Ethno-rock, technocumbia, salsa — hybrid fruits of globalization

 
PIIS0044748X0008147-0-1
DOI10.31857/S0044748X0008147-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute for Latin American studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameLatin America
EditionIssue 2
Pages92-101
Abstract

Latin American popular music has gained in the modern era of world distribution, becoming an integral part of mass culture. The technological revolution accompanying globalization has contributed to the emergence of hybrid genres emerging as a result of the penetration of elements of jazz and varieties of pop music into traditional patterns. In this context, it is proposed to get acquainted with the hybrid genres of Indian music in Mexico, Peru and Caribbean-American salsa as examples of the evolution of cultural identity in the globalizing world.

Keywordspopular music, rock, globalization, hybrid genres, cultural identity
Received07.02.2020
Publication date07.02.2020
Number of characters22754
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Стремительные изменения в общественной жизни, происходящие в эпоху глобализации, отражаются во всех областях культуры, в частности, в популярной музыке Латинской Америки. Латиноамериканские песни и танцы победно шествуют по всему миру благодаря их карнавальной энергии, которой пронизаны выступления исполнителей на концертах и международных конкурсах, а мелодико-ритмические и тембровые элементы этой энергии проникают в музыку других стран и народов. Музыкальная культура Латинской Америки постоянно развивается, видоизменяется и эволюционирует в разных плоскостях и направлениях. Ее развитие — это диалектический процесс многообразного взаимодействия основных элементов латиноамериканской триады — индейского, афроамериканского и европейского.
2 Как известно, к началу XX в. музыкальная культура Латинской Америки приобрела черты зрелости: завершился процесс формирования традиционных жанров народной и профессиональной музыки, в которых воплотились типичные черты и особенности латиноамериканского мировосприятия. Однако в настоящее время, как справедливо отмечает Наталия Сергеевна Константинова, многие, казавшиеся незыблемыми понятия и категории, представляются спорными, а порой и полностью потерявшими смысл применительно к новой реальности [1, с. 13]. Традиционные классификации, ранее существовавшие под «эгидой» народной музыки и ее разветвлений в виде фольклора, городской и сельской музыки, утратили определенность. Новое, объемное значение приобрел термин популярная музыка (música popular), вбирающий в себя не только синонимичное ему понятие народная музыка, но и множество разных музыкальных произведений, являющихся не «генетическими потомками» фольклорных жанров, а продуктами профессионального и любительского творчества. Многие образцы популярной музыки, часто исполняемые в определенный отрезок времен, могут потом выйти из разряда популярных и быть забытыми. Некоторые песни и танцы, напротив, столь долго остаются востребованными, что со временем становятся частью культурного достояния, по значимости приближаясь к фольклору [2, с. 113].
3 Появление в начале ХХ в. радио, затем кино и телевидения, поначалу не внесло принципиальных изменений в условия существования популярных жанров. Возросли их исполнительские возможности за счет расширения амплитуды звучания, тембрового обогащения путем привлечения инструментов симфонического оркестра, возникновения видеоряда и средств коммуникации. Но эти изменения, до поры до времени, не нарушали границ музыкальной и культурной идентичности жанров — танго оставалось танго, вальс — вальсом, фламенко — фламенко.
4 В современную эпоху музыка проникла во все сферы жизни, став незаменимым компонентом массовой культуры, звуковым фоном, сопровождающим ее на всех уровнях — от удовлетворения самых простых потребностей до высоких сфер элитарной духовной жизни. Значительную роль в музыкальной глобализации сыграла технологическая революция, произошедшая в средствах коммуникации и массовой информации. Изобретение электронных музыкальных инструментов, синтезаторов и компьютеров открыло безграничные возможности для самых смелых экспериментов в области звукоизвлечения. Однако распространение продуктов массовой культуры по всему миру — музыки, кинофильмов, телевизионных программ — порождает опасения, что вследствие процесса интернационализации локальные и региональные культурные традиции будут подавлены, а новая глобальная культура станет преобладающей.

Number of purchasers: 0, views: 401

Readers community rating: votes 0

1. Konstantinova N.S. Problema kul'turnoj identichnosti v poliehtnicheskom obschestve. Kul'tura sovremennoj Ispanii. Prevratnosti obnovleniya. Otv. red. Konstantinova N.S. Institut Latinskoj Ameriki RAN. M.: Nauka, 2005, 170 s.

2. Dotsenko V.R. Flamenko i fado — dve ipostasi iberijskoj identichnosti. Sovremennaya kul'tura Ispanii i Portugalii: polilog traditsij. Moskva, ILA RAN, 2017, ss. 111-145.

3. Allesh Kh. Ehsteticheskij opyt v ehpokhu globalizatsii (perevod A.S.Timoschuka). Orientiry… Vyp. 2. M.: IF RAN, 2003, ss. 223-230.

4. Steingress G. La hibridación transcultural como clave de la formación del Nuevo flamenco. Available at: http://www.redalyc.org./articulo.oa?id=82200812 (accessed 27.05.2017).

5. Ochoa A.M. Músicas locales en tiempos de globalizacion. Available at: https://senaitro.blackboard.com/…Músicas%20locales%20e…www&academia.edu/109794551 (accessed 03. 05.2017).

6. Platonova O. Sal'sa kak fenomen latinoamerikanskoj kul'tury. Diss. kandidata iskusstvovedeniya. Nizhnij Novgorod, 2016, 223 s.

7. De la Peza Casares M. de C. El rock mexicano. Un espacio en disputa. México: Universidad Autonoma Metropolitana-Unidad Xochimilco, 2013, 351 p.

8. Zebadua Carbonell J.P. Juventudes, identidades y transculturación. Un acercamiento analítico al rock indígena en Chiapas. LiminaR, vol. 15 no.1. San Cristobal de las Casas, ene-jun. 2017. Available at: http://dx. doi.org/10.2536/luminar.v15|1.492 (accessed 13.06.2017).

9. Música de adentro: es música que hereda el rock tzotzil {documental} (2012). Veracruz: Universidad Cristobal Colon. LiminaR, vol. 15 no.1. San Cristobal de las Casas ene-jun. 2017. Available at: http://dx. doi.org/10.2536/luminar.v15|1.492 (accessed 13.06.2017).

10. Mendizabal R.P. De folklore a cultura Hibridas: rescatando raíces, redifiniendo fronteras entre nosotros. No hay país más diverso. Compendio de antropología peruana. Degregori (ed)a: Red. Para desarrollo de las Ciencias Sociales en Perú. Lima, 2000, p. 74-122. Available at: Gazeta de Antropologia, 2005, 21, recension 07, http://hdl.handle.net/10481/7228 (accessed 17.09.2018).

11. Santillan A.y R. Consumos culturales urbanos: el caso de la tecnocumbia en Quito. Iconos. Revista de Ciencias Sociales. Faculdad Latinoamericana de Ciencias Sociales, Sede Academia de Quito, Ecuador. Enero № 18, 2004, p. 43-52.

12. Pineau, F., Ramírez, A.M. La (re)construcción de las identidades en la música popular andina en Perú: un campo de disputa y negociación cultural. Revista Ensayos Pedagógicos, Vol. VI, № 1, enero-junio, 2011, p. 61-72.

13. Quintero Rivera A. Identidad e globalización. Redefinaciones caribeñas a las geografias y el tiempo. Trans revista transcultural de música, N 6, 2002. Available at: www/redalic.org/pdf/822/8220609.pdf (accessed 20. 09. 2018).

14. Escalona S. La Salsa: «pa’bailar mi gente”: un phenomene socioculturel. Paris, Hartmattan, 1998, 173 p.

15. Ureña García. A. Salsa e Identidad Latinoamericana. Panorama Cultural.com. El periódico cultural de la costa Caribe. Publicado el Viernes, 19 Diciembre 201401:30. Available at: http://www.panoramacultural.com.co/index.php?salsa-e-identidad-latinoamericana (accessed 12.03.2018).

16. Waxer L. Situating Salsa: Global Markets and Local Meaning in Latin Popular Music. New York Publisch Routledge, 2002, 350 p.

Система Orphus

Loading...
Up