07.2018).

11. Eucken W. Die Grundlagen der Nationalökonomie. Berlin, Heidelberg, Springer-Verlag, Auflage 9, 1989. 279 s. DOI:10.1007/978-3-642-61337-1.

12. Schmitter P. Neo-corporatism and the consolidation of Neo-democracy. The Challenges of Theories on Democracy. Stein U.L., ed. Michigan, Social Science Monographs, 2000, рp. 30-54.

13. Wiesemann J. Auslandshandelskammern: 100 Jahre Dienstleister für die Wirtschaft. Berlin, Deutscher Industrie-und Handelstag, 1999. 190 S.

14. Schultes N. Deutsche Außenwirtschaftsförderung. Deutsche Außenpolitik. Jäger T., Höse A., Opperman K., eds. Wiesbaden, VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2007, ss. 333-353. DOI:10.1007/978-3-531-90356-9.

15. Ullmann H.-P. Interessenverbände in Deutschland. Frankfurt, Suhrkamp, 1988. 308 S.

16. Kahn D. Die Steuerung der Wirtschaft durch Recht im nationalsozialistischen Deutschland. Frankfurt am Main, Vittorio Klostermann Verlag, 2006. 556 S.

17. Gesetz über Maßnahmen zur Förderung des Aussenhandels von 18.10.1993. Deutsches Reichsgesetzblatt Teil I 1867-1945. Alex. Historische Rechts-und Gesetzestexte online. Available at: https://clck.ru/Fg7gd (accessed 08.07.2018).

18. Gesetz zur Vorbereitung des organischen Aufbaus der deutschen Wirtschaft („Wiederaufbaugesetz“) vom 27. Februar 1934. RGBl. 1934 I, S. 185f. Available at: http://www.documentarchiv.de/ns/1934/wirtschaft_ges.html (accessed 12.08.2019).

19. Der BDI und seine Präsidenten, 1949–2016. BDI. Available at: https://bdi.eu/der-bdi/historie/#/artikel/news/der-bdi-und-seine-praesidenten-1949-2016/ (accessed 06.10.2018).

20. Bührer W. Auf dem Weg zum Korporatismus? Der Bundesverband der Deutschen Industrie in zeitgeschichtlicher Perspektive. Unternehmerverbände und Staat in Deutschland. Bührer W., Grande E., eds. Baden-Baden, Nomos Verlagsgesellschaft, 2000, ss. 44-47.

21. Bührer W. Geschichte und Funktion der Deutschen Wirtschaftsverbände. Handbuch Arbeitsgeber-und Wirtschaftsverbände in Deutschland. Schroeder W., Weßels B., eds. Kassel, Springes VS, 2010, ss. 53-85. DOI:10.1007/978-3-531-92452-6.

22. Белов В.Б., ред. Современная Германия: экономика и политика. Москва, Институт Европы РАН, Весь Мир, 2015. 720 c. [Bеlov V.B., ed. Sovremennaya Germaniya: ekonomika i politika [Modern Germany: Economics and Politics]. Moscow, Institute of Europe RAN, Ves' Mir, 2015. 720 p.]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх